Конспект индивидуального логопедического занятия "Постановка звука С"

Разделы: Логопедия


Цели:

  1. Добиваться правильного звучания звука “С”.
  2. Тренировать подвижность артикуляционного аппарата.
  3. Развивать мелкую моторику пальцев рук.
  4. Закреплять умение расслабляться.
  5. Развивать нижнее диафрагмальное дыхание на основе трёхфазного дыхания.
  6. Развивать фонематический слух.
  7. Обогащать словарь ребёнка.
  8. Воспитывать правильную, чёткую дикцию; аккуратность и осанку.

Оборудование: игрушка би-ба-бо “Страусёнок”, картинки, профиль звука, кукла, музыкальная кассета, магнитофон.

Ход занятия

1. Организационный момент.

(Создание эмоционального настроя у ребёнка).

- Посмотри, какой страусёнок к нам пришёл сегодня на занятие!
- Как тебя зовут?
- Фтипан.
- Что-то мы не поняли, как тебя зовут.
- Фтипан.
- А, я кажется, догадалась. Тебя зовут, Степан?
- Да, да (страусёнок машет головой). Фтипан, Фтипан!
- Саша, как ты думаешь, какой звук не умеет произносить наш друг Степан?
- Ну, конечно, звук “С”.
- Мы с тобой ему поможем научиться произносить звук “С”? (Да поможем).
- Но сначала мы ему покажем, как надо расслабляться.
- Садись в кресло. (Звучит спокойная музыка, проводится релаксация).

2. Релаксация.

“Все умеют танцевать.
Прыгать, бегать рисовать,
Но не все пока умеют расслабляться, отдыхать!
- Слушай, и делай как я. Вдох-выдох (два раза).
Посмотрите, мы олени,
Рвётся ветер нам на встречу
Ветер стих,
Расправим плечи
Руки снова на колени,
А теперь немного лени.
Руки не напряжены
И расслаблены…..
Знают страусята, девочки и мальчики
Отдыхают теперь ваши пальчики,
Дышится легко….ровно….глубоко”.

Вот и закончилась наша игра, мы немного отдохнули, успокоились, научились внимательно слушать, а главное мы вместе с нашим страусёнком почувствовали, как приятно, когда руки не напряжены и расслаблены.

Ну что ж, теперь пора учиться произносить звук “С”.

Давайте сделаем упражнения, которые так любит наш весёлый язычок.

3. Артикуляционная гимнастика.

(Выполняются упражнения для губ).

1. Упражнение “Улыбка”.

Тянуть губы прямо к ушкам
Очень нравиться лягушкам.
Улыбаются… Смеются….
А глаза у них, как блюдца.

(Выполняется упражнение “Улыбочка” – 5-7 раз, губы растянуты в улыбке, зубы обнажены).

<Рисунок 1>

2. Упражнение “Трубочка”.

Мои губы – трубочка –
Превратились в дудочку.
Громко я дудеть могу:
Ду-ду, ду-ду-ду,
Ду-ду, ду-ду-ду.

(Упражнение выполняется с сомкнутыми зубами, губы вытянуты вперёд 5-7 раз).

<Рисунок 2>

3. Упражнение “Улыбочка-трубочка”.

(Чередуются упражнения “1” и “2” 5 раз).

А теперь поиграем с нашим язычком. Смотри, Степан, как мы это будем делать и запоминай.

(Выполняются упражнения для языка).

1. Упражнение “Лопаточка”.

Язык лопаткой положи.
И спокойно подержи.
Язык надо расслаблять
И под счёт его держать:
Раз, два, три, четыре, пять!
Язык можно убирать.

<Рисунок 3>

- Послушай и выполни это упражнение, как я тебе скажу: “Положи расслабленный язычок на нижнюю губку, следи, чтобы губка не подворачивалась, затем убери лопатку в рот, опусти её за нижние зубки, старайся, чтобы язык лежал спокойно, не шевелился и не дрожал” (5-7раз).

2. Упражнение “Накажи непослушный язычок”

На губу язык клади,
Пя-пя-пя произнеси
Мышцы расслабляются…
Лопатка получается….
Ты под счёт её держи…
До пяти…до десяти…

<Рисунок 4>

3. Упражнение “Горка”.

Вот так горка, что за чудо!
Выгнулся язык упруго:
Кончик в зубы упирается,
Бока кверху устремляются!

<Рисунок 5>

4. Упражнение “Чищу зубы”

Чищу зубы,
Чищу зубы.
И снаружи…
И внутри.
Не болели, не темнели,
Не желтели, чтоб они.

Выполняем упражнение так, улыбнись, приоткрой рот, “почисть” кончиком языка нижние зубки, делая движения из стороны в сторону, “почисть” старательно ещё раз нижние зубы с внутренней стороны.

<Рисунок 6>

4. Диафрагмальное дыхание:

А теперь представьте, что мы с вами пошли в лес, там так свежо, так приятно пахнет! Давайте подышим:

Если уж в лесу гулять
Надо воздухом дышать!
Подышите, как я.
Выдох – пффф
Пауза
Возврат дыхания – пффф
Пауза.
Возврат дыхания – с-с-с-с
Пауза.
Возврат дыхания – пффф
Пауза.
Возврат дыхания – с-с-с-с.

Посмотрите, какие кораблики у нас плавают в “море” (перед ребёнком ставится ёмкость с водой, в которой плавают кораблики). Давай на него подуем, чтобы он скорей к другому берегу приплыл.

Давайте немного отдохнём и рассмотрим вот эту картинку, на которой всё нарисовано про звук “С” (рассматриваем акустико-артикуляцыонный профиль и делаем анализ артикуляции звука “с”).

Акустико - артикуляционный профиль звука “С”

<Рисунок 7>

- Посмотри и скажи, что делают губки при произношении звука “с”?
- Ребёнок – улыбаются.
- Что остаётся между зубками?
- Ребёнок – щель.
- Язычок, какой узкий или широкий?
- Ребёнок – широкий.
- Куда упирается кончик языка?
- Ребёнок – в верхние зубки.
- Язычок, что ещё делает?
- Ребёнок – выгибается горкой.
- Какая воздушная струя?
- Ребёнок (прикладывает, на расстоянии, к горлышку тыльной стороной ладошку и проверяет воздушную струю) - Холодная.
- Проверь ладошкой, какой это звук глухой или звонкий?
- Ребёнок – глухой.
- Какой бывает этот звук, твёрдый как орех или мягкий как вата.
- Ребёнок – бывает и твёрдым и мягким.

Давай ещё раз попробуем сделать губы, зубы, язычок, так как мы только что говорили (ребёнок выполняет).

Давай встанем и “накачаем насос” (ребёнок делает имитационные движения, как будто он “накачивает насос” наклоняясь вперёд и произнося звук с-с-с-с , взрослый следит за артикуляцией звука).

5. Моторика пальцев рук:

Давай теперь покажем страусёнку Степану, как работают наши ручки:

Ты не бойся, это гусь
Я сама его боюсь
Гусь стоит и всё гогочет
Ущипнуть тебя он хочет.

<Рисунок 8>

6. Фонематический слух:

Послушай внимательно и хлопни в ладоши, когда услышишь звук “С”.

(Ж, З, С, Ц, Ж, С, З, Ш, Ц, С, Ш…)

А теперь подними руку, когда услышишь слог со звуком “С”: ЖА, СА, ШО, ЖО, СУ, ЦА, ЗА, ШО…

Послушай и произнеси слоги, которые я тебе скажу:

СА-СО-СУ; СЫ-СА-СЭ; СУ-СЭ-СЫ.

Сегодня к нам в гости взглянуть на Страусёнка зашли Саша и Сима, подари им игрушки (картинки) вместе с нашим Страусёнком – Саше со звуком “С”, Симе – со звуком “СЬ”. Ребёнок раздаёт картинки или игрушки и проговаривает каждое предложение: “ Я подарю Саше картинку санки, а Симе гуся”..

Молодец! Всё сделал правильно!

Вот и подошло время заканчивать наше занятие, посмотрите ещё раз на профиль звука “С” и расскажите по нему: об язычке, губках, зубках, “ветерке” (воздушной струе), как они себя ведут, когда ты произносишь звук “С” (ребёнок вспоминает полную артикуляцию звука “С”).

- Ну что, Страусёнок, научился произносить правильно и красиво своё имя?
- Так как же тебя зовут? Произнесите вместе имя Страусёнка (Степан).
- Правильно! Молодцы!
- Я думаю, что теперь вы всегда будете правильно произносить все слова с этим красивым звуком “С”.