Программа элективного курса "Гильоширование. Декоративные мотивы"

Разделы: Технология


Пояснительная записка.

Гильоширование возникло в Германии в 70-х гг. 19 в. Данный вид декоративно прикладного искусства позволяет создавать великолепные изделия с применением аппликаций: салфетки, декоративные панно, закладки для книг, открытки, кружевные изделия ришелье. Это способствует развитию художественного вкуса, усидчивости, привитию аккуратности. Курс гильоширования рассчитан на овладение техникой и приемами выжигания. Программа рассчитана на 16 ч. (для учащихся 10-х классов технологического профиля)

Цель данного курса: формирование мировоззрения учащихся через декоративно прикладное творчество (на примере гильоширования). Программа ориентирована на профессию дизайнера по ткани.

Данная цель реализуется через задачи:

  • Овладение техникой гильоширование;
  • Развитие эстетического вкуса;
  • Развитие логического мышления, творческого воображения;
  • Развитие глазомера аккуратности в работе, усидчивости;
  • Формирование представления об авторских правах на программное обеспечение;
  • Формирование понимания об экономическом расчете затрат при данном виде деятельности.

В процессе курса учащиеся осваивают технику и приемы выжигания:

  • выжигание по шаблонам;
  • выжигание по ткани с цветным рисунком;
  • выжигание на бумаге;
  • выжигание с подсветкой;

При проведении занятий используются разнообразные методы: инструктаж по технике безопасности, инструктаж работы с инструментами, демонстрация образцов изделий, выполнение упражнений при выжигании тканей разных по структуре и составу, беседа по составлению композиций, экскурсия в музеи, на выставки прикладного творчества, подготовка к выставкам, семинарам, разработка и презентация проекта.

Форма оценивания учащихся "зачет", "незачет":

  • Учащиеся показали знания основных понятий курса.
  • Разработали и защитили собственный творческий проект.
  • Умеют связывать теорию с практикой, высказывать и обосновать свою точку зрения при выборе техники и приема выжигания с разными видами тканей.
  • Выполнили качественно и аккуратно все практические работы.

Тематическое планирование.

№ п/п Тема Количество часов Виды деятельности учащихся
1 Вводное занятие.

Правила ТБ, ПБ в кабинете. История гильоширования. Инструменты и приспособления для выжигания.

1 Лекция - беседа
2 Основные приемы в технике гильоширования 6 Практические занятия
3 Цвет, композиция средства выразительности в художественном оформлении 2 Лекция - беседа, практическое занятие
4 Творческий проект.

Выполнение изделия в технике выбранной учащимися

5 Практические занятия
5 Итоговое занятие.

Презентация творческого проекта. Оформление выставки.

1 Каждый учащийся представляет разработанный проект
6 Итого 16  

Содержание программы

Тема 1. Вводное занятие (2ч).

История гильоширования. Гильоширование как вид декоративно-прикладного искусства. Цели и задачи курса. Правила по ТБ, ПБ. Инструменты и приспособления для выжигания на ткани. Порядок работы в кабинете. Правила пользования выжиганием ТБ. Подготовка выжигателя к работе с синтетическими тканями. Виды синтетических тканей.

Тема 2. Основные приемы в технике гильоширования (5ч).

Приемы выжигания: в свободной росписи; в технике "бандан"; в технике гута; в технике цветовой графики.

Тема 3. Цвет, композиция - средства выразительности в художественном изделии (2ч).

Основные правила составления композиции. Понятие о гармоничности в композиции. Понятие статики, динамики, равновесия в композиции. Создание объемных форм.

Тема 4. Творческий проект (6ч)

Структура творческого проекта. Составление эскизов выбранного изделия (панно, набор салфеток, скатерть и т.д.). Выбор ткани, цвета. Выполнение изделий из ткани в технике выбранной учащимися.

Тема 5. Итоговое занятие (1ч).

Презентация творческого проекта. Организация выставки.

Литература для учителя:

  1. Барсеньева В.А., Романова Н.В. Вопросы орнаментации ткани// Народное творчество, №1, 2000
  2. Газарян С., Прекрасное своими руками// Школа и производство, №5, 2002.
  3. Корлов В.К. Составление композиций// Юный художник, №10
  4. Карлов В.К. Основы художественного оформления текстильных изделий. М. 1981
  5. Газарян С. Прекрасное своими руками.: М, 1987.
  6. Журавлева И. Ткани. Обработка. Уход. Окраска. Аппликация. Батик. 2003

Литература для учащихся:

  1. Гусакова М.А. Подарки и игрушки своими руками. Работа с тканью М.2000.
  2. Юдин А.М., Сучков В.Н., Коростелин Ю.А. Химия для вас М. 1987.
  3. Кукин Г.Н. и др. Текстильное материаловедение. Ленпромбытиздат, 1992.
  4. Смотрова Н.А. Выжигание на ткани. Гильоширование. СПБ Корона принт, 1999.