Пояснительная записка.
Гильоширование возникло в Германии в 70-х гг. 19 в. Данный вид декоративно прикладного искусства позволяет создавать великолепные изделия с применением аппликаций: салфетки, декоративные панно, закладки для книг, открытки, кружевные изделия ришелье. Это способствует развитию художественного вкуса, усидчивости, привитию аккуратности. Курс гильоширования рассчитан на овладение техникой и приемами выжигания. Программа рассчитана на 16 ч. (для учащихся 10-х классов технологического профиля)
Цель данного курса: формирование мировоззрения учащихся через декоративно прикладное творчество (на примере гильоширования). Программа ориентирована на профессию дизайнера по ткани.
Данная цель реализуется через задачи:
- Овладение техникой гильоширование;
- Развитие эстетического вкуса;
- Развитие логического мышления, творческого воображения;
- Развитие глазомера аккуратности в работе, усидчивости;
- Формирование представления об авторских правах на программное обеспечение;
- Формирование понимания об экономическом расчете затрат при данном виде деятельности.
В процессе курса учащиеся осваивают технику и приемы выжигания:
- выжигание по шаблонам;
- выжигание по ткани с цветным рисунком;
- выжигание на бумаге;
- выжигание с подсветкой;
При проведении занятий используются разнообразные методы: инструктаж по технике безопасности, инструктаж работы с инструментами, демонстрация образцов изделий, выполнение упражнений при выжигании тканей разных по структуре и составу, беседа по составлению композиций, экскурсия в музеи, на выставки прикладного творчества, подготовка к выставкам, семинарам, разработка и презентация проекта.
Форма оценивания учащихся "зачет", "незачет":
- Учащиеся показали знания основных понятий курса.
- Разработали и защитили собственный творческий проект.
- Умеют связывать теорию с практикой, высказывать и обосновать свою точку зрения при выборе техники и приема выжигания с разными видами тканей.
- Выполнили качественно и аккуратно все практические работы.
Тематическое планирование.
№ п/п | Тема | Количество часов | Виды деятельности учащихся |
1 | Вводное занятие. Правила ТБ, ПБ в кабинете. История гильоширования. Инструменты и приспособления для выжигания. |
1 | Лекция - беседа |
2 | Основные приемы в технике гильоширования | 6 | Практические занятия |
3 | Цвет, композиция средства выразительности в художественном оформлении | 2 | Лекция - беседа, практическое занятие |
4 | Творческий проект. Выполнение изделия в технике выбранной учащимися |
5 | Практические занятия |
5 | Итоговое занятие. Презентация творческого проекта. Оформление выставки. |
1 | Каждый учащийся представляет разработанный проект |
6 | Итого | 16 |
Содержание программы
Тема 1. Вводное занятие (2ч).
История гильоширования. Гильоширование как вид декоративно-прикладного искусства. Цели и задачи курса. Правила по ТБ, ПБ. Инструменты и приспособления для выжигания на ткани. Порядок работы в кабинете. Правила пользования выжиганием ТБ. Подготовка выжигателя к работе с синтетическими тканями. Виды синтетических тканей.
Тема 2. Основные приемы в технике гильоширования (5ч).
Приемы выжигания: в свободной росписи; в технике "бандан"; в технике гута; в технике цветовой графики.
Тема 3. Цвет, композиция - средства выразительности в художественном изделии (2ч).
Основные правила составления композиции. Понятие о гармоничности в композиции. Понятие статики, динамики, равновесия в композиции. Создание объемных форм.
Тема 4. Творческий проект (6ч)
Структура творческого проекта. Составление эскизов выбранного изделия (панно, набор салфеток, скатерть и т.д.). Выбор ткани, цвета. Выполнение изделий из ткани в технике выбранной учащимися.
Тема 5. Итоговое занятие (1ч).
Презентация творческого проекта. Организация выставки.
Литература для учителя:
- Барсеньева В.А., Романова Н.В. Вопросы орнаментации ткани// Народное творчество, №1, 2000
- Газарян С., Прекрасное своими руками// Школа и производство, №5, 2002.
- Корлов В.К. Составление композиций// Юный художник, №10
- Карлов В.К. Основы художественного оформления текстильных изделий. М. 1981
- Газарян С. Прекрасное своими руками.: М, 1987.
- Журавлева И. Ткани. Обработка. Уход. Окраска. Аппликация. Батик. 2003
Литература для учащихся:
- Гусакова М.А. Подарки и игрушки своими руками. Работа с тканью М.2000.
- Юдин А.М., Сучков В.Н., Коростелин Ю.А. Химия для вас М. 1987.
- Кукин Г.Н. и др. Текстильное материаловедение. Ленпромбытиздат, 1992.
- Смотрова Н.А. Выжигание на ткани. Гильоширование. СПБ Корона принт, 1999.