Цель: Способствовать пониманию учащимися важности подкормки птиц в зимнее время.
Задачи:
- Закрепить знания учащихся по орнитофауне Комсомольского района, Хабаровского края;
- Способствовать привитию любви к животному миру края
- Развивать познавательный интерес;
Оборудование: презентация "Зимующие птицы" (см. Приложение 1), листовки в защиту зимующих птиц, карточки задания, запись голосов птиц, интерактивная доска.
Подготовительный этап:
От каждого класса предоставляется команда- 6-7 человек.
Учащиеся заранее рисуют страничку о зимующих птицах города и готовят ее защиту.
Творческая группа экологов готовит инсценированное выступление "Доживем до весны".
Ход мероприятия
Инсценированное выступление "Доживем до весны".
Появляется взъерошенный воробей:
Ой, спасите! Караул!
Кто в меня снежком пульнул?
Эти скверные мальчишки
Жить мешают воробьишкам.
То снежками, то рогаткой!
А ведь нам и так не сладко!
Появляется синичка:
Бр- р! Какой мороз трескучий!
Где бы спрятаться получше?
Замерзаю на лету!
Может быть, согреюсь тут?
Замечает воробья:
Чик-чирикин! Что с тобой?
Ты взъерошенный такой!
Может, кто тебя обидел?
Или ты кота увидел?
Воробей:
Ой, соседка! Тише! Тише!
Видишь там троих мальчишек
Бессердечных, злых и грубых?
Хорошо им в теплых шубах,
В шапках, в куртках меховых!
Еле вырвался от них!
Синичка:
Я, сосед, с тобой согласна!
Птичья жизнь зимой ужасна!
Против нас мороз, бураны,
Да еще и хулиганы!
Нас выслеживают кошки,
И во рту с утра не крошки!
Червячков и мошек нет,
А без них какой обед?
Ой, как трудно жить на свете!
Что нам делать? Кто ответит?
Появляется сорока:
Добрый день, синичка! Здравствуй!
Чик - чирикин, как дела?
Ой, не терпится похвастать-
Я сегодня принесла
Сногсшибательную весть:
Будет всем нам, что поесть:
Рассказала мне подружка
Про какие-то кормушки.
Дескать, дети есть такие-
Ну, совсем, совсем не злые,
А, как раз наоборот,
Помогают птицам! Вот!
Воробей недовольно:
Перестань трещать сорока,
О еде, о жизни легкой,
Да еще о добрых детях.
Сказки нет глупей на свете!
Не поверю никогда,
Будто где-то ждет еда!
Никому мы не нужны.
Эх, дожить бы до весны:.
Сорока возмущенно:
Чик - чирикин, Ты не прав!
Разузнала я вчера:
Эти славные ребята
Называются юннаты.
Так летим же в школьный сад,
Ведь кормушки там висят.
Их, поверьте, там немало.
Есть на них зерно и сало,
Крошки хлеба и пшено!
Воробей недовольно:
Нет, не верю все равно!
Синичка задумчиво:
А вот я бы полетела.
Что-то кушать захотела
Я еще два дня назад.
Кто со мною в школьный сад?
Воробей:
Так и быть, я полечу-
Я всю зиму есть хочу.
Все улетают. Через некоторое время появляются не спеша, синичка и воробей.
Синичка:
Ах, какой чудесный пир!
Я теперь люблю весь мир!
Был жестоким день обычный,
Оказалось, не со зла.
Людям я не безразлична!
Я нужна им! Ну, дела!
Воробей:
Да, в саду я убедился:
На сороку зря сердился.
И теперь уж наяву
До весны я доживу!
А весной мы дружно вместе
Будем петь вам, люди, песни,
Защищать от злой беды
Огороды и сады.
Ведь на сытый-то желудок
Нам, пернатым, ерунда
И любое время суток,
И снега, и холода!
Обращается к синичке:
Ты со мной согласна?
Синичка:
Да!
Я, сосед, с тобой согласна!
Как на свете жить прекрасно! [1]
Ведущий: Мы рады приветствовать всех кто собрался в этом зале на наш праздник, посвященный зимующим птицам нашего города. Пришла зима - спасайся, кто может. А кто не может? Вот синицы, воробьи, снегири, что делать им они не улетают как перелетные птицы в жаркие страны. Зимой наступают тяжелые времена для них. Тысячами гибнут они в суровые месяцы зимы, но не от холода, а от голода. Ученые подсчитали, что из 10 синиц весну встречают 1-2. Для того чтобы слушать песни птиц весной, нужно быть неравнодушными и помочь им в тяжелую зимнюю пору.
Как мы можем помочь птицам? (ответы детей)
Сегодня вы побываете в гостях у зимующих птиц нашего города, а они подготовили для вас свои задания, ответы на которые оценит наше уважаемое жюри. (Представляются члены жюри)
1 Конкурс: "Птичья страничка".
Ведущий: Каждая команда подготовила дома страничку о зимующих птицах нашего города. Оцениваться будет: научная достоверность информации, оформление странички.
(Команды представляют свои странички, посвященные зимующим птицам города)
Ведущий: Спасибо! Предлагаю нашим командам дать названия соответствующие выбранным вами птиц. Названия команд: "Клесты", "Воробушки", "Дятлы" и т.д.
А каких еще птиц можно встретить зимой на улицах нашего города?
(Дети называют птиц)
2 конкурс "Подбери клюв": С помощью карточек с изображениями клювов разных птиц, нужно определить, чем они питаются
(за правильный ответ- 1 балл, если определяется название птиц - дополнительные баллы)
Ведущий:
"Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма,
Горсть одна нужна.
Горсть одна -
И не страшна
Будет им зима.
Столько гибнет их,
Не счесть,
Видать тяжело!
А ведь в вашем сердце
Есть
И для них тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми." (А. Яшин)
Строчки из стихотворения А. Яшина призывают нас покормить птиц зимой, а какой корм предпочитают разные виды птиц?!
3 конкурс: "Птичья столовая": Необходимо разложить корм, соответствующий птицам. За правильно подобранный корм- 1 балл, максимальное количество баллов-6 баллов
Задания:
Синицы----------кусочек сала
Клесты----------кедровые орехи
Снегири--------ягоды рябины
Воробьи----------пшено
Голуби---------семена подсолнечника
4 конкурс: "Загадки о птицах".
Ведущий: Птицы приготовили загадки о себе, каждая команда по очереди отгадывает загадку.
Загадки
1. Спинкою зеленовата, брюшком желтовата,
Чёрненькая шапочка и полоска шарфика.2. Чернокрылый, красногрудый он везде найдёт приют.
Не боится он простуды - с первым снегом тут как тут.3. Птичка-невеличка ножки имеет, а ходить не умеет.
Хочет сделать шажок - получается прыжок.4. Он по-рабочему одет - удобно, просто, ловко.
На нем малиновый берет и пестрая спецовка.5. Кто там прыгает, шуршит, клювом шишки потрошит?
Он бесстрашней всех в природе, ведь зимой птенцов выводит.6. Непоседа пестрая, птица длиннохвостая,
Птица говорливая, самая болтливая. [2]
5 конкурс "Птичья викторина".
Участникам раздаются бланки с вопросами, правильный ответ-1 балл, максимальное количество баллов-10.
Перечень вопросов:
1. Когда температура тела воробья ниже: зимой или летом?
(температура тела воробья - постоянная)
2. Почему снегиря назвали снегирем?
(Появляется зимой)
3. Какая птица выводит своих птенцов зимой?
(клест)
4. Почему снегири и синицы любят водить компанию с дятлом?
(остатки пищи)
5. Почему поползня называют лесным акробатом?
(перемещается вверх и вниз по стволу вниз головой)
6. Жизнь какой птицы тесно связана с человеком?
(голубь воробей)
7. Эта птица может поворачивать голову на 180 и даже на 270 градусов?
(филин сова)
8. Почему в сильные морозы птицы сидят нахохлившись?
(образовавшаяся воздушная прослойка сохраняет тепло)
9. Почему в сильные морозы куропатки прячутся под снег?
(под снегом теплее)
10. Почему основная масса птиц Хабаровского края улетает с наступлением зимы в теплые края?
(нехватка корма)
6 конкурс "Аудио- викторина""
Команды по очереди прослушивают аудио запись и угадывают голоса птиц: синица, снегирь, дятел, поползень, голубь, воробей.
7 конкурс "Кто здесь лишний?"
(Команды угадывают, названия каких птиц зашифрованы, какая птица не является зимующей?)
в | р | н | ||
д | т | л | ||
ф | л | н | ||
с | р | ж | ||
к | е | т |
8 конкурс "Узнай птицу"
Ведущий: Здесь зашифрованы названия зимующих птиц Хабаровского края, вам в течение одной минуты необходимо угадать, что это за птицы.
1. НИЦАСИ:.
2. БЕЙРОВО:
3. КАРОСО:
4. ЛИНФИ:..
5. КАЛЯПО:
6. ЛУБЬГО:.
7. КАРОВКЕД:..
8. МОРОДОКЗИ:
9. НАВОРО
10. ЗЕНЬПОЛПО:.
9 конкурс: "Музыкальный" Команды по очереди исполняют песни связанные с птицами, побеждает та команда, которая исполнит больше всего песен о птицах.
Подведение итогов конкурса, жюри объявляет победителей, команды награждаются грамотами.
Ведущий: Я надеюсь, этот праздник открыл для вас что-то новое и интересное и крепче станет дружба между людьми и птицами!
Все участники праздника дружно отправляются развешивать кормушки и листовки, кормить птиц.
Литература.
- Кухтина А.Л. Помоги зимующим птицам. Методические рекомендации к проведению месячника. Комсомольск- на- Амуре: Агора, 2005.
- Сборник загадок: Пособие для учителя/ сост. М.Т. Карпенко - М.: Просвещение, 1988.