Отличительные для конца XX – начала XXI века изменения в характере образования, в его направленности, целях, содержании – все более явно ориентируют его на «свободное развитие человека», на творческую инициативу, самостоятельность обучаемых, конкурентоспособность, мобильность, то есть компетентных выпускников. Эти изменения нашли отражение в Федеральном законе «Об образовании», концепции модернизации отечественного образования на период до 2010 года.
В 60-х годах XX века было заложено понимание рассматриваемых сейчас различий между понятиями «компетенция» и «компетентность». При этом, сами понятия «компетенция», «компетентность» и производное «компетентный» широко использовались ранее в быту и литературе. Их толкование приводилось в словарях.
Компетенция – круг проблем, сфера
деятельности, в которой данный человек обладает
знаниями.
Компетентность – обладание человеком
соответствующей компетенцией (способность
делать что-то хорошо или эффективно)
Компетентный – способный, знающий, сведущий в
определенной области.
Образовательная компетенция – уровень
развития личности учащегося, связанный с
качественным освоением содержания образования.
В докладе международной комиссии по образованию
для XXI века «Образование: сокрытое сокровище» Жак
Делор, сформулировав «4 столпа», на которых
основывается образование: «научиться
познавать, научиться делать, научиться жить
вместе, научиться жить», определил по сути,
основные глобальные компетентности. Эти слова
стали девизом моей педагогической деятельности.
А цель компетентностей – помочь ребенку,
подростку, юноше продуктивно адаптироваться в
социальном мире.
Советом Европы было принято определение пяти
ключевых компетенций, которыми «должны быть
оснащены молодые европейцы». Это:
- Политические и социальные
- Межкультурные
- Коммуникативные
- Информационные
- Учебные
Ключевые компетенции включают, помимо прочего, способность эффективной работы в команде, планирование, решение проблем, творчество, лидерство, предпринимательское поведение, организационное видение и коммуникативные навыки.
В документе «Стратегии модернизации содержания общего образования» были сформулированы основные положения компетентностного подхода в образовании. Предложено разграничение компетентностей по пяти сферам (познавательная, социально-трудовая, бытовая, досуговая, общественная).
Компетентностный подход есть овладение социокультурным опытом человечества, который подразумевает:
В школьной образовательной практике можно выделить такие ключевые образовательные компетенции:
Историческое образование помогает человеку самоопределить себя в окружающем мире и интегрировать себя в этот мир. Поэтому в своей деятельности большое внимание уделяю информационной и коммуникативной компетенциям, которые включают в себя:
При построении учебного процесса учитываю структуру компетенции, которая включает интеллектуальную, ценностную и практическую составляющие, а с целью их формирования использую ключевые задания.
Для меня основными формами учебного занятия, на которых формируется мировоззрение учащихся и их отношение к историческим фактам являются обзорные, тематические, проблемные лекции.
Для формирования интеллектуальной составляющей компетенции при проведении обзорной, тематической лекций включаю задания на повторение определений, перечисление фактов, проверяю знания хронологии событий.
Проблемная лекция активизирует работу учеников, ставит их в позицию исследователя, поэтому в названии темы выношу проблему. Например:
«Реформы Петра I – за и против»;
«Выступление на Сенатской площади. Восстание или
акт гражданского неповиновения?»;
«Отмена крепостного права. Обретение свободы или
трагедия русского народа?»
Эти лекции помогают мне строить диалог с учащимися, ненавязывая своей точки зрения, приходим к общему мнению.
Для формирования ценностной составляющей коммуникативной компетенции ученик должен не только усвоить материал, но его интерпретировать. Поэтому уделяю внимание практическим занятиям, на которых применяю такие задания:
– объясните значение документа;
– составьте опорную схему.
Владея материалом, ученики учатся его применять, то есть создавать свое высказывание, использовать изученный материал в новых условиях. Например, они высказывают свои предположения о политическом развитии России в случае победы первой русской революции.
Для формирования практической составляющей коммуникативной компетенции ставлю учащихся в ситуацию, когда они сравнивают исторические факты, анализируют причины исторических событий, определяют их взаимосвязь. Например, сравнить аграрные проекты С.Ю.Витте и П.А.Столыпина и ответить на вопрос: «Почему они не получили поддержки ни у правительства, ни у оппозиционных партий, ни у широких кругов российской общественности, ни у крестьянства?»
Ученики всегда с интересом готовятся к деловым играм и результативность таких уроков выше и актуальнее. На этих занятиях ученики приобретают опыт публичных выступлений, ведения диалога, участия в дискуссиях, проявления инициативы и принятия ответственных решений. Свободный обмен мнениями, обусловленный игровыми моментами, способствует раскрытию личностных качеств, развивает коммуникабельность, менталитет.
Например, в ходе урока в 9 классе по теме «Политическая жизнь в России после Манифеста 17 октября 1905 года» применяю ролевой момент – выступление лидеров партии в Государственной думе. Заранее учащиеся делятся на группы, изучают программы партий, выбирают лидеров партии, готовят вопросы для своих оппонентов. То есть у них происходит формирование всех трех составляющих компетенции. Ключевым может быть вопрос: «Считаете ли вы, что I и II Госдумы были настоящим парламентом?» В итоге у всех учащихся формируется представление о политическом кризисе 1905 года и личностное отношение к политическим лидерам, также вырабатываются навыки публичного выступления.
Одним из важных методов формирования информационной компетенции является исследовательский метод, который помогает школьнику увидеть гармонические связи между разрозненными явлениями и фактами, общую картину мира. Основные составляющие этого метода я использую в своей практике.
В ходе исследовательской деятельности учащиеся анализируют, устанавливают причинно-следственные связи, сравнивают, обобщают, конкретизируют, выдвигают гипотезы, переносят знания в новую ситуацию, находят аналоги для нового варианта решения проблемы, то есть это является результатом нашей совместной деятельности.
Методика социального проектирования ориентируется не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых знаний для активного включения в освоение новых способов человеческой деятельности. Например, работая в профильном социально-экономическом классе по программе «Право», использую эту методику при изучении темы «Юридическое лицо», где старшеклассники самостоятельно делятся на группы, определяют вид юридического лица и основную деятельность данной организации, при этом они учитывают особенности и потребности населения нашего города. Перед тем как начать работу, я напоминаю основные этапы и задачи проектной деятельности и требования к оформлению и выполнению проекта (см. приложение). В результате происходит формирование того конструктивного критического мышления, которое трудно развить при обычной «урочной» форме обучения. В процессе проектирования учащиеся вырабатывают свой аналитический взгляд на информацию, уже «не работает» оценочная схема: «это – верно, а это – неверно». При этом они свободны в выборе способов и видов деятельности для достижения поставленной цели.
Причем оценивается не объем информации, а
применение ее в деятельности для достижения
поставленной цели, а в качестве эксперта
выступают одноклассники.
Безусловно, метод проектирования не может быть
использован в качестве единственной формы
работы, поэтому сочетаю его с другими видами
исследовательской деятельности, такими как
дискуссии и написание эссе. Особо актуальными
вопросами для учащихся являются политическая,
экономическая и социальная жизнь нашего
общества. Поэтому темы дискуссий порой
формулируют сами учащиеся. Например, проблемы и
перспективы Хабаровского края можно отразить в
следующих темах:
– Мое будущее в нашем регионе;
– Перспективы развития моего города и
края;
– Мой выбор сегодня – страна завтра.
Профильное обучение позволяет не только углублять знания учащихся по предмету, но и расширяет возможности использования Интернет в рамках Проекта «Информатизация системы образования». Дистанционное обучение позволило учащимся профильного класса изучать курс «Обществознание» совместно с преподавателями московских университетов. Главными результатами такого обучения являются:
– повышение интереса к предмету, так как
интерактивные курсы содержат схемы, графики,
презентации, флэш-анимации, ссылки на справочные
и информационные ресурсы Сети;
– стимулирование активности и
самостоятельности учащихся;
– совершенствование коммуникативных навыков
коллективной работы в Сети;
– развитие творчества в современных
информационных и коммуникационных средах, ведь
главная задача учителя – не давать готовые
знания, а предоставить инструменты для
самостоятельного получения и усвоения этих
знаний. Ведь главной целью образования
является воспитание современного
цивилизованного человека, компетентной
личности.
Об этом свидетельствуют результаты моей работы: коммуникативная и информационная компетенции проявляются у учащихся через:
- стремление к полноценному диалогу и сотрудничеству;
- осознание и активное включение в обмен мнениями;
- принятие позиции окружающих в качестве особой ценности;
- интерес учащихся к преподаваемым предметам;
- возможность реализовать свой творческий потенциал.
По результатам итоговой аттестации в форме ЕГЭ по обществознанию в 2007 учебном году средний балл составляет 4,0, а в 2008 учебном году – 4,2; по истории в 2007 году средний балл – 4,5.
Имею ежегодно призеров городских и краевых олимпиад:
2006-2007 г. – первое место в городской олимпиаде по
праву, второе место в краевой олимпиаде по праву
(10 класс); второе место в городской олимпиаде по
обществознанию; первое место в краевом конкурсе
«Знатоки избирательного права» (являлась
руководителем городской команды).
2007-2008 г. – призер краевой олимпиады по праву;
первое место в краевом конкурсе «Знатоки
избирательного права»; первое место в краевом
конкурсе по основам предпринимательской
деятельности и защите прав потребителей
2008-2009 г. – призер краевого тура олимпиады по
истории; первое место в краевом конкурсе
«Знатоки избирательного права».
Являюсь победителем национального проекта «Образование 2006» по направлению «Поощрение лучших учителей».
Условиями, обеспечивающими наибольшую эффективность моей работы, являются:
– повышение профессиональной квалификации при
ХКИППК ПК;
– обучение на семинаре при МЭСИ по теме
«Дистанционное обучение школьников на
профильном уровне»;
– участие в городском и краевом конкурсах
профессионального мастерства «Учитель года
–2006»;
– сотрудничество с кафедрой истории
педагогического университета
Комсомольска-на-Амуре.
Но главным условием достижения результатов является участие в экспериментальной работе гимназии по теме: «Формирование у школьников ключевых компетенций посредством взаимодействия основного и дополнительного образования» с использованием технологии В.Зайцева «Диагностико-технологическое управление педагогическим процессом». Целенаправленная работа всего педагогического коллектива, высокий профессиональный уровень всех педагогов позволяет гимназии достичь высоких результатов в целом (в 2007 году гимназия № 9 стала победителем национального проекта «Образование».
Список используемой литературы:
- Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года.
- А.Г Кузнецова “Личностно-ориентированный подход к современному уроку”. Учебное пособие , г, Хабаровск, 2001 г.
- С.К. Селевко “Компетентности и их классификация”. Журнал “Народное образование” № 4, 2004 г.
- Т.А.Файн кандидат педагогических наук. “Исследовательский подход в обучении”, “Практика”, 2002 г.
- А.В.Хуторской “Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования”. Журнал “Народное образование” № 2, 2003 г.
- Е.Ямбург, член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук. “Удержать коромысло в равновесии”. Цикл статей. Учительская газета № 6-12, 2004г.