Урок физики по теме "Распространение звука. Высота, тембр и громкость звука"

Разделы: Физика


Цели:

  • Образовательная:
    • ввести основные характеристики звука – громкость, высота и тембр;
    • выяснить механизм распространения звуковой волны.
  • Развивающие:
    • развитие самостоятельности мышления и интеллекта ученика;
    • развитие умения находить и обрабатывать информацию, анализировать, четко выражать свои суждения;
    • продолжить формирование умений работать с книгой, учить выделять главное, строить ответ с помощью обобщенных планов.
  • Воспитательные:
    • воспитывать чувство ответственности, умение работать в коллективе;
    • продолжить работу по формированию у учащихся умения работать в группе.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: камертон, бусинка, сосуд с водой, часы.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент урока

II. Актуализация знаний

а) 3 человека по карточкам решают задачи.

Карточки

Вариант 1

Волна распространяется со скоростью 12 м/с при частоте колебаний 10 Гц. Чему равна длина волны?

Вариант 2

Мимо рыбака за 10 секунд прошло 5 гребней волн, начиная с первого. Скорость волны 4 м/с. Определите длину волны и частоту колебаний?

Вариант 3

На дискотеке Дима за 4 мин танца подпрыгнул 120 раз. Вычислите частоту и период его прыжков.

III. Фронтальный опрос

Теперь необходимо нам с вами повторить изученный ранее материал. Мы с вами познакомились со звуковыми колебаниями.

1) Как называется раздел физики, в котором изучают звуковые явления? 2) Что такое звук? 3) Назовите источники звука 4) Назовите приемники звука.
5) Колебания каких частот способно воспринимать человеческое ухо?
6) Что такое ультразвук и инфразвук?

IV. Изучение нового материала

– Сегодня мы познакомимся с характеристиками звука и выясним механизм возникновения звуковой волны.
Будем работать в группах. Каждая группа получит карточку с индивидуальным заданием и обобщенный план изучения явления.

1. Прочитать текст учебника.
2. Выделить в тексте структурные основные элементы научных знаний.
3. Выполнить опыт по инструкции.
4. Подготовить сообщение для устного ответа.
5. Решить качественную задачу.

Карточка 1

  1. Прочитайте § 35, стр. 118-119 учебника.
  2. Подчеркните нужную вам информацию.
  3. Подготовьте текст для устного выступления, содержащие ответы на вопросы:

    а) От чего зависит высота звука?
    б) Что называется чистым тоном?
    в) Что такое обертон и тембр звука?
    г) Из чего «состоит» музыкальный звук?

  4. Вливайте струю воды в высокий цилиндрический сосуд. Как изменится высота тона прослушиваемого звука по мере наполнения сосуда?
  5. Кто в полете быстрее машет крыльями муха, шмель или комар?

Карточка 2

  1. Прочитайте § 36, стр. 121-122 учебника.
    Выделите в тексте основные Элементы знаний о громкости звука.
  2. К одной ветви камертона подведите вплотную маленький висящий на нити шарик, а по другой слегка ударьте молоточком.. Затем камертон глушат и снова ударяют по нему, но гораздо сильнее, чем в первый раз. Сравните расстояние на которое отскакивает шарик и на громкость звука. Сделайте вывод
  3. Подготовьте устный ответ, содержащий ответы на вопросы:

    а) Чем определяется громкость звука?
    б) В каких единицах измеряется громкость звука?
    в) Звук какой громкости вызывает у человека болевые ощущения?
    г) Почему в больших городах необходимо принимать меры для уменьшения шумов?

  4. Крупный дождь можно отличить от мелкого по более громкому звуку, возникающему при ударе капель о крышу. На чем основана такая возможность?

Карточка 3

  1. Прочитайте § 37, стр. 122-123 учебника.
    Выделите существенное, главное. Объясняющее причину различия скоростей распространения звука в жидких, твердых и газообразных телах.
  2. Подготовьте устный ответ, содержащий ответы на вопросы:

    а) В каких средах может происходить распространение звука?
    б) Почему звук не распространяется в вакууме?
    в) Какие тела – пористые или упругие – лучше проводят звук?
    г) Как можно обеспечить звукоизоляцию помещения? Какие материалы для этого используют?

  3. Положите карманные часы на стол и приложите ухо к столу. Что вы слышите? Затем положите в карман. А сейчас, что слышно? Объясните.
  4. Объясните, как слуга из рассказа «Барон Мюнхгаузен» смог узнать, что скороход, заснул. «Я позвал своего слугу, того, который слышал, как растет трава в поле, и спросил его, не слышит ли он топота ног моего скорохода. Он приложил ухо к земле и сообщил, к моему величайшему горю, что бездельник скорохода заснул».

Карточка 4

  1. Прочитайте § 38, стр. 124-125 учебника.
  2. Выпишите нужную для вас информацию о скорости звука в различных средах, способах ее определения.
  3. Подготовьте устный ответ, содержащий ответы на вопросы:

    а) Каким образом у человека вызывается ощущение звука?
    б) Какую волну представляет собой звук, распространяющийся в газах и жидкостях?
    в) Как была измерена скорость звука в воздухе?
    г) От чего зависит скорость распространения звука? Как ее определить?

  4. Герой рассказа О. Генри ударил поросенка с такой силой, что тот полетел « опережая звук собственного визга». С какой наименьшей скоростью должен был лететь поросенок, чтобы описанный случай произошел в действительности?
  5. Почему в туман гудки паровозов, пароходов слышны на более далеком расстоянии, чем в солнечную погоду?

V. Отчеты групп

VI. Решение задач

Упр. 32 (1) стр.126 учебника.

№1. Определите скорость звука в воде, если источник, колеблющийся с периодом 0, 002 с, возбуждает в воде волны длиной 2,9 м.

VII. Итоги урока

VIII. Домашнее задание: §35-38.

Литература:

1. Усова А.В., Вологодская З.А. Самостоятельная работа учащихся по физике в средней школе. — М.: Просвещение, 1973.
2. Муравьев А.В. Как учить школьников самостоятельно приобретать знания по физике. — М., 1985.
3. Гайдучок К.М. Управление самостоятельной работой школьников. // Физика в школе, 1986, № 2.
4. Лырчикова В.И. Обучение учащихся методам самостоятельной работы. // Физика в школе, 1987, № 2.
5. Шилов Организация самостоятельной работы учащихся с учебником. // Физика в школе,1994, № 4.
6. Зверева Н.М. Активизация мышления учащихся на уроке физики. — М., 1980.
7. Есипов Б.П. Самостоятельная работа учащихся на уроках. — М., Учпедгиз, 1981.
8. Перышкин А.В. Гутник Е.М Учебник Физика 9 класс. – М., Дрофа 2008.