В условиях модернизации российской системы образования большую роль отводят организации профильного обучения и предпрофильной подготовки обучающихся. Особое внимание хочется уделить некоторым аспектам именно предпрофильной подготовки, служащей фундаментом профильного обучения.
Предпрофильная подготовка – это, говоря иначе, всем давно известная профориентационная работа, только в отличие от профориентации, предпрофильная подготовка направлена на совершение школьниками профессионального выбора уже в стенах школы, ускоряя процесс профессионального самоопределения. Поэтому предпрофильная подготовка должна начинаться за несколько лет до проведения отбора в профильные классы. Цель предпрофильной подготовки – формирование у школьника самовосприятия и уровня притязаний, раскрытие и развитие способностей, склонностей, интересов, воспитание трудовой мотивации. Все эти компоненты, безусловно, важны, но хотелось бы более тщательно рассмотреть такой аспект, как влияние устойчивых интересов на выбор дальнейшего профессионального плана.
Интерес («interest» с латинского – имеет значение, важно) является важнейшим побудителем любой деятельности, влияющим на эффективность ее протекания.
Интерес вообще, и профессиональный интерес в частности, отражает объективно существующие отношения личности и общества, которые появляются в результате жизни и деятельности человека. Сила профессионального интереса состоит в том, что, являясь глубоко личностным образованием, он открывает объективные ценности профессионального обучения, сообщает учению силу, легкость, интенсивность и быстроту, придает профессиональной деятельности личностный смысл, содействует ее продуктивности. Рядом с развитием интереса идет становление таких ценных качеств личности, как наблюдательность, старательность, настойчивость, умение преодолевать трудности, стремление к поиску, самостоятельность и другие. Благодаря профессиональному интересу деятельность учащихся становится эффективной и плодотворной.
Таким образом, профессиональный интерес – это самая сильная мотивация, которая может поддерживать стремление обучающегося к приобретению профессии и способствовать, в дальнейшем, успеху в профессиональной деятельности. Для этого необходимо создавать условия для его развития, что позволит подростку успешно выстраивать жизненные и профессиональные планы, добиваться признания и в полной мере себя реализовать.
Но интересы постоянно меняются, поэтому в процессе обучения и развития нас могу интересовать различные сферы. Поэтому если при выборе профиля обучения поддаться сиюминутному увлечению, то вполне возможно, вскоре мы можем разочароваться в нашем выборе, так как нам будет интересна уже другая сфера. Учитывая это, можно предположить, что для успешного выбора профиля обучения необходимо иметь в виду, в первую очередь, устойчивые интересы детей, которые несущественно изменяются с течением времени. Для подтверждения или опровержения этой гипотезы было проведено эмпирическое исследование, направленное на то чтобы узнать, будут ли устойчивые интересы влиять на выбор дальнейшего профиля обучения и профессионального плана.
При изучении интересов обучающихся использовались методики, которые были оптимально приближены к условиям реальной деятельности обучающихся, обеспечивали высокий уровень мотивации в условиях группового исследования, отвечали необходимым требованиями, а также были приемлемы для обучающихся.
С целью получения таких данных в 2008-2009 и в 2009-2010 учебных годах были обследованы обучающиеся 8Б и 9Б класса (соответственно) МОУ «Верхнелюбажская средняя общеобразовательная школа» Фатежского района Курской области. В исследовании принимали участие 15 обучающихся.
Описание методов исследования
При проведении исследования были использованы следующие методики:
1) «Карта интересов» (174 вопроса) (авт. – А. Е. Голомшток) позволила определить степень выраженности интересов обучающихся к учебным предметам (сферам знаний). Здесь использовалась одна из модификаций методики, предлагающая 174 вопроса по 29 сферам.
2) «Дифференциально-диагностический опросник» (Е. А. Климов). В основу опросника положена идея о делении всех существующих профессий на 5 типов по признаку предмета или объекта, с которым взаимодействует человек в процессе труда (Ч-Ч, Ч-П, Ч-Т, Ч-ЗС, ЧХО).
3) Анкета, направленная на изучение дальнейшего профессионального плана.
Итак, подведем некоторые итоги исследования.
После обработки материала мы получили следующие данные: по результатам диагностики с применением методики «Карта интересов» у 24 % обучающихся интересы стабильны, т. е. совершенно не изменились за указанный выше промежуток времени. Круг интересов у 27 % респондентов более конкретизировался (сузился) по сравнению с предыдущим годом. Интересы расширились и изменились у 43 % обучающихся. У 6% интересы кардинально изменились. Сходная ситуация и в результатах «ДДО»: 27% – стабильные интересы, 53% – к прежним добавились новые, 13%– интересы конкретизировались, сузились, 7% – кардинально изменились. Для более наглядного представления данных ниже приведены диаграммы (Рис. 1, 2):
Рис. 1. Карта интересов
Рис. 2. ДДО
На данных круговых диаграммах достаточно четко видны процентные доли, обозначенные выше. Несколько различаются данные, полученные при помощи разных методик, но это можно объяснить тем, что «ДДО» разделяет интересы всего на 5 сфер, в то время как «Карта интересов» содержит 29 сфер интересов, которые входят в сферы «ДДО». Так что такое распределение нельзя назвать отхождением от нормы.
Также можно представить данные в виде кривых Гаусса (Рис 3):
Рис. 3.
У нас получилось 2 примера кривой Гаусса,
которая отражает распределение полученного
признака. Мы видим, что и одна, и другая кривые
имеют отклонение от исходной кривой Гаусса,
причем обе в положительную сторону. Это
свидетельствует о том, что изучаемый признак (в
данном случае – устойчивость интересов) имеет
достаточно высокий положительный показатель.
Это дает право сделать вывод о том, что у
большинства обучающихся имеются устойчивые
интересы.
Теперь необходимо выяснить, связаны ли
устойчивые интересы с выбором профиля обучения в
будущем. Обучающимся в текущем учебном году
предлагалось заполнить анкету, содержащую
вопросы относительно их будущего
профессионального плана.
<Приложение 1>
Проанализируем ответы на предложенные вопросы.
На вопрос «Где ты собираешься продолжить
обучение?» 73 % респондентов ответили, что
планируют получить среднее образование в стенах
родной школы, 20 % планируют поступить в ССУЗ или
колледж, 7% еще не решили. На вопрос о том, по каким
предметам хотелось бы углубить знания, были
получены следующие ответы: 66 % опрошенных
называют те учебные предметы, которые
непосредственно связаны с областью заявленных
интересов, 20 % называют дисциплины, которые
имеют скорее косвенное отношение к их
диагностируемым интересам; 14 % называют
предметы, которые практически не связаны с
областью их интересов. Был еще вопрос, который
звучал так: «С кем ты посоветуешься при выборе
профиля обучения или будущей профессии?». 59 %
обучающихся предполагают услышать мнение
родителей и друзей, 34 % решат сами, остальные
посоветуются с учителями, классным
руководителем, школьным психологом. Освещать все
вопросы и ответы на них нет смысла, т. к.
интересующие ответы уже получены. Изобразим
ответы на 2-й вопрос тоже в виде кривой Гаусса
вместе с ранее полученными кривыми (Рис. 4):
Рис. 4.
Мы видим, что эта кривая также имеет положительное отклонение, хотя характеризуется несколько иными качествами. Тем не менее, на основе полученных данных мы можем сделать вывод, что наша гипотеза о том, что устойчивые интересы будут влиять на выбор будущего профиля обучения или профессионального плана, подтвердилась. Но подтверждается она лишь в теории, что же будет на практике – покажет время.
Проблема готовности школьников к профессиональному самоопределению в современных социально-экономических условиях становиться все более актуальной, ведь не даром Общая Концепция модернизации российского образования профессиональное самоопределение признает приоритетным направлением работы школы.
Список использованной литературы:
- «Психологические аспекты введения предпрофильной подготовки и профильного обучения в общеобразовательной школе» (методические рекомендации); сост. Ефременко А. В., Рябыкина О. А., Курск, 2006 г.