Цели урока:
Образовательные:
- обобщить, расширить знания учащихся о световых явлениях.
- углубить знания о свойствах света.
- дать представление о природе света.
- показать значение света для человека.
Развивающие:
- формировать умения наблюдать, сопоставлять и делать выводы.
- развивать логическое мышление, воображение.
- формировать представление о единстве понятий окружающего мира.
- развивать познавательную, информационно-коммуникативную компетенции.
Воспитательные:
- развивать стремление к познанию.
- воспитать умение выслушивать товарища, уважать мнение оппонента.
Формы и методы обучения: рассказ учителя с элементами беседы, самостоятельная работа, работа в группах, компьютерная презентация.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютерная презентация урока, презентации учащихся, диск "Все тайны космоса", диск "Суперпамять".
Ход урока
I. Организационный момент. Объявление темы, цели урока, порядка работы на уроке.
Слайд 1
Эпиграфом урока является пословица:
Ученье - свет, неученье - тьма.
II. Активизация учащихся. Стимулирующий тренинг "Суперпамять", Видеоклип "Как прекрасен этот мир".
Слайд 2
1. На экране программа "Суперпамять", АВС (аудио - визуальной стимуляции). Данная программа способствует быстрому усвоению информации, улучшению памяти.
Уважаемые ребята, посмотрите, пожалуйста, в течение 20 секунд в центр экрана. Для чего это нужно я объясню вам чуть позже.
Слайд 3
2. Звучит песня "Как прекрасен этот мир". Видеоклип.
Слайд 4, 5
Мы видим этот прекрасный мир потому, что существует свет!
90% всей информации об окружающем мире люди получают посредством зрения. Долгое время считали, что глаза испускают особые лучи, и таким образом человек видит. Развеял этот миф знаменитый Абу Али ибн Сина. (Авиценна) Великий врач первым пришел к выводу, что глаз всего лишь улавливает отраженные предметами лучи.
Что такое свет? Возможна ли жизнь человека без света?
На эти вопросы мы попытаемся сегодня ответить.
III. Проверка знаний. Презентации учащихся.
О природе света люди задумывались давно. И только в 17 веке практически одновременно возникли две противоположных теории объясняющих природу световых явлений: корпускулярная и волновая.
Слайд 6
Основоположником корпускулярной теории света был английский ученый Исаак Ньютон. Согласно корпускулярной теории свет представляет собой поток частиц - корпускул, летящих в световом луче прямолинейно с большой скоростью.
Слайд 7
Голландский ученный Христиан Гюйгенс разработал иную теорию, согласно которой распространение света представляет собой волновой процесс.
Острая борьба между этими теориями продолжалась на протяжении столетия.
К концу 18 века огромное количество опытов, поставленных учеными, подтвердили правоту Гюйгенса. Свету оказались присущи многие явления свойственные только волновым процессам.
Слайд 8
В середине 19 века Максвелл, произведя теоретические исследования, показал, что свет это электромагнитная волна. В конце 19 века электромагнитная теория света, подтвержденная огромным количеством экспериментов, получила окончательное признание.
Слайд 9
однако в 1900 году Макс Планк пришел к выводу, что возбужденные атомы вещества испускают световую энергию порциями - квантами или фотонами.
Световые частицы (фотоны) обладают импульсом и энергией.
Масса покоя фотонов равна нулю, это говорит о том, что фотоны всегда движутся.
Исходя из квантовой теории света в 1905 г. Альберт Эйнштейн объяснил явление и законы фотоэффекта.
слайд 10
Волновые свойства света подтверждают следующие явления:
- интерференция.
- дифракция.
- дисперсия.
- поляризация.
- И законы:
- закон отражения света
- закон преломления света.
Слайд 11
Квантовые свойства света подтверждают следующие явления:
- фотоэффект
- давление света
- химическое действие света
- фотосинтез
Слайд 12
Видимый свет представляет собой электромагнитные волны с интервалом длин волн между 4 10-7 до 7,5 10-7 м, воспринимаемых человеческим глазом и распространяющиеся в вакууме со скоростью 300000 км/с.
Таким образом, свет имеет сложную корпускулярно-волновую природу. Он обладает одновременно и волновыми и корпускулярными свойствами, т. е. свет одновременно и частица и волна.
Слайд 13
При распространении света в пространстве преобладают волновые свойства, а при взаимодействии с веществом - квантовые.
Это подтверждает единство свойств частиц вещества и электромагнитного поля.
Источником света является возбужденный атом.
Слайд 14
Вселенная и свет появились одновременно в результате Большого взрыва.
IV. Обобщение и систематизация знаний. Работа в группах. Создание и защита мини-проектов.
Предлагаю вам в течении 5 минут разработать и защитить мини- проекты об использовании света и его значении.
(Работа в группах, по рядам.) На листе ватмана написать или нарисовать.
Более подробно рассказать об одном направлении.
Представитель ОТ КАЖДОЙ ГРУППЫ ВЫСТУПАЕТ С ЗАЩИТОЙ СВОЕГО МИНИ-ПРОЕКТА И С ВЫВОДОМ.
(представители от групп вытягивают листочек с темой проекта)
Слайд 15
1 группа
- в науке и технике: лазер, фотоэлементы, солнечные батареи, световоды, фотография:
Слайд 16
2 группа
- в природе: фотосинтез, цвет, мимикрия.
Слайд 17
3 группа
- для человека: зрение, освещение, в медицине, светолечение, живопись, культура.
Еще один пример использования света. Вы помните, в начале урока мы смотрели 20 секунд на мигающий свет? Это программа аудио - визуальной стимуляции. Импульсы света определенной частоты, цвета, интенсивности могут синхронизировать работу левого и правого полушария нашего мозга, что активизирует нейронные цепи, участвующие в запоминании, ускоряя обучение, увеличивая творческий потенциал.
Такие программы используются в психологии и психотерапии. Данная программа называется "Суперпамять", она способствует быстрому усвоению информации, ускоряет обучение, улучшает память. Автор программы" Суперпамять" врач психотерапевт, профессор Филимонов Максим Олегович.
Вывод: свет имеет огромное значение в жизни человека и живой природы.
Мы рассмотрели свет с физической точки зрения, а есть еще философское понятие. Вспомните эпиграф нашего урока.
Ученье - свет, неученье - тьма.
Какое значение имеет слово "свет" в данном случае (в данной поговорке)?
СВЕТ ЭТО ИСТИНА, ЗНАНИЕ, ПОЗНАНИЕ:ЧИСТОТА.
Можно привести много примеров где бы употреблялось именно это значение данного слова.
Нести свет людям, светлая голова и др.
Задание по группам:
Слайд №18
1 группа. Вспомните и приведите примеры использования слова свет в художественных произведениях.
М. Горький - "Легенда о Данко". Данко осветил путь людям своим горячим сердцем.
"Луч света в темном царстве" - из критики .Так назвали Катерину из пьесы А.Островского "Гроза".
"Терминатор". Слово обозначает границу между светлым и черным.
"Свет мой зеркальце скажи:" А.С. Пушкин
Слайд №19
"И сказал Бог: да будет свет. И стал свет. И увидел Бог свет, что он хорош:" (Быт.1:1-5)
Обратите внимание! На иконах все святые изображаются с нимбом, т.е. свечением над головой. От них исходит свет, добро, чистота.
2 группа. Вспомните и приведите примеры использования слова свет в пословицах, поговорках, цитатах.
Где любовь да совет, там рай и свет.
Истина сияет подобно свету-Камю
Тень живет лишь при свете.
Ученье - свет, неученье - тьма.
"Светить всегда, светить везде, вот лозунг мой и Солнца".- В. Маяковский.
3 группа. Вспомните и приведите примеры использования слова свет в высказываниях, устойчивых выражениях (фразеологизмах).
Светлые мысли.
Свет в окошке.
Нести свет людям.
Свет в конце тоннеля.
Светлая голова.
Почему мы так говорим?
Видимо это объясняется огромным значением света в жизни человека в возникновении и развитии жизни на Земле.
Слайд №20
Вывод: Законы природы едины. СВЕТ НЕОБХОДИМ ЧЕЛОВЕКУ КАК ВОЗДУХ И ВОДА! Свет имеет значение не только для развития жизни на Земле, но и в возникновении Вселенной.
СВЕТ - ЭТО ЖИЗНЬ!
Видеофрагмент "Большой взрыв".
V. Подведение итогов.
Литература:
- Н.Б. Делоне. Что такое свет?- М. Физматлит. 2006.
- Энциклопедия для детей. Т.8. Астрономия / глав.ред.М.Д. Аксенова.- М. Аванта 97
- И.Л. Касаткина " Репетитор по физике" Ростов-на-Дону. Феникс.2003.
- В.И. Рытник. Многоцветье спектров.- М. Детская литература. 1979.
- Я.И.Перельман. Занимательная физика. - М.:, "Наука", 1991.