Мастер-класс "Свет"

Разделы: Физика


Цели урока:

Образовательные:

  • обобщить, расширить знания учащихся о световых явлениях.
  • углубить знания о свойствах света.
  • дать представление о природе света.
  • показать значение света для человека.

Развивающие:

  • формировать умения наблюдать, сопоставлять и делать выводы.
  • развивать логическое мышление, воображение.
  • формировать представление о единстве понятий окружающего мира.
  • развивать познавательную, информационно-коммуникативную компетенции.

Воспитательные:

  • развивать стремление к познанию.
  • воспитать умение выслушивать товарища, уважать мнение оппонента.

Формы и методы обучения: рассказ учителя с элементами беседы, самостоятельная работа, работа в группах, компьютерная презентация.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютерная презентация урока, презентации учащихся, диск "Все тайны космоса", диск "Суперпамять".

Ход урока

I. Организационный момент. Объявление темы, цели урока, порядка работы на уроке.

Слайд 1

Эпиграфом урока является пословица:

Ученье - свет, неученье - тьма.

II. Активизация учащихся. Стимулирующий тренинг "Суперпамять", Видеоклип "Как прекрасен этот мир".

Слайд 2

1. На экране программа "Суперпамять", АВС (аудио - визуальной стимуляции). Данная программа способствует быстрому усвоению информации, улучшению памяти.

Уважаемые ребята, посмотрите, пожалуйста, в течение 20 секунд в центр экрана. Для чего это нужно я объясню вам чуть позже.

Слайд 3

2. Звучит песня "Как прекрасен этот мир". Видеоклип.

Слайд 4, 5

Мы видим этот прекрасный мир потому, что существует свет!

90% всей информации об окружающем мире люди получают посредством зрения. Долгое время считали, что глаза испускают особые лучи, и таким образом человек видит. Развеял этот миф знаменитый Абу Али ибн Сина. (Авиценна) Великий врач первым пришел к выводу, что глаз всего лишь улавливает отраженные предметами лучи.

Что такое свет? Возможна ли жизнь человека без света?

На эти вопросы мы попытаемся сегодня ответить.

III. Проверка знаний. Презентации учащихся.

О природе света люди задумывались давно. И только в 17 веке практически одновременно возникли две противоположных теории объясняющих природу световых явлений: корпускулярная и волновая.

Слайд 6

Основоположником корпускулярной теории света был английский ученый Исаак Ньютон. Согласно корпускулярной теории свет представляет собой поток частиц - корпускул, летящих в световом луче прямолинейно с большой скоростью.

Слайд 7

Голландский ученный Христиан Гюйгенс разработал иную теорию, согласно которой распространение света представляет собой волновой процесс.

Острая борьба между этими теориями продолжалась на протяжении столетия.

К концу 18 века огромное количество опытов, поставленных учеными, подтвердили правоту Гюйгенса. Свету оказались присущи многие явления свойственные только волновым процессам.

Слайд 8

В середине 19 века Максвелл, произведя теоретические исследования, показал, что свет это электромагнитная волна. В конце 19 века электромагнитная теория света, подтвержденная огромным количеством экспериментов, получила окончательное признание.

Слайд 9

однако в 1900 году Макс Планк пришел к выводу, что возбужденные атомы вещества испускают световую энергию порциями - квантами или фотонами.

Световые частицы (фотоны) обладают импульсом и энергией.

Масса покоя фотонов равна нулю, это говорит о том, что фотоны всегда движутся.

Исходя из квантовой теории света в 1905 г. Альберт Эйнштейн объяснил явление и законы фотоэффекта.

слайд 10

Волновые свойства света подтверждают следующие явления:

  • интерференция.
  • дифракция.
  • дисперсия.
  • поляризация.
  • И законы:
  • закон отражения света
  • закон преломления света.

Слайд 11

Квантовые свойства света подтверждают следующие явления:

  • фотоэффект
  • давление света
  • химическое действие света
  • фотосинтез

Слайд 12

Видимый свет представляет собой электромагнитные волны с интервалом длин волн между 4 10-7 до 7,5 10-7 м, воспринимаемых человеческим глазом и распространяющиеся в вакууме со скоростью 300000 км/с.

Таким образом, свет имеет сложную корпускулярно-волновую природу. Он обладает одновременно и волновыми и корпускулярными свойствами, т. е. свет одновременно и частица и волна.

Слайд 13

При распространении света в пространстве преобладают волновые свойства, а при взаимодействии с веществом - квантовые.

Это подтверждает единство свойств частиц вещества и электромагнитного поля.

Источником света является возбужденный атом.

Слайд 14

Вселенная и свет появились одновременно в результате Большого взрыва.

IV. Обобщение и систематизация знаний. Работа в группах. Создание и защита мини-проектов.

Предлагаю вам в течении 5 минут разработать и защитить мини- проекты об использовании света и его значении.

(Работа в группах, по рядам.) На листе ватмана написать или нарисовать.

Более подробно рассказать об одном направлении.

Представитель ОТ КАЖДОЙ ГРУППЫ ВЫСТУПАЕТ С ЗАЩИТОЙ СВОЕГО МИНИ-ПРОЕКТА И С ВЫВОДОМ.

(представители от групп вытягивают листочек с темой проекта)

Слайд 15

1 группа

  • в науке и технике: лазер, фотоэлементы, солнечные батареи, световоды, фотография:

Слайд 16

2 группа

  • в природе: фотосинтез, цвет, мимикрия.

Слайд 17

3 группа

  • для человека: зрение, освещение, в медицине, светолечение, живопись, культура.

Еще один пример использования света. Вы помните, в начале урока мы смотрели 20 секунд на мигающий свет? Это программа аудио - визуальной стимуляции. Импульсы света определенной частоты, цвета, интенсивности могут синхронизировать работу левого и правого полушария нашего мозга, что активизирует нейронные цепи, участвующие в запоминании, ускоряя обучение, увеличивая творческий потенциал.

Такие программы используются в психологии и психотерапии. Данная программа называется "Суперпамять", она способствует быстрому усвоению информации, ускоряет обучение, улучшает память. Автор программы" Суперпамять" врач психотерапевт, профессор Филимонов Максим Олегович.

Вывод: свет имеет огромное значение в жизни человека и живой природы.

Мы рассмотрели свет с физической точки зрения, а есть еще философское понятие. Вспомните эпиграф нашего урока.

Ученье - свет, неученье - тьма.

Какое значение имеет слово "свет" в данном случае (в данной поговорке)?

СВЕТ ЭТО ИСТИНА, ЗНАНИЕ, ПОЗНАНИЕ:ЧИСТОТА.

Можно привести много примеров где бы употреблялось именно это значение данного слова.

Нести свет людям, светлая голова и др.

Задание по группам:

Слайд №18

1 группа. Вспомните и приведите примеры использования слова свет в художественных произведениях.

М. Горький - "Легенда о Данко". Данко осветил путь людям своим горячим сердцем.

"Луч света в темном царстве" - из критики .Так назвали Катерину из пьесы А.Островского "Гроза".

"Терминатор". Слово обозначает границу между светлым и черным.

"Свет мой зеркальце скажи:" А.С. Пушкин

Слайд №19

"И сказал Бог: да будет свет. И стал свет. И увидел Бог свет, что он хорош:" (Быт.1:1-5)

Обратите внимание! На иконах все святые изображаются с нимбом, т.е. свечением над головой. От них исходит свет, добро, чистота.

2 группа. Вспомните и приведите примеры использования слова свет в пословицах, поговорках, цитатах.

Где любовь да совет, там рай и свет.
Истина сияет подобно свету-Камю
Тень живет лишь при свете.
Ученье - свет, неученье - тьма.

"Светить всегда, светить везде, вот лозунг мой и Солнца".- В. Маяковский.

3 группа. Вспомните и приведите примеры использования слова свет в высказываниях, устойчивых выражениях (фразеологизмах).

Светлые мысли.

Свет в окошке.

Нести свет людям.

Свет в конце тоннеля.

Светлая голова.

Почему мы так говорим?

Видимо это объясняется огромным значением света в жизни человека в возникновении и развитии жизни на Земле.

Слайд №20

Вывод: Законы природы едины. СВЕТ НЕОБХОДИМ ЧЕЛОВЕКУ КАК ВОЗДУХ И ВОДА! Свет имеет значение не только для развития жизни на Земле, но и в возникновении Вселенной.

СВЕТ - ЭТО ЖИЗНЬ!

Видеофрагмент "Большой взрыв".

V. Подведение итогов.

Литература:

  1. Н.Б. Делоне. Что такое свет?- М. Физматлит. 2006.
  2. Энциклопедия для детей. Т.8. Астрономия / глав.ред.М.Д. Аксенова.- М. Аванта 97
  3. И.Л. Касаткина " Репетитор по физике" Ростов-на-Дону. Феникс.2003.
  4. В.И. Рытник. Многоцветье спектров.- М. Детская литература. 1979.
  5. Я.И.Перельман. Занимательная физика. - М.:, "Наука", 1991.

Приложение.