Цели:
- Приобщение к культурному наследию родного края, национальной игровой культуре, к изучению башкирского народного творчества.
- Развитие физических и творческих способностей.
- Формирование чувства любви и уважения к народным традициям.
- Воспитание толерантности.
Оборудование: рисунки с видами праздников, фотографии, рисунки национального костюма, реквизит для соревнований, музыкальное сопровождение (башкирские мелодии, мелодии курая).
Ход занятия
1. Организационный момент.
Звучит запись с мелодией курая. Заранее подготовленная ученица читает стихотворение.
Башкортостан – чудесная земля!
Кругом сады – зелёные поля!
На зорьке тихо солнце ясное встаёт,
Как белый лебедь, Агидель плывёт.
Башкортостан – родная сторона,
Она добром и солнцем полна.
(Ф.Губайдуллина)[1]
- Как называется республика, в которой мы живём? (Башкортостан).
- Какие национальности здесь живут? (Русские, башкиры, татары, чуваши, мари. мордва и т.д.)
- У каждого народа есть свои традиции, праздники, игры. О традициях и играх какого народа будем сегодня говорить? (Башкирского).
2. В конце марта отмечается праздник Науруз. Что это за праздник, сейчас нам расскажут ваши товарищи.
1 ученик.
Науруз – начало года,
Пшеница – начало рода,
Будет урожай – будет еда,
Пусть год будет удачным всегда.
2 ученик.
Урожай будет такой,
Что котлы будут полны,
Дни стоят погожие,
А в стране царит покой!
(Ф.Губайдуллина) [1]
- В давние времена считали, что год начинается весной. Делали большую куклу – деда, завязывали лоскутки, говоря то, от чего хотят избавиться вместе со старым годом и сжигали. К тому празднику готовятся в каждой семье. Рано утром маленькие дети, молодёжь ходят по домам, старики дают им благословение. После сжигания соломенной куклы проводятся различные соревнования. Мы тоже поиграем.
Игра «Перетягивание каната».
Делимся на 2 команды. Двумя руками беремся за концы каната. Перетянуть противника на свою сторону (за черту, которая чертится мелом в центре зала).
3. Есть один любимый праздник, который мы проводим после окончания весенних полевых работ. Этот праздник очень любят в нашей республике. Даже его проводят теперь и в Москве, других городах России. Какой это праздник? (Сабантуй).
Сабан – в переводе с башкирского языка означает луг, это праздник плуга.
- Вы бывали на таком празднике?
- Какие игры вам больше всего понравились?
Игра «Бег с яйцом».
2 команды. Всем игрокам вручаются деревянные ложки. Первым игрокам в ложки кладется по яйцу (сваренное). По сигналу первые игроки берут в рот ложку с яйцом и бегут до отметки, вернувшись в команду, передают яйцо 2-м игрокам.
4. Вы любите играть? Какие игры вам больше нравятся?
Сегодня поиграем в башкирскую народную игру «Кем будешь?»
Все встают в круг, у одного человека завязывают глаза. Ведущий подходит к одному ученику и спрашивает : «Кем он будет?». Он должен назвать профессию. [2]
Еще одна любимая игра детворы – «Платочек».
Также в круге дети выбирают водящего по считалке. (Если дети изучают башкирский язык, можно на башкирском). В руке у водящего платок. Он бежит по внешнему краю круга и должен незаметно подложить платок кому-нибудь. Если этот ученик заметит, быстрее с платком бежит за водящим, чтобы его поймать. Водящий убегает, чтобы сесть на его место. Таким образом, дети меняются.
Молодцы!
5. Музыкальная пауза. Башкирская шуточная народная песня «Качели».
Заранее разучивается с детьми.
6. Итог занятия.
- Ребята, с традициями и играми какого народа мы сегодня познакомились?
- Почему нам нужно знать традиции башкирского народа?
- Каждый народ, живущий в Башкортостане, имеет свои корни, традиции. Наша с вами задача состоит в том, чтобы стараться не забывать то, что создавал народ веками и уважать наследие других народов, проживающих в Башкортостане.
Список литературы.
- Губайдуллина Ф.Х. Край родной, тебя пою! – Уфа, БИРО, 2005. -144с.
- Галяутдинов И.Г. и др. Детский фольклор. – Уфа: Издательство «Китап», 1994. – 160с.