Урок математики по теме "Решение задач и примеров"

Разделы: Начальная школа


Цель урока: систематизировать и обобщить знания и умения учащихся решать задачи, развивать мыслительную деятельность, отрабатывать вычислительные навыки, воспитывать культуру общения на уроке, чувство взаимопомощи и взаимопроверки, развивать логическое мышление.

Оборудование: карточки для индивидуальной и дифференцированной работы, учебник «Математика»-3 кл., В.Н. Рудницкая, Т.В. Юдачева, компьютер, наглядный материал для устного счёта, листочки для составления осеннего букета, конверты с 8 равными треугольниками.

Ход урока

1. Организационный момент.

Вставайте, дети, дружно в ряд.
Я – командир, вы – мой отряд!

2. Сообщение темы и цели урока.

Сегодня на уроке
Примеры и задачи,
Игры, шутки – всё для вас!
Пожелаю вам удачи,
За работу! В добрый час!

- Кроме этого, попробуем собрать букет из осенних листьев. Для этого вы должны хорошо сидеть и выполнять все задания аккуратно, правильно.

3. Математическая разминка.

  1. Сколько хвостов у семи котов? (7)
  2. Сколько носов у двух псов? (2)
  3. Сколько пальчиков у четырёх мальчиков? (40 или 80)
  4. Сколько ушек у 5 старушек? (10)
  5. Сколько ушей у 5 малышей? (10)
  6. Сколько крыльев у жука? ( 4, 2 пары)
  7. В каком месяце есть 28 дней? (в любом)
  8. Горело 4 свечи. Три потушили. Сколько свечей осталось? (3, одна сгорела)
  9. Ты, да я, да мы с тобой. Сколько нас всего? (2)
  10. Чему равно произведение всех чисел? (0)
  11. По небу летели: воробей, ворона, стрекоза, ласточка и шмель. Сколько птиц летело? (3)

(Подводятся итоги, выставляются в вазу осенний листок.)

4. Устный счёт.

Задачи на смекалку.

  1. На тарелке лежало 6 пирожных. Два из них разрезали пополам. Сколько пирожных стало на тарелке? (6)
  2. Задачу послушайте-ка, друзья,
    На заборе сидят 32 воробья.
    Восьмая их часть улетает вскоре.
    Сколько останется их на заборе? (32-(32:8)=28в.)
  3. Десять метров – клумбы длина.
    8 метров – её ширина.
    Вы расскажите, как побыстрее и проще
    Рассчитать этой клумбы площадь? (10*8=80)

Работа с геометрическим материалом.

- Посмотрите на экран. Какая фигура лишняя? (Дети доказывают разные варианты.)

Игра «Чей листочек украсит букет в вазе» (игра – соревнование)

(15-9)*2=
72:8*9=
54+36:6=
5*7+5*3=
(40+27)+3=

 

 

(16-8)*3=
42:7*9=
46+8:2=
8*2+8*3=
(30+12)+8=

(Подведение итогов.)

5. Работа по теме урока.

1) Закрепление пройденного.

(Оформление тетради: число, классная работа.)

Угадай число.

НОС – 315
СОН - ? (513)

- Что вы можете сказать об этих числах?

- Какие числа можно составить из этих цифр?

(315, 513, 531, 135, 351, 153, 155, 335, 115, 555 и т.д.)

- Запишите составленные числа (минутка чистописания).

- Какие виды работ можно сделать, используя эти числа?

(Дети предлагают разные варианты и записывают их в тетрадь.)

а) Записать числа в виде суммы разрядных слагаемых:

531=500+30+1
135=100+30+5
351=300+50+1

 

 

153=100+50+3
315=300=10+5
513=500+10+3

б) Составление равенств и неравенств:

531>135
135<351
513>135

 

 

153<531
315>153
135<153 и т.д.

в) Сложение и вычитание трёхзначных чисел:

531
135
666

 

 

135
351
486

 

 

513
135
648

 

 

531
153
378

 

 

315
153
162

 

 

513
351
162 и т.д.

г) Составление уравнений:

Х+135=351
Х-135=351

 

 

531-Х=135
153+Х=531

д) Составление с этими данными задач (Учащиеся записывают в тетради свои задания. Двое решают составленные уравнения у доски и с объяснением.)

Взаимопроверка. Учащиеся обмениваются тетрадями и проверяют задания друг у друга. Подводятся итоги. Выставляется в вазу листик.

2) Решение задач.

- Посмотрите на экран. Что вы можете сказать? Составляем условия задач.

(Учащиеся выбирают любого вида задачу и решают.)

- Посмотрите на экран и проверьте своё решение.

1) 54:6=9(руб.) – стоит тетрадь.

2) 54-9=45(руб.)

Ответ: на 45 рублей книга дороже тетради.

 

  1. 298
    123
    421(п.) – привезли во вторую школу.
  2. 298
    421
    719(п.) - всего.

Ответ: 719 парт привезли в две школы.

(Подводятся итоги решения задач.)

- Физминутка.

3) Работа по карточкам.

I вариант

3м 8дм=.дм
42дм=.м.дм
600см=.м

 

 

327+485=
602-394
561+127=

 

 

 

 

58-6*7=
48:8+6*5=
90-(36+6):7=

 

 

 

II вариант

4267*8=
6*6:9=
54:9*7=
627-394=
501-97=

 

 

4868*7=
24:6*8=
30:6*8=
472+327=
568+94=
602+179=

III вариант

425+532=
128+346=
480+20=

 

 

624-319=
132-241=
237-26=

(Проверка на калькуляторах и выставление отметок за эту работу.)

Подведение итогов.

6. Работа с геометрическим материалом.

- Что вы можете сказать, глядя на эту фигуру?

- Сосчитайте, сколько квадратов? (5)

- Сколько треугольников? (16)

- Сложите из 8 равных треугольников разные фигуры.

(У каждого учащегося конверт с разрезанной фигурой.)

7. Итог урока.

- Чем занимались на уроке?

Мы решали,
Мы смекали,
Все приёмы вычислений
Повторяли.

(Собран осенний букет.)

Дети себя оценивают, как они работали на уроке.

Весело звенит звонок,
Заканчиваем наш урок.