Цели и задачи:
- Образовательные: закрепить такие понятия теории вероятности как: среднее арифметическое, размах, мода и медиана рядов чисел; систематизировать знания по пройденной теме, формировать умение учащихся применять знания к решению практических задач, контроль, оценка и проверка знаний учащихся, закрепить знание способов ввода данных в ячейки и порядок создания формул с использованием встроенных функций в табличном процессоре MS Excel. Показать важность межпредметных связей
- Развивающие: развитие познавательной активности, творческих способностей учащихся, умения сопоставлять, анализировать, развить навыки ввода данных в ячейки с использованием автозаполнения и вычисления итоговых значений с помощью статистических функций табличного процессора MS Excel;
- Воспитательные: способствовать воспитанию у учащихся аккуратности, усидчивости, навыков учебного труда, интереса к предмету.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Актуализация опорных знаний. Опрос.
- Как определить среднее арифметическое ряда?
- Что называется модой ряда?
- Как определить размах ряда?
- Что называется медианой ряда?
- Что такое адрес ячейки и из чего он состоит?
- Чем абсолютный адрес отличается от относительного?
- Что такое автозаполнение и как им пользоваться?
- Что такое функция Excel?
3. Решить задачу:
Администрация школы решила проверить математическую подготовку учащихся 8 класса. С этой целью был составлен тест, содержащий 9 заданий. Работу выполняли 40 учащихся школы. При проверке каждой работы учитель отмечал число верно выполненных заданий. В результате был составлен такой ряд чисел:
6,5,4,0,4,5,7,9,1,6,8,7,9,5,8,6,7,2,5,7,6,3,4,4,5,6,8,6.7,7,4,3.5,9,6,7,8,6,9,8.
- Определить сколько заданий в среднем выполнил каждый ученик верно?
- Найти разницу в числе верно выполненных заданий между учащимися.
- Чему равна мода и медиана данного ряда?
Задача разбирается вместе с учителем для постановки проблемной ситуации, в разрешении которой помогает использование электронных таблиц.
Чтобы ответить на вопросы задачи необходимо упорядочить ряд данных, а при нахождении статистических характеристик ряда нам помогут на доске записанные статистические функции Excel, которые используются для нахождения среднего арифметического, размаха, моды и медианы рядов чисел:
=МЕДИАНА(аргументы) – медиана ряда;
=СРЗНАЧ(аргументы) – среднее арифметическое ряда;
=МОДА(аргументы) – мода ряда;
=МАКС(аргументы)-МИН(аргументы) – размах ряда.
4. Закрепление материала
Учащиеся получают листки с задачами, рассаживаются за компьютеры и решают их с помощью Excel. Для решения задач необходим файл (Приложение 1)
Задачи для закрепления
- Найдите среднее арифметическое, размах, моду и медиану рядов чисел;
- За четверть Люда получила по алгебре пять двоек, четыре четверки и две пятерки. Ее мама считает, что за четверть Люде надо ставить двойку, папа считает, что надо ставить тройку, а сама Люда считает, что надо ставить четверку. Попробуйте привести аргументы в пользу каждой точки зрения (какие статистические характеристики вычисляет каждый член семьи?). Какую бы оценку вы поставили Люде?
- В таблице представлены результаты опроса 100 человек.
Количество опрошенных | Зарплата |
10 | 500 |
30 | 1000 |
50 | 1500 |
10 | 3000 |
а) сколько денег, в среднем, получает один человек из этой группы (найдите среднее арифметическое ряда данных)?
б) сколько денег получает ежемесячно «средний» человек из этой группы (найдите медиану этих данных)?
в) какой заработок наиболее распространен у членов этой группы (найдите моду этих данных)?
- Света, Люда и Женя договорились в течение трех дней по-очереди поливать в классе цветы. Сколько у них есть способов установить порядок дежурства?
- 8 детей делят пирожки. Все пирожки имеют разную начинку. Один из них с морковью. Сколько существует способов разделить пирожки (каждому по штуке) так, чтобы пирожок с морковью не достался ребенку, который не любит такую начинку?