Цели урока:
- способствовать формированию представления о числе 3, способности к их записи, сложение и вычитание в пределах 3;
- содействовать формированию представления об отрезке, элементах треугольника;
- тренировать мыслительные операции, речь;
- воспитывать интерес к математике.
Оборудование: учебник «Математика. 1 класс. Часть 1.» Петерсон Л.Г. с.31; компьютер, отрезки из цветной бумаги, таблица с объяснением написания цифры 3, счётные палочки, индивидуальный набор геометрических фигур.
Ход урока
Слайд № 1, 2. Приложение 1
1.Организационный момент.
- Отгадайте гостя нашего урока.
Перед волком не дрожал
От медведя убежал
А лисице на зубок
Всё же я попался.
(Колобок)
Слайд №3. Приложение 1
- Составим, ребята, математическую сказку о Колобке, в которой мы познакомимся с новым числом, и новой цифрой. А для этого проделаем математическое путешествие с Колобком и попытаемся сами узнать об этом.
Слайд №4. Приложение 1
2. Актуализация знаний.
Слайд №5. Приложение 1
а) Жили-были дед и баба. Испекла бабушка Колобка и положила его на окно остужаться. А Колобок упал с окна и покатился в лес считать предметы.
- Посчитайте и вы!
В туесочке есть грибы
Посчитать их помоги.
Мухомор красный – гриб опасный.
Лисичка – рыжая косичка.
Волнушка – розовое ушко.
(5 грибов)
- Как вы понимаете значение слова туесочек?
Слайд № 6. Приложение 1
б) Выкатился Колобок на тропинку и пошёл путешествовать, выполняя по пути задания.
- Назови третий день недели? (среда)
- На какой свет светофора переходить дорогу? (зелёный)
- Назовите маму поросёнка? (свинья)
- Назовите самый короткий месяц в году? (февраль)
- Серёжа выше Саши. Саша выше Пети. Кто выше всех? (Серёжа)
Слайд № 7. Приложение 1
в) Катился Колобок катился и докатился до ручья. Измени фигуру. Задумался Колобок: «Как перебраться через ручей?»
- Давайте, ребята, поможем Колобку построить плот из счётных палочек.
- Составьте из 6 палочек 2 треугольника.
- Догадайтесь, как из 5 палочек составить 2 треугольника.
в) Игра «День и ночь» (дети закрывают глаза, учитель на слух читает пример, посчитав, ученики открывают глаза и называют ответ).
2-1+1-2+1+1+1=3
3.Физкультминутка.
Мы шли, шли, шли
И грибы нашли.
Раз грибок, другой грибок
Положили в кузовок.
4. Открытие новых знаний.
а) Работа с индивидуальным набором геометрических фигур.
- Положите слева от себя 1 треугольник. Добавьте 1 треугольник. Сколько стало? Как узнали?
(1+1=2)
- Справа положите столько кругов, сколько слева треугольников.
Добавьте ещё 1 круг. Сколько стало? Как узнали?
(2+1=3)
б) Числовой ряд.
- Расставьте цифры по порядку. Почему за числом 2 идёт число 3? После числа 7 стоит число 8? (Последующее число больше предыдущего на 1.)
Слайд № 8. Приложение 1
б) Перебрался через реку Колобок и увидел на берегу что-то непонятное.
- Подберите для каждого набора подходящую запись и проведите линию.
-А как получить из числа 2 число 3?
- Покажите цифру в числовом ряду, которая заменит выражение 2+1, 1+2.
Что показывает число 3?
- Где можно встретить число 3? (среда, март месяц, 3 часа)
- В каких названиях книг вы встречали число 3? («Три медведя» Л.Н.Толстой, «Три толстяка» Ю.О.Олеши, в английской сказке «Три поросёнка»).
Число 3 обозначается цифрой 3.
Слайд № 9. Приложение 1
в) Письмо цифры 3 (объяснение учителя и запись учащимися в тетрадях).
г) Работа по учебнику с. 30.
Задание № 1.
- Какой карандаш длиннее?
- Какой карандаш короче?
- Возьмите карандаши и найдите в классе предметы такой же формы, как карандаши.
- Какой вывод можно сделать?
Общая форма всех этих предметов называется отрезком.
Выполнение отрезка учителем на доске, учащиеся в тетради.
Задание № 3.
- Как называется геометрическая фигура, связанная с числом 3? (На доске из цветной бумаги отрезки соединены в треугольник на магнитах).
- Из чего состоит треугольник? (Убираю магниты, треугольник рассыпается).
Вывод: Треугольник состоит из отрезков.
Выполнение построения треугольника учителем на доске, учащимися в тетрадях.
5. Физкультминутка.
Раз, два – выше голова.
Три, четыре – руки шире.
Пять, шесть – тихо сесть.
Семь, восемь – лень отбросим.
6. Закрепление.
Слайд № 10. Приложение 1
Задание № 4. Один ученик с комментированием работает у доски, а все учащиеся в тетрадях.
Слайд № 11. Приложение 1
Задание № 5. Один ученик выполняет с комментированием у доски, учащиеся в тетрадях.
Слайд № 12. Приложение 1
7. Итог урока.Самооценка.
- Понравился ли вам урок?
- Какие новые открытия мы с вами сделали?