Цели урока:
- закрепить знания учащихся о согласной букве ш;
- совершенствовать навыки написания сочетания ши;
- уметь производить звукобуквенный разбор слова.
Задачи урока:
Образовательные:
- формировать знание учащихся о согласной букве ш;
- формировать навыки написания в сочетании ши.
Воспитательные:
- воспитывать любовь и бережное отношение к природе, умение работать с книгой, интерес к чтению.
Развивающие:
- развивать речь, память, логическое мышление, познавательный интерес, наблюдательность, любознательность, умение сопоставлять, делать выводы, обобщать, сравнивать;
- развивать выразительное чтение и умение отвечать на вопросы по содержанию.
Методы: словесные, наглядные, практические, стимулирующий.
Оборудование:
- учебник "Русская азбука";
- осенние листья для поощрения;
- стихотворения А.С.Пушкина "Уж небо осенью дышало", "Октябрь уж наступил - уж роща отряхает", "Унылая пора очей очарованья";
- произведение Чайковского "Осенняя песнь. Октябрь".
Ход урока
1. Орг. момент.
Сегодня у нас необычный урок, а урок - путешествие.
Мы продолжим читать слова с буквой ш. Повторим сочетание ши. Прочитаем новый рассказ.
Ваша задача быть внимательными, выразительно читать, отвечать на вопросы, слушать своих одноклассников.
Путешествовать нам поможет цветик - семицветик.
Лети - лети лепесток, через запад и восток.
Через север, через юг возвращайся, сделав круг.
Лишь коснёшься ты земли, быть по - моему вели.
Вели, чтобы мы отправились в путешествие.
2. Станция "Отгадай-ка" (1 листик).
Загадки:
1. Стоит высокий светлый дом,
Ребят проворных много в нём,
Там пишут и считают,
Рисуют и читают. (Школа)2. Непохож на человечка,
Но имеет он сердечко,
И в работе круглый год
Он сердечко отдаёт
Пишет он, когда диктует,
Он и чертит и рисует,
А сегодня вечерком
Он раскрасит мне альбом. (Карандаш).
3. Из сучьев и веток своими руками зелёненький домик построим мы сами. (Шалаш)
- Где стоит звук Ш в слове школа ?
- Сколько букв А в слове карандаш ?
- Чем интересно слово шалаш ?
3. Станция "Интеллектуальная" (2 листик)
Проговаривание скороговорок:
Шесть мышат в шалаше шуршат.
Шила шапку - сшила тапку.
Наша серая кошка сидела на крыше, а ваша серая кошка сидела выше.
Доскажи словечко:
мы ши
ти ши на
ши на
ер ши
ка мы ши
ма ши на
Вывод: ШИ ПИШИ С БУКВОЙ И.
Упражнение для чёткого проговаривания звука Ш.
Шорох,
Шептанье,
Шумок за окном,
Шлёпанье лёгкое:Кто это?-гном!
Ш-Ш-Ш! Там, за шторами возле окна,
Шустрым мышонком
Шуршит тишина.
4. Станция "Сказочная" (3листик)
- На дворе март, а у нас за окном снег.
-Ребята, а хотели бы вы побывать в гостях у осени?
-Закройте глаза и послушайте произведение П.И.Чайковского "Осенняя песнь. Октябрь".
-Какие картины вы увидели, слушая музыку? (ответы детей).
-Какие деревья могли расти в осеннем лесу?
-Ветки каких деревьев и кустарников вы видите на доске?
(На доске наглядный материал с изображением веток ели, сосны, рябины)
-Соотнесите картинки и слова. Какие плоды растут на этих деревьях?
-Назовите слово, в котором звуков больше, чем букв (ели). Проводим звукобуквенный разбор слова.
-Слово, в котором звук отличается от буквы? (рябины)
5. Станция "Почитай-ка" (4 листик)
Чтение слов по слогам учащимися:
Словарь:
нас - ту - пи - ла
сто - я - ли
де нь - ки
о - сен - нем
со - би - ра - ли
сос - но - вы - е
е - ло - вы - е
чтение текста учителем;
чтение текста уч-ся;
Работа над текстом:
- О каком времени года говорится в тексте?
- Куда пошли дети?
- Что они видели в лесу?
- Что собирали ребята?
- Назови слова со звуком Ш, с сочетанием ШИ.
- Какой заголовок можно придумать к этому тексту?
6. Станция "Оздоровительная" (5 листик)
Упражнения для туловища: выполняем в движении
Ветер дует нам в лицо, закачалось деревцо.
Ветер вдруг подул сильней и листву сорвал с ветвей.
Ветер дуй сейчас потише, шелест листьев хотим слышать.
6. Станция "Поэтическая" (6 листик) слова учителя:
Очарование огненно - золотистого и багряного цвета на картине "Золотая осень", умело передал Исаак Ильич Левитан. Этот проникновенный художник с огромной любовью и теплотой писал нашу скромную, исполненную тихой прелести русскую природу.
В эту пору А.С. Пушкин сочинил большую часть своих стихотворений. Они известны и любимы русским народом. Послушаем некоторые из них.
(Подготовленные дети читают стихи А.С.Пушкина)
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.
А.С.Пушкин.
Октябрь уж наступил - уж роща отряхает
Последние листы с нагих своих ветвей;
Дохнул осенний хлад - дорога промерзает,
Журча, ещё бежит за мельницу ручей,
Но пруд уже застыл, сосед мой поспешает
В отъезжие поля с охотою своей,
И страждут озими от бешеной забавы,
И будит лай собак уснувшие дубравы.
А.С.Пушкин.
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса -
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото, одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдалённые седой зимы угрозы.
А.С. Пушкин.
7. Станция "Итоговая"(7 листик).
- Что нового узнали на уроке? Что особенно запомнилось?