Цели:
- закрепить знания учащихся о согласных звуках [з], [з,], букве з;
- закрепить умение проводить звуко-буквенный анализ слова;
- формировать навыки сознательного, правильного чтения, умения отвечать на вопросы по содержанию;
- формировать творческую активность учащихся;
- развивать и обогащать речь учащихся;
- развивать познавательный интерес к чтению у учащихся;
- развивать логическое мышление;
- воспитывать любовь и бережное отношение к животным.
Оборудование:
- презентация Power Point (Приложение 1);
- учебник "Азбука".
Ход урока
1. Организационный момент. Сообщение темы урока.
- Ребята, сегодня к нам в класс пришла телеграмма. (Слайд 2)
"Приглашение.
Взрослые и дети,
Ни за что на свете
Не пропустите это приглашение.
Здесь мы почитаем и кое-что узнаем.
Звери, живущие в зоопарке."
- Ну что, принимаем приглашение? (Да)
- Итак, мы отправляемся в зоопарк. (Слайд 3) Сегодня на уроке мы повторим изученный материал, вспомним правила поведения в зоопарке.
2. Актуализация знаний. Повторение пройденного.
- Милые звери приглашают нас к себе в гости. Но, чтобы к ним войти, нам нужно как можно больше запомнить слов со звуком [з].
Заблудился заяц. Забрёл в зоопарк.
- Зебра? Знаю! Зубр? Знаю! Землеройка? Загадочный зверь! Загрызёт!
Задрожал зайчик. Забежал за забор. Затаился. Замер.
- В каких словах вы услышали звуки [з],[з,]?
-Давайте вспомним чистоговорки с этими звуками:
За-за-за - уходи домой коза.
Зу-зу-зу - моем Катю мы в тазу.
- Кто дома сам придумал чистоговорки с этими звуками?
(Проверка домашнего задания) Молодцы!
И прежде, чем мы войдём в зоопарк давайте вспомним, что такое зоопарк? (Ответы детей)
- Зоопарк - это музей живой природы, в котором вы можете познакомиться с представителями животного мира нашей планеты.
Учёные изучают животных в зоопарке. Здесь живут и те животные, которым трудно выжить в неволе, т.к. их осталось очень мало, и учёные помогают этим животным.
- Как нужно вести себя в зоопарке? (Правила поведения в зоопарке - Слайд 4)
- Теперь мы знаем, как вести себя в зоопарке и мы можем войти. (Учебник с. 94)
Посмотрите, нас уже встречают. Кто это? (Слайд 5)
- Какие звуки встречаются во всех этих словах?
- Охарактеризуйте эти звуки. (согл., зв., тв.-мягк.)
- Давайте сделаем звуко-буквенный анализ слов: КОЗА, ЗЕБРА. (У доски 2 ученика по схеме анализируют слова) (Слайд 6)
- Молодцы! Удивили вы зверей, выполнив такую трудную работу.
3. Физкультминутка. (Слайд 7)
- В зоопарке живут не только звери, но и птицы. Одна из красивейших птиц - это лебедь. Давайте представим себя лебедями.
Лебеди летели и на воду сели.
Сели, посидели, снова полетели.
Лебеди летят, крыльями машут,
Прогнулись над водой,
Качают головой.
Прямо и гордо умеют держаться.
Очень бесшумно на воду садятся.
4. Давайте послушаем диалог между тетеревом и лисой (Слайд 8), которые тоже могут жить в зоопарке. (Диалог "Тетерев и лиса", читают 2 ученика)
- Какой здесь показана лиса?
- А каким тетерев?
- Во многих сказках мы видим лису хитрой, а тетерева глуповатым.
5. Но что это? Слышите какое-то шуршание?
- Кто это? (Слайд 9)
Лежит верёвка,
Шипит плутовка.
Брать опасно - укусит. Ясно? (змея)
- Что вы узнали нового о змеях, когда читали дома текст на с.96? (Как они зимовали)
- Как зимуют змеи? (Змеи залезают в норы и засыпают)
- А когда становится теплее на улице? (Змеи выползают из нор)
- Какие слова со звуками [з],[з,] встретились в этом рассказе?
- Какой звук [з]? (согл., зв., тв.-мягк.)
- Но у этих звуков есть подружки. Какие это звуки? ([с],[с,]). Как мы называем этих подружек? (парные по звонкости - глухости)
Молодцы! Идём дальше. (Слайд 10)
- Что случилось,
Медведь с тобой?
Почему не спишь зимой?
- Потому что снег и лёд
Не малина и не мёд!
- Ребята, опасно разбудить медведя среди зимы. Давайте-ка тихо-тихо обойдём его жилище. И немного почитаем. Учебник с. 95.
6. Чтение учителем.
- Я буду читать, а вы внимательно слушайте и следите, чтобы ответить на мои вопросы.
- О чём рассказ? (О зоопарке)
7. Чтение по цепочке.
- Найдите ответы на мои вопросы в тексте.
- Кто живёт в зоопарке?
- Кто живёт за забором?
- Кого узнали дети?
- Что он делает?
- Слону стало скучно, и он решил сочинить весёлые стишки, но никак не может подобрать рифму. Поможем ему! (Слайд 11)
1. Бил Андрей ногою в дверь,
А Сергей ревел как : (зверь)
(Слайд 12)
2. Михаил залез на дуб,
Чтобы врач не вырвал : (зуб)3. Наказанья срок всё длился:
Клим в углу стоял и : (злился)
- Какие весёлые получились стихи. Слон благодарит вас.
Физкультминутка. (Слайд 13)
Мы с вами очень хорошо справились с этим заданием и поэтому заслужили минуту отдыха, а присоединятся к нам обезьянки.
Лучшие качели -
Гибкие лианы,
Это с колыбели знают обезьяны.
Кто весь век качается -
Да-да-да! -
Тот не огорчается
Никогда!
8. Понравились мы с вами обезьянкам, и поэтому они решили подарить нам игру "Доскажи словечко". (Слайд 14)
1. Мчится без оглядки,
Лишь сверкают пятки.
Мчится, что есть духу,
Хвост короче уха.
Живо угадай-ка,
Кто же это? (Зайка)2. Просыпаюсь утром рано
Вместе с солнышком румяным,
Заправляю сам кроватку,
Быстро делаю (зарядку).3. В коридоре топот ног,
То зовёт всех в класс (звонок).
- Молодцы! Понравилась игра обезьянок?
- Ребята, все звери в благодарность вам за то, что вы приходили, приготовили особое задание. Отгадайте загадки:
(Слайд 15)
1. Зверь я горбатый,
А нравлюсь ребятам. (верблюд)
(Слайд 16)
2. Зимой беленький,
А летом серенький.
Никого не обижает,
А всех сам боится. (заяц)
(Слайд 17)
3. Вот так лошадка! -
Воскликнул Андрейка,-
Словно большая
Тетрадка в линейку! (зебра)
(Слайд 18)
4. Посмотрите-ка, какая -
Вся горит, как золотая.
Ходит в шубке дорогой,
Хвост пушистый и большой. (лиса)
9. Итог урока. (Слайд 19)
- Понравилось вам в зоопарке?
- Чьё задание понравилось больше?
- С какими звуками мы сегодня с вами работали?
-Какие правила поведения мы должны помнить, когда приходим в зоопарк?
- О чём расскажите дома?
- Молодцы! У кого жетоны, встаньте. Спасибо за работу. Урок окончен.