"Значительная часть игр ребенка
рассчитана на то, чтобы освежать и возбуждать в
уме процессы воспроизведения, чтобы
неугасимо поддерживать искры мысли..."
И.А. Сикорский.
"Надо прогнать с уроков бога сна
Морфея
и чаще приглашать бога смеха Момуса".
&Ш.А. Амонашвили.
Я работаю в открытой (сменной) школе. В нашей школе учится в основном работающая молодежь, а также подростки, которые по разным обстоятельствам не смогли продолжить обучение в обычной школе. Основная наша проблема, заключается в том, что у школьников отсутствует мотивация к познавательной деятельности. Большинство детей из неблагополучных семей, семей риска. Понятно, что общественно значимые ценности у подростков, воспитываемых в таких условиях, либо отсутствуют, либо отодвинуты на второстепенный план. Поэтому на первый план в своей работе я ставлю следующие задачи:
- развитие интереса к изучаемому предмету
- приучить самих учащихся к ответственности за качество собственного образования;
- развивать мышление
Стимулирование мотивации осуществляется с помощью методов активного обучения, способных разбудить в учащемся познавательный интерес для освоения знаний и получения образования.
Среди множества путей активного обучения, одним из наиболее эффективных является организация игровой деятельности. Процесс игры позволяет формировать качества активного участника игрового процесса, учиться находить и принимать решения; развивать способности, которые могут быть обнаружены в других условиях и ситуациях; учиться состязательности, неординарности поведения, умению адаптироваться в изменяющихся условиях, заданных игрой; учиться умению общаться, установлению контактов; получать удовольствие от общения с партнерами, учиться создавать особую эмоциональную среду, привлекательную для учащихся.
"Кто хочет стать генералом" - это игра-соревнование (см. приложение 1). Он проводился в канун 23 февраля, поэтому был посвящен героизму русских воинов XIX века. Урок проводится в форме викторины. На данном уроке в игровой форме я использовал не просто занимательный материал, но и весьма сложные вопросы учебной программы.
Вся игра построена на интересе. Присутствует элемент соревновательности между участниками игры, как между командами, так и внутри самой команды, открывающая простор для личной активности и творчества.
Этапы игры включают:
1. Предварительную подготовку: класс разбивается на команды, примерно равные по способностям.
2. Игру.
3. Заключение по уроку: выводы о работе участников игры и награждение.
Данный урок-игра является одним из учебных игр, что в системе позволяет обучаться с интересом. Эта модель обучения, по сравнению с традиционной, более перспективна. Проводимая по схеме: ученик-учитель-ученик, она позволяет ученикам самостоятельно выбирать свой путь развития (образования), возможно, делая это несознательно, интуитивно, а учитель играет роль катализатора; его умения и знания помогают ученику развиваться быстрее.
Уроки по игровой методике существенно повышают интерес учащихся к предмету, позволяют им лучше запомнить формулировки, определения, "раскрепощают" ученика, его мышление.
Приложение 1 (презентация).