Без бухгалтерии не обходится ни одно предприятие, фирма, компания, будь то детский сад или машиностроительный завод-гигант. Эта специальность входит в число самых востребованных. Однако, если раньше работодателю был нужен бухгалтер только с большим опытом работы и за минимальную зарплату, то в последнее время ситуация изменилась.
В современных экономических условиях возрастает потребность общества в активных, целеустремленных, творческих специалистах. В последнее время уделяется значительное внимание созданию условий для развития личности, повышения качества и уровня профессиональной подготовки.
Поиск путей повышения качества готовности специалистов к профессиональной деятельности привел к созданию деятельных технологий, направленных на моделирование профессиональной деятельности в учебном процессе.
Учетные дисциплины, изучаемые в ходе подготовки специалиста-бухгалтера, такие как, "Бухгалтерский учет", "Налоги и налогообложение", "Аудит" и другие подвержены постоянным изменениям. Эти изменения вызваны реформированием бухгалтерского учета, введением новых законодательных актов в области учета и налогообложения, поэтому необходимо обучать студентов тому, как вести себя в новых условиях. Использование кейс-метода при изучении экономических дисциплин позволяет сочетать теоретическое и практическое обучение.
С методической точки зрения кейс - это специально подготовленный учебный материал, содержащий структурированное описание ситуаций, заимствованных из реальной практики бизнеса [2].
Использование в учебном процессе кейс-метода позволяет развивать следующие навыки:
Аналитические. Умение отличать данные от информации, классифицировать, выделять существенную и несущественную информацию, анализировать, представлять ее, находить пропуски информации и уметь восстанавливать их.
Практические. Использование на практике методов и принципов.
Творческие. Поиск творческих решений в ситуациях, которые нельзя разобрать логическим путем.
Коммуникативные навыки. Умение вести дискуссию, убеждать окружающих, использовать наглядный материал и другие медиа - средства, кооперироваться в группы, защищать собственную точку зрения, убеждать оппонентов, составлять краткий, убедительный отчет.
Социальные навыки. В ходе обсуждения CASE вырабатываются определенные социальные навыки: оценка поведения людей, умение слушать, поддерживать в дискуссии или аргументировать противоположное мнение и т.д.
Самоанализ. Несогласие в дискуссии способствует осознанию и анализу мнения других и своего собственного. Возникающие моральные и этические проблемы требуют формирования социальных навыков их решения [О.Г. Смолянинова Кейс - метод обучения экономике].
При создании кейса по своим предметам пользуюсь следующим алгоритмом:
1. Подготовка к занятию преподавателем и студентами. На этом этапе преподаватель проводит логический отбор учебного материала, формулирует проблемы.
2. Организационная часть традиционна по своему содержанию и методике проведения.
3. Индивидуальная самостоятельная работа студентов с кейсом. Студенты на данном этапе занятия работают с учебно - методическим обеспечением, дополнительной литературой, анализируют предложенные ситуации.
4. Проверка усвоения изученного материала. Так как студенты самостоятельно по кейсу изучают новый материал, необходимый для выполнения практического задания, часто возникает потребность в проверке его усвоения. Методы проверки могут быть традиционными (устный фронтальный опрос, взаимопроверка, ответ по карточкам и т.д.) и нетрадиционными (тестирование, рейтинг и т.д.)
5. Работа в микрогруппах занимает центральное место в кейс - методе, так как это самый хороший метод изучения и обмена опытом.
6. Дискуссия, в ходе которой осуществляется представление вариантов решения каждой ситуации, ответы на возникающие вопросы, оппонирование.
7. Оформление студентами итогов работы. На данном этапе происходит исправление замечаний, сделанных экспертной группой и преподавателем, внесение исправлений в чертежи. Наличие данного этапа не обязательно при условии правильного выполнения задания всеми группами. Можно совместить этот этап с дискуссией или подведением итогов.
8. Подведение итогов преподавателем. Этот этап также можно совместить с дискуссией. На этом этапе принимается коллективное решение проблемы, ситуации, поэтому студенты должны знать как, когда, в каком виде оформляется их решение.
План учебного занятия с применением кейс-метода
Мотивация: позволяет демонстрировать академическую теорию с точки зрения реальных событий; способствует активному усвоению знаний и навыков обработки и анализа информации.
Продолжительность занятия 45 минут.
Цели занятия:
Дидактические (образовательные):
- Организовать закрепление учебного материала по теме занятия и применение знаний на практике в процессе решения заданий кейса;
- Углубить знания студентов о понятии "прибыль";
- Формировать умение составлять алгоритм нахождения различных видов прибыли;
- Закрепить навыки заполнения бланков бухгалтерской отчетности;
- Научить студентов оперировать профессиональной терминологией.
Воспитательные:
- Формировать коммуникативные качества студента;
- Формировать умение вести дискуссию, убеждать окружающих, умение работать в одной команде, защищать собственную точку зрения, убеждать оппонентов, составлять краткий, убедительный отчет;
- Формировать навыки генерации альтернативных решений;
- Формировать социальные навыки: оценки поведения людей, контроля над собой, самоанализа и т.д.
- Формировать навыки профессионально-грамотной речи;
- Формировать интерес к будущей профессиональной деятельности, стремления к приобретению профессиональных навыков.
Развивающие:
- Развивать навыки самостоятельной работы у студентов;
- Развивать логическое мышление (умение выделять в тексте главное, сравнивать, сопоставлять, обобщать, анализировать);
- Развивать познавательный интерес;
- Развивать профессиональный интерес, профессиональные качества.
Учебное оснащение занятия:
- Ноутбук
- Мультимедиапроектор
- Интерактивная доска
- Компьютерная программа MS Power Point
- Калькуляторы
Методическое обеспечение занятия:
- Презентация (Приложение 1)
- Кейс в печатном виде
- Блок-схема построения алгоритма нахождения прибыли (Приложение 2)
- Отчеты о прибылях и убытках с пустыми ячейками для заполнения (Приложение 3)
- Сравнительная таблица полученной прибыли (Приложение 4)
- Форма для оценки экспертами работы микрогрупп
- Критерии оценки работы студентов на занятии (Приложение 5)
Опережающее задание студентам: повторить теоретический материал по теме "Финансово - результативные показатели деятельности организации"
Хронологическая карта занятия
№ п/п | Этапы и содержание занятия | Время |
1. | Организационный этап | 2-3 минуты |
1.1 | Приветствие | |
1.2 | Определение отсутствующих на занятии | |
1.3 | Оценка готовности студентов к занятию | |
1.4 | Организация внимания | |
2. | Вступительная часть занятия | 2-3 минуты |
2.1 | Озвучивание темы занятия | |
2.2 | Постановка целей и задач | |
3. | Актуализация знаний. Повторение и закрепление пройденного материала. | 5-6 минут |
3.1 | Презентация материала по теме занятия | |
3.2 | Проверка усвоения материала (фронтальный опрос) | |
4. | Организационный момент выдачи кейса | 3-5 минут |
4.1 | Мотивация решения кейса | |
4.2 | Формирование микрогрупп | |
4.3 | Выбор экспертов. Объяснение экспертам их обязанностей | |
4.4 | Объяснение правил работы с кейсом | |
4.5 | Видеопредставление ситуации кейса | |
5. | Работа студентов в микрогруппе над кейсом | 10-12 минут |
5.2 | Изучение кейса студентами | |
5.3 | Обсуждение кейса | |
5.4 | Выбор наилучшего варианта решения заданий кейса | |
5.5 | Подготовка материала дискуссии | |
6. | Дискуссия | 10-12 минут |
6.1 | Представление студентами каждой микрогруппы своего варианта решения кейса | |
6.2 | Корректировка полученных данных | |
6.3 | Поиск оптимального решения проблемы | |
7. | Работа экспертов | 4-5 минут |
7.1 | Оценка работы каждого члена микрогруппы | |
7.2 | Оценка работы микрогруппы в целом | |
8. | Заключительная часть занятия | 2-3 минуты |
8.1 | Обобщение, выводы по теме занятия | |
8.2 | Оценка преподавателем работы студентов на занятии | |
8.3 | Выдача домашнего задания |
Литература:
- Зайцев Н.Л. Экономика промышленного предприятия: Учебник - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА - М, 2005
- И.В. Гладких. Методические рекомендации по разработке учебных кейсов,-СПб, 2004.
- Кэмпбелл Р. Макконнелл, Стэнли Л. Брю. Экономикс: принципы, проблемы и политика. В 2 т.: Пер с англ. 11-го изд. - М.: Республика, 1993.
- Лебедева Т.Н. Применение кейс-метода в преподавании экономических дисциплин. Йошкар-Ола: ФГОУ СПО "Йошкар-Олинский строительный техникум", 2009. - 74 с.
- Мамедов О.Ю. Современная экономика: Общедоступный учебный курс. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1995
- Михайлова Е. И. Кейс и кейс-метод: общие понятия. / Маркетинг, №1, 1999г.
- Пол А. Самуэльсон, Вильям Д. Нордхаус. Экономика: пер. с англ. - М.: "Бином", Лаборатория Базовых Знаний, 2004. - 800 с.
- Рейнгольд Л.В. За пределами CASE - технологий, Компьютерра, №13-15, 2000г.
- Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия АПК: Учебное пособие. - Мн.: ИП "Экоперспектива", 2008.
- Смолянинова О.Г. Инновационные технологии обучения студентов на основе метода Case Study: М.- сборник "Инновации в российском образовании", ВПО, 2000г.
- Экономика: Учебник / Под ред. доц. Булатова А. С. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство БЕК, 2005. - 816 с.
- Экономика предприятия: Учебник для вузов/ Под ред. проф. В.Я. Горфинкеля, проф. В.А. Швандара. - 4-е изд., перераб. и доп.- М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2006
- Экономика предприятия: Учебник/ Под ред. проф. Н.А. Сафронова. - М.: Юристъ, 2004
- Экономика предприятия (фирмы): Учебник/ Под ред. проф. О.И. Волкова и доц. О.В. Девяткина. - 3-е изд., перераб. и доп.- М.: ИНФРА - М, 2005