Цели и задачи урока:
Образовательные:
- осуществить тематическое обобщение знаний,
- полученных при изучении данной темы,
- проверить уровень знаний,
- умений и навыков,
- сформированных в процессе изучения темы.
Воспитательные:
- формировать у учащихся научное мировоззрение ,
- учить ориентироваться в географическом пространстве,
- формировать экологическую культуру.
Развивающие:
- через игровую форму обучения развивать познавательный интерес к предмету,
- творческие способности (речь, память, внимание);
- обеспечить развитие умений и навыков работы с разными источниками географической информации;
- развитие коммуникативных способностей ребят, через общение друг с другом (в команде), индивидуальных способностей.
Средства обучения:
- физическая карта Южной Америки,
- таблицы по теме, атласы,
- карточки-задания к уроку,
- схема путешествия.
Тип урока: урок обобщающего повторения.
Форма урока: урок-путешествие.
Этапы путешествия:
- «Географический»
- «Плывём по течению»
- «Узнай меня!»
- «Путевые заметки»
- «Чудо материка»
Ход урока
1. Оргмомент.
Мы совершили с вами интересное путешествие по материку Южная Америка, побывали в самых разных уголках материка, познакомились с природой, населением, эндемиками. Полученные знания позволили составить образ материка.
А начать я хочу с легенды о вожде индийского племени, который посылал юношей на вершину Аконкагуа:
“Идите, пока хватит сил. Кто устанет, может вернуться домой, но пусть каждый принесёт мне ветку с того места, где он свернул с дороги”, - говорил вождь. Вскоре первый вернулся и протянул листок кактуса. Вождь усмехнулся: “Ты не пересёк пустыню. Ты не был даже у подножия горы”. Второму, принёсшему серебристую ветку полыни, вождь сказал: “Ты был у подножия, но даже не пытался начать восхождение”. Третий, с веткой тополя, даже заслужил похвалу: “Ты добрался до родника”. Подобное же поощрение и четвертому, с веткой крушины. Пятому, принёсшему ветку кедра, старик одобрительно кивнул: “Ты был на пол - пути к вершине”. Последний юноша пришёл с пустыми руками, но лицо его светилось радостью. Он объяснил, что был там, где не растут деревья, но зато видел сверкающее море. Вождь не только поверил ему, но и отдал самую большую дань признания: “Тебе не нужна ветка-символ. Победа сияет в твоих глазах, звучит в твоём голосе. Это одна из вершин твоей жизни. Ты видел гору во всём её величии”.
Ребята, почему вождь решил, что юноша дошел до вершины горы?
(Ответы учащихся.)
Сегодня каждому предстоит подняться на свою вершину знаний. Перед вами лежит один из пяти тысячников горной системы- Анды. Высотные пояса горы - это задания, которые вам предстоит выполнить .С каждым выполненным заданием вы подниметесь на 1000 м. Если вы выполните все задания, окажетесь на вершине горы, и в ваших глазах будет сиять победа, одна из вершин географии будет преодолена.
2. Географический.
Путь всегда начинается с карты. С карты начнем и мы, проверим, как вы усвоили географическую номенклатуру. Работу выполняем на к/к по вариантам (ответы записываются цифрой).
1 вариант |
|
|
2 вариант |
1.Панамский перешеек. |
|
|
1.о.Огненная Земля. |
Кто справился с заданием, поднимается по схеме на 1000 м (кружочек закрасить).
3. «Плывем по течению»
Для того чтобы проверить, как вы усвоили особенности материка выполним задания по вариантам (указать номера относящиеся к материку: 1 в. - Африка, 2в. - Южная Америка).
- Материк пересекает экватор.
- Основной массив материка расположен южнее экватора.
- Большая часть материка расположена в восточном полушарии.
- Материк расположен в западном полушарии.
- В рельефе преобладают равнины.
- В рельефе преобладают высокие равнины.
- Мощная горная цепь протянулась вдоль побережья материка.
- Материк на севере граничит с большим массивом суши.
- Омывается Атлантическим океаном.
- Омывается Индийским океаном.
- Климатические пояса повторяются дважды по обе стороны от экватора.
- Материк пересекает умеренный климатический пояс.
- На материке протекает много полноводных рек.
- Материк пересекает экваториальный климатический пояс.
- Материк заслужил название самого влажного материка на Земле.
- Пустыни занимают большую площадь
После выполнения работы учащиеся осуществляют самопроверку.( ключ и нормы оценок записаны на доске.)
1 вариант - 1,4,6,8.10,11,14,16.
2 вариант -2,3.5,7.9,12,13,15.
Кто справился с заданием поднимается на высоту 2000 м (кружок закрасить).
4. «Узнай меня!»
Игра « Ромашка».
Взяв лепесток и оторвав его выполнить задание.
- На поверхности воды лежат огромные круглые листья диаметром до 2м., края листьев приподняты, такой лист выдерживает до 72 кг. (виктория - регия)
- Человек, попавший в них однажды испытывает огромную радость: в первый день, когда, ослеплен сказочным богатством, он думает, что попал в рай, и в последний день, когда на гране бешенства удирал из « зеленого ада». (сельва)
- Дерево, имеющее твердую древесину, получившее название « сломай топор» (кебрачо)
- Стаи зубастых хищных рыб набрасываются на все, что попадает в воду и мгновенно съедают. (пираньи)
- Никогда не торопится, любит поспать, живет на деревьях, может по долгу не есть, его длинные лапы не преспособлены для ходьбы по земле, он беспомощен, во время разлива рек он хороший плавец. (ленивиц)
- Пестрая крошечная птичка размером с пчелку, питается нектаром и мелкими муравьями. За одну секунду делает более 200 взмахов крыльями. (калибри)
- Живет в высокогорных лесах Анд, очень древний вид, имеет вокруг глаз круги. (очковый медведь)
- Животное имеет длинный язык как шнурок, который может достать самые дальние уголки. (муравьед)
- Вьючное животное, один из четырех родичей верблюда, высокогорное животное, его держат из-за хорошей шерсти. (лама)
- Самая большая змея на нашей планете, прекрасный плавец. (анаконда)
Выполнив задание вы на высоте 3000м.( кружок закрасить)
5. «Путевые заметки»
Путешественники всегда вели дневники, эти люди грамотные, и мы сейчас проверим знания терминов данного материка.
1 группа
- сельва (экваториальный лес)
- самбо (индейцы и негры)
- карнавал (праздник в Южной Америке )
2 группа
- пампа (степи)
- мулаты (негры и европейцы)
- лианы (растение экваториального леса)
Вы поднялись на высоту 4000 м.
6. «Чудо материка»
Южная Америка родина многих культурных растений, которые проникли к нам с ее открытием. « Белый ящик». В ящике растение, по описанию определи.
- Первые. кто попробовали его, были ацтеки .Они называли его «чоколать», а само растение - какауатль .Родина культуры - тропические районы. (какао)
- Без него мы не можем обойтись не дня. Его родина - Чили, только в Боливии около 200 сортов. В Россию попал лишь в 17 в. (картофель)
- Испанцы и португальцы дали ему название «золотое яблоко». В 14в. его привезли в Испанию как лекарственное и редкое растение и дали название «помо-доро». (помидор)
- С давних времен сажали их на своих полях индейцы, в Европу ее привез Х. Колумб, а в России появился в 18 в. Культура зрелая очень долго варится и поэтому используют в различных блюдах недозрелую. (фасоль)
И так, вы достигли вершины - 5000м.
Восхождение закончено.Каждый достиг своей вершины в знаниях.
Кто достиг – 5000 м.
Кто достиг – 4000 м.
Кто достиг – 3000 м.
И те, кто еще не достиг вершины должны усвоить несколько правил:
- больше читать,
- уметь работать с картой.
Оценки за урок.
Рефлексия.