Богатства Ямала. Нефть (занятие с детьми старшего дошкольного возраста)

Разделы: Работа с дошкольниками


Цели:

  • Развивать у детей самостоятельность мышления, гибкость и осмысленность в практическом применении знаний.
  • Учить детей выделять новые незнакомые качества, свойства природных объектов, по-новому смотреть на то, что раньше казалось обычным и хорошо знакомым.
  • Формировать практические навыки, стремление к экспериментированию, эмоционально-положительное отношение к окружающему миру, понимание зависимости его состояния от действия человека.
  • Активизация словаря: геолог, полезные ископаемые, нефть, нефтяники, лаборатория, опыты, свойства.

Оборудование: 2 больших колбы с водой и нефтью, по 2 колбочки маленькие на каждого ребёнка, палочки, пакет молока, бумажные салфетки, пипетки, пуховые птичьи перья.

Ход занятия

- Ребята.как называется страна, в которой человек родился?

(-Родина)

Игра "Доскажи словечко".

-Живём мы в радостном краю,
И знать его должны мы -
Страну свою :::.(Россию)

-Как называется город,в котором мы живём?

(-Мы живём в г. Губкинский)

- В честь кого назван наш город?

(- Наш город назван в честь геолога Михаила Губкина.)

- Кто такие геологи?

(-Это люди, которые ищут полезные ископаемые:нефть, газ и др.)

- Ребята,а где находится наш город Губкинский?

(-Город Губкинский на севере России, на Ямале, в ЯНАО)

- Как переводится с ненецкого языка слово - Ямал?

(- Ямал на ненецком языке означает - " край земли")

- Ребята, как вы думаете, почему говорят " Ямал - удивительный край"?

(- Потому, что у нас самые длинные северные ночи зимой и белые ночи летом)

(-На Ямале можно увидеть северное сияние.)

(-Наш северный край - Ямал богат нефтью и газом)

- Дети, кто является главной трудовой силой нашего города, люди каких профессий?

(- В нашем городе трудятся газовики, нефтяники, строители :..)

- Ребята, отгадайте загадку:

Без него не побежит.
Ни автобус, ни машина,
Не поднимется ракета,
Отгадайте, что же это? (бензин)

- А из чего делают бензин?

(-Бензин делают из нефти)

- Молодцы,ребята, правильно. На нефтеперерабатывающих заводах из нефти делают бензин и ещё много других предметов из той части нефти,что остаётся. Пройдите посмотрите на выставку различных предметов. Нефть применяется при изготовлении ластмассы,резины. Эти предметы: игрушки, резиновые сапоги, калоши, камеры и покрышки для велосипеда,автомобильные шины, нитки, искусственные ткани - всё

это производится с использованием нефти.

- Ребята, а вы видели нефть?

- Сегодня мы с вами познакомимся с нефтью поближе, рассмотрим её и проведём с ней некоторые опыты. Давайте мы с вами пройдём в нашу лабораторию.

- Ребята, как вы думаете, какого цвета бывает нефть? (ответы детей)

- А теперь посмотрите на это замечательное вещество, которое добывают на наших месторождениях.

Опыт 1. Цвет нефти.

На белую салфетку пипеткой капнуть 1 каплю нефти, рассмотреть растекающуюся каплю нефти и сделать вывод.

Вывод: Нефть чёрного цвета.

Опыт 2. Запах нефти.

2 колбочки: 1-я с водой, 2-я с нефтью. Предложить детям понюхать колбочку с водой и колбочку с нефтью. Выяснить,какие эмоции возникают при этом у детей. Почему?

Вывод: Нефть имеет запах.

Опыт 3. Прозрачность.

2 -е колбочки: 1-я с водой, 2-я с нефтью. В обе колбочки положить палочки.

В какой из колбочек видна палочка, а в какой - нет? Почему?

В колбочке с водой мы видим палочку,а в колбочке с нефтью - нет.

Вывод: Вода - прозрачная, а нефть - нет.

Опыт 4. Жидкость.

2-е колбочки: 1-я с нефтью, 2-я - пустая. Перелить нефть в пустую колбочку.

Нефть льётся? Почему?

Вывод: Нефть - жидкое вещество, по этому нефть качают насосами из глубин земли.

(Физкультминутка)

-Мы качалки, мы насосы - дети приседают

Нефть качаем, мы качаем - руки вытянуть вперёд,согнуть в локтях

И по трубам, и по трубам -руки прямые в стороны,

На заводы отправляем. - плавные движения руками

Опыт 5. Смешиваемость и растворяемость нефти и воды.

2 колбочки:1-я с водой, 2-я с нефтью. В воду налить молоко и размешать. Вывод: молоко в воде размешалось. Выслушать предположения детей о том, что будет с нефтью, если её налить в воду. Проверить и сделать вывод, что нефть легче воды, по воде расплываются пятна,потому,что она не не смешивается и не растворяется.

Вывод: Нефть не смешивается, не растворяется.

Опыт 6. Маслянистость нефти.

Капнуть детям на указательный палец левой руки каплю воды, на правую каплю нефти. Дети растирают между пальцами одной руки воду, а другой нефть, высказывают свои ощущения при растирании.

Вывод: Нефть скользкая, маслянистая. а вода - нет.

Опыт 7. Птицы и нефть.

Подбросить птичье пуховое пёрышко и внимательно проследить за его полётом, потом обмакнуть пёрышко в нефть, избыток обмакнуть салфеткой. Подбросив пёрышко в верх, обратить внимание, что пёрышко быстро падает вниз, а не летит.

Вывод: Перья от нефти слипаются и теряют способность отталкивать воздух, значит птица не может взлететь и становится лёгкой добычей хищников или просто может погибнуть от переохлаждения. Грязные, слипшиеся перья не согревают тело птицы.

Опыт 8. Нефть и растение.

Что будет, если черенки комнатного растения поставить в колбочку с водой и в колбочку с нефтью. (Объяснения, рассуждения детей)

- Молодцы, ребята! Я тоже так думаю, что в стакане с нефтью растение расти не сможет. Поэтому при добычи нефти необходимо соблюдать осторожность, чтобы беречь природу. Ведь на месте, где разлита нефть, долгое время не будет жизни, не будет растительности (травы, цветов, деревьев), животных. Эта земля долгое время будет мёртвой. Это - экологическая катастрофа.

-Буровые мастера
И строители дорог!
Как земля наша щедра!
Нефть - её горючий сок,
Газ - её горючий дух !
Если нефтью Обь залить -
Язь, прости! Осётр, прощай !
Можно ль родину любить,
Не щадя родимый край?
Пусть же будут нефть и газ,
Лес и речка с серебром!
Чтобы внуки, вспомнив нас,
Помянули нас добром!
(Ю. Шесталов)