Цели урока:
- Образовательные: Закрепить первоначальные знания о металлах и сплавах, о влиянии их на организм человека и окружающую среду.
- Развивающие: Развивать у учащихся интерес к исследованию, развивать устойчивое внимание, умение обобщать, развивать творческое мышление.
- Воспитательные: Воспитание аккуратности, трудолюбия, добросовестности, воспитание бережного отношения к окружающей среде.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева, таблицы, раздаточный материал.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Повторение и обобщение изученного материала.
Тема нашего урока «металлы». И на уроке мы будем говорить о металлах, об их свойствах, о влиянии их на организм человека.
Металлы – это вещества, обладающие высокой электропроводностью и теплопроводностью, ковкостью, пластичностью и металлическим блеском.
Историческая справка.
Термин «металл» происходит от греческого слова «металон», которое в свою очередь родилось из латинского «металлум». В переводе означает «шахта, руда, рудник».
Так получилось, что человек и металл практически не разлучны. Человек идет в ногу со временем благодаря и металлу в том числе. Металлические изделия окружают нас на протяжении всей нашей жизни. Современного человека представить без металла просто невозможно.
Изделия из металла:
Примеры изделий из кровельной стали:
Мы ездим на автомобилях, летаем на самолетах и живем в домах, в которых так или иначе используются металлоконструкции, нас окружают различные предметы, необходимые в домашнем хозяйстве: посуда, замки, ручки, болты, гвозди, гайки и многое другое.
Знаете ли вы, что…
- Ртуть показывает температуру нашего тела.
- Алюминий – столовые приборы.
- Ртуть показывает температуру нашего тела.
- Золото – чеканка монет, украшения, зубные протезы.
- Серебро – чеканка монет, посуда.
- Олово – кухонная утварь.
Наш город Череповец называют городом металлургов. Это неслучайно, так как самым крупным градообразующим предприятием является ОАО «Северсталь».
(Выступления учеников на тему: история завода, выпускаемая продукция.)
Сталь – это сплав железа с углеродом.
Сплав – сложные вещества, являющиеся сочетанием какого-либо простого металла (основы сплава) с другими металлами или неметаллами.
Историческая справка.
Одно из значений термина сталь в немецком языке переводиться как «резец». Это говорит об использовании стали для резания материалов.
Так же кроме стали, для изготовления изделия, чаще всего применяются сплавы:
- Чугун (сплав железа с углеродом).
- Дюралюминий (сплав алюминия с медью и магнием и др.
- Бронза (сплав меди со свинцом и оловом и др.
- Латунь (сплав меди с цинком).
Сплавы и металлы имеют характерные для них свойства – это четыре основные группы.
Физические | Отличительные стороны материалов, которые проявляются при взаимодействии их с окружающей средой. |
Механические | Отличительные стороны материалов, которые проявляются в способности сопротивляться воздействию внешних механических усилий. |
Химические | Способность материалов взаимодействовать с окружающей средой при различных температурах (окисляемость, растворимость, коррозионная стойкость и др.). |
Технологические | Способность материалов подвергаться обработке. |
Свойства:
физические | механические | химические | технологические |
Блеск Плотность Электропроводность Теплопроводность Температура плавления Намагничиваемость |
Упругость Пластичность Хрупкость Вязкость Твердость |
Коррозионная стойкость Окисляемость Растворимость |
Ковкость Жидкотекучесть Обрабатываемость резанием Свариваемость |
Игра «Назови металл, в названии которого имелась бы буква от слова сталь».
Расширяем кругозор.
А поверите ли вы мне, если я скажу, что в организме человека присутствуют металлы и их соединения.
Да, это так.
Например, если вес человека составляет 70 кг, то в нем содержится (в граммах):
- Кальция – 1700;
- Калия – 250;
- Натрия – 70;
- Магния – 42;
- Железа – 5;
- Цинка – 3.
А если у человека будет не хватать нужного количества металлов в организме, что с ним произойдет? (Заболеет, снизится аппетит, будет болеть голова, сонливость, раздражительность).
И чтобы этого не произошло нужно правильно питаться.
Характерные симптомы дефицита химических элементов в организме человека.
Дефицит элемента | Типичный симптом |
Са | Замедление роста скелета |
Mg | Мускульные судороги |
Fe | Анемия, нарушение иммунной системы |
Zn | Повреждение кожи, замедление роста, замедление полового созревания |
Cu | Слабость артерий, нарушение деятельности печени, вторичная анемия |
Mn | Бесплодие, нарушение роста скелета |
Mo | Замедление клеточного роста, склонность к кариесу |
Co | Злокачественная анемия |
Ni | Учащение депрессий, дерматиты |
Cr | Симптомы диабета |
Si | Нарушение роста скелета |
F | Кариес зубов |
I | Нарушение роста щитовидной железы, замедление метаболизма |
Se | Мускульная (в частности, сердечная) слабость |
Действуйте самостоятельно
Работа в группах (ученики делятся на 4 группы).
Самостоятельно в группе изучить проблемы утилизации изделий из металлов по материалам, выданным учителем на каждую группу:
1 группа: банки из-под пива и других напитков;
2 группа: батарейки;
3 группа: консервные банки;
4 группа: металлолом.
3. Домашнее задание.
Подготовить по одному сообщению от группы по утилизации данных изделий.