Модернизация страны опирается на модернизацию образования, на его содержательное и структурное обновление. В последнее время основными приоритетами образовательной политики становятся:
- Достижение социальной компетентности обучающихся.
- Гарантия прав граждан на качественное образование.
- Формирование ключевых (базовых) компетенций.
- Обеспечение компьютерной грамотности.
Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования.
Основной задачей обучения является формирование ключевых (базовых) компетенций, необходимых для практической деятельности каждого человека.
В деятельности учителя должны создаваться условия для формирования следующих ключевых компетенций:
- Коммуникативных – умение вступать в диалог с целью быть понятым.
- Информационных – владение информационными технологиями.
- Автономизационных – способность к самоопределению и самообразованию.
- Нравственных — способность жить по общечеловеческим нравственным законам.
Они рассматриваются, как готовность учащихся использовать усвоенные знания, умения, способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач. Приобретение этих компетенций базируется на опыте деятельности учащихся в конкретных ситуациях. Овладение ключевыми компетенциями позволяют человеку быть успешным и востребованным обществом.
Успешность школьника определяется не только и не столько его способностями, сколько желанием учиться, т.е. мотивацией. Познавательные мотивы в самом широком смысле — это желание ребенка освоить новые знания или способы получения новых знаний.
Информационные технологии стали неотъемлемой частью общества и оказывают влияние на процессы обучения и систему образования в целом. Для того, чтобы создать оптимальные условия учащимся для развития их потенциальных возможностей, духовного начала, формирования самостоятельности, способности к самообразованию, самореализации, необходимо применять новые информационные технологии в процессе обучения. Использование их в образовательном процессе позволяет повысить наглядность обучения и мотивацию к нему. Это позволяет реализовать цели и задачи по формированию ключевых компетенций учащихся.
Данная технология способствует:
- Активизации познавательной деятельности учащихся.
- Развитию вариативности мышления, математической логики.
- Направленности мыслительной деятельности учащихся на поиск и исследование.
Именно, поэтому ИКТ вызывают интерес и апробируются в практической деятельности.
По данным исследований, в памяти человека остается
25% услышанного материала,
33% увиденного,
50% увиденного и услышанного,
75% материала, если ученик вовлечен в активные действия в процессе обучения.
Технология применения средств ИКТ в предметном обучении основывается на:
- Использовании возможностей компьютера для создания условий доступности и наглядности изложения материала;
- Деятельности учителя, управляющего этими средствами;
- Повышении мотивации и активности обучающихся, вызываемой интерактивными свойствами компьютера.
Программное обеспечение учебных дисциплин очень разнообразно: программы-учебники, программы-тренажёры, словари, справочники, энциклопедии, видеоуроки, библиотеки электронных наглядных пособий.
Использование возможностей компьютера в предметном обучении по следующим вариантам:
- фрагментарное, выборочное использование дополнительного материала;
- использование диагностических и контролирующих материалов;
- повышение качества наглядности и доступности при изложении материала через использование презентаций на уроках.
- выполнение домашних самостоятельных и творческих заданий;
- использование компьютера для вычислений, построения графиков, сечений многогранников.
- формирование информационной компетентности учащихся, т.е. умения получать информацию из различных источников, в том числе электронных.
Поскольку наглядно-образные компоненты мышления играют исключительно важную роль в жизни человека, то использование их в обучении оказывается чрезвычайно эффективным.
Ключевые компетенции.
В области учебных компетенций:
Уметь:
- организовывать процесс изучения и выбирать собственную траекторию образования;
- решать учебные и самообразовательные проблемы;
- связывать воедино и использовать отдельные части знаний.
В области исследовательских компетенций:
Уметь:
- получать и использовать информацию;
- обращаться к различным источникам данных и их использование;
Знать: способы поиска и систематизации информации в различных видах источника.
В области социально-личностных компетенций:
Уметь: видеть связи между настоящими и прошлыми событиями.
В области коммуникативных компетенций:
Уметь:
- выслушивать и принимать во внимание взгляды других людей;
- выступать на публике;
- читать графики, диаграммы и таблицы данных;
- сотрудничать и работать в команде.
В области информационных компетенций:
Уметь: самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее.
Организуя на уроке и во внеурочное время работу с тестами (в электронном виде) формируются у ребят основные «информационные» компетенции, а для многих именно они сегодня наиболее актуальны и будут необходимы ребятам в будущем.
Мультимедийные уроки позволяют использовать в рамках одного занятия изобразительные средства различной природы (текст; звук; фотографии; анимацию и др.), что обеспечивает новый уровень восприятия: учащиеся не просто созерцают, а активно участвуют в происходящем. Роль учителя, как проводника знаний не снижается, а наоборот от него требуются новые навыки. Эффективность учебного процесса, как показывают последние исследования, повышается.
При попытке анализа компьютерных программ были выявлены следующие характеристики:
- способность управлять процессом формирования различных навыков за счет быстродействия и обратной связи;
- индивидуализировать процесс обучения за счет обеспечения индивидуального темпа работы, индивидуализированной помощи, многократного повторения материала требуемое количество раз;
- повышать мотивацию за счет занимательности, яркой наглядности, компьютерного поощрения, своевременной помощи, наличия элемента соревновательности;
- вырабатывать самостоятельность и самоконтроль школьников за счет интерактивности компьютера.
Кроме того, учитель имеет возможность тратить меньше времени на подготовку учебных материалов к уроку, на проверку письменных работ.
Информационные технологии повысили:
- информативность урока,
- эффективность обучения,
- придают уроку динамизм и выразительность.
При применении ИКТ, для отработки навыков учащихся по теме и контроле, проведенном с помощью данной технологии качество знаний учащихся выше, чем при традиционных методах.
Также происходит формирование ключевые компетенции через применение метода учебного проекта — это один из личностно - ориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности учащихся, направленная на решение задачи учебного проекта, интегрирующая в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, исследовательские и другие методики.
Использование информационных технологий при проектной деятельности учащихся, является дополнительным мотивирующим фактором в процессе обучения.
Итогом внедрения ИКТ в образовательный процесс является позитивная динамика изменения качества знаний и повышение познавательной активности учащихся.