Классный час, посвященный 65-летию Великой Победы, на тему "Песни Победы"

Разделы: Классное руководство


Цель: Воспитание чувства патриотизма с помощью песен военных лет

Оборудование: Презентационный проект, сборник песен военных лет на СД

Гости: Участник Великой Отечественной войны, майор Гаврильев Н.С., ветеран тыла Иванов Д.С., вдова участника войны Корякина М.Д.

Ход классного часа

1. Введение.

- знакомство с гостями

Учитель: В этом году мы отмечаем 65-летие Победы Великой Отечественной войны. В годы сражения в защиту Отечества разные народы объединялись в одно целое, у них была общее направление и в литературе. Объединившись, они вставали против своих противников, и достигли Великой Победы, разрушив злобного врага.

Многонациональная советская литература с честью выполнила все жесткие требования войны. И достойно выполнила служебный долг родному народу. Советские писатели еще больше усилили общественный авторитет воспитательной и организационной роли литературы. В годы войны все национальные литературы открыли яркие страницы.

Как только началась война, в первую очередь прозвучал звонкий голос поэтов. Вместе с тем патриотические песни, призывающие народ на борьбу против проклятых фашистов. Песни, которые стали штыком, носили боевой патриотический и острый политический характер. Таким образом, во время войны жанр песен значительно развивался.

Песни, которые стали штыком, были для героев молнией, нерушимой, невидимой силой против противников. Такие песни окрыляли народ к огненному сражению и Великой Победе. Они усилили и объединили в одно целое все народы нашей родины.

2. Песни военных лет (Прослушивание песен и информация учащихся об истории написания песен).

1. «На солнечной поляночке» слова А.Фатьянова, музыка В.Соловьева-Седого.

Песня «На солнечной поляночке» написана в 1942 году. Тогда в результате встречи рядового солдата А.Фатьянова с великим композитором В.Соловьевым появилась эта песня. В песне поется о том, как молодая девушка ждет своего любимого с войны. И хочет, чтобы ее друг вернулся с войны героем. Эта песня с бодрым юмором и с оптимистическим настроем на Победу. Хотя написана за три года до окончания войны.

2. «В лесу прифронтовом» слова М.Исаковского, музыка М. Блантер.

Слова песни «В лесу прифронтовом» написал М.Исаковского, а музыку М. Блантер. Михаила Исаковского на фронт не взяли по состоянию здоровья. Поэтому с врагами он воевал своим острым пером. С первых дней войны его стихи, которые стали песней, распространились народу. С его песней солдаты отправлялись в войну, вступали в бой. Пелись такие песни как, «До свидания, города и хаты», «Ой, туманы, растуманы», «В лесу прифронтовом», «Под звездами балканскими», «Огонек» и др. Музыку на стихи Исаковского «В лесу прифронтовом» и на другие в основном сочинял Матвей Блантер. Эта песня, ставшая лирическим гимном солдата о дружбе, силе и храбрости, верности. Песня о мирной жизни давала понять, что если только бороться с врагами, можно достичь мира на земле своей родины.

3. «Вечер на рейде» слова А. Чуркина, музыка В.Соловьева-Седого.

Песня «Вечер на рейде» написана впервые годы блокады Ленинграда. Авторы песни композитор Василий Соловьев-Седой и поэт Александр Чуркин для обороны Ленинграда копали траншеи, обезвреживали зажигательные бомбы. Однажды во время работы присев отдохнуть на барже полной грузом заметили моряков и корабль, который проводит рейды. У моряков была обязанность защитить город от врагов. В тот день, придя, домой Соловьев-Седой написал музыку, чтобы передать чувства и мысли моряков, а следующим утром поняв, что он хотел сказать, Чуркин сочинил слова песни. Таким образом, появилась эта песня.

4. «Дороги» слова Л.Ошанина, музыка А.Новикова

Песня «Дороги» написана в 1945 году. Эта песня показывает все беды настоящей войны. Хотя авторы песни не принимали участия в Отечественной войне, они имеют прямое отношение к фронту. Они были концертной бригадой в разных фронтах и реально видели смерть. Текст песни написал Лев Ошанин, а музыку Анатолий Новиков. Однажды попав под бомбежку под городом Жандра лежали на поле. Вдруг возле Ошанина повалился на смерть молодой светловолосый лейтенант. Затем за десять дней из противотанковой бригады осталась лишь малая половина. В это время появилась эта песня. Она сразу понравилась народу.

5. «День победы»

3. Песни военных лет и мы.

1. Ученики выбирают песню и пишут краткую письменную работу на тему:

а) Какие мысли вызвала эта песня?
б) Относится ли к нашему поколению?

2. По итогам письменных работ – диспут.

3. Беседа с гостями.

Вопросы учеников:

- Согласны ли вы с высказыванием «Песня – вдохновитель народа на Победу»?

- Уважаемые гости, во время войны какие песни больше пел наш народ саха? Можете рассказать об этом?

4. Во время войны гимном якутского народа была песня И.Д.Винокурова-Чагылгана «Хайыьар» («Лыжная»).

У.: Якутский народ своими героическими поступками, храбрым сражением оставил бессмертные, яркие страницы в истории Отечественной войны. Эти песни не сходили с уст якутского солдата во время кровавого сражения и работников тыла.

Стихотворение нашего земляка, поэта Илья Чагылгана сразу стал песней, мы его считаем своим гимном.

Теперь приглашаю всех спеть эту песню.

ЛЫЖНАЯ

Север наш в снега закутан,
Холодами закален.
Мчатся в бой стрелки-якуты,
Мчится лыжный батальон.
Посвист лыж фашист услышит,
Побежит от нас назад;
Но его догонят лыжи,
Пули наши поразят!
Дышит ветром день морозный,
Вихрем крутятся снега,
Край могучий,
Север грозный
Ополчился на врага!
Посвист лыж фашист услышит,
Побежит от нас назад;
Но его догонят лыжи,
Пули наши поразят!
Мы, как ветер, неустанны,
Не уйти от нас врагу!
Свет победы, свет желанный,
Нам сияет сквозь пургу.
Посвист лыж фашист услышит,
Побежит от нас назад;
Но его догонят лыжи,
Пули наши поразят!
1942

5. Итог.

У.: Песня - это история нашей Родины.

С первого дня Великой Отечественной войны до победного праздничного салюта песня всегда была с солдатом. Она помогала ему преодолевать трудности и лишения фронтовой жизни, поднимала боевой дух воинов, сплачивала их. Как верный друг она не покидала фронтовика в минуту грусти, скрашивала разлуку с любимой, с родными и близкими. Она шла с солдатом в бой, вливала в него новые силы, отвагу, смелость…

Песни, которые стали штыком являются свидетелем незабываемой истории, в них отражаются все ужасы войны, которые достойно пережил наш народ. Сколько жертв, стремления, силы воли взволновались за Великую Победу, за эти долгие годы.… Давайте помянем все эти жертвы ужасной войны минутой молчания. А также, безусловно, отдадим дань героизму всех, кто сражался с фашизмом.

Песня Победы – почетная, великая песня. Песни победы…. Они должны передаваться с поколения в поколения. В первую очередь, это зависит от нас и от вас. Это святой долг перед героями войны, той страшной войны.

Мы не хотим войны, кровопролития. Хотим, чтобы над нашей головой царствовало только мирное небо! За это и будем жить, учиться, работать!!!

До встречи!

Использованная литература:

  1. И.Д.Винокуров-Чагылган Избранные стихи. Якутское книжное изд. 1953
  2. Журнал «Огонек».