Цели:
- показать значение Европы для всего мира как центра современной цивилизации, ее роль и вклад в мировую культуру;
- обобщить знания географического положения крупных стран, особенностей природы, воспринимаемых через музыкальные образы;
- углубить межпредметные связи: природа – источник вдохновения для писателей, поэтов, художников и композиторов;
- формирование цельного восприятия и представлении об окружающем мире;
- знакомство с крупнейшими композиторами и их произведениями;
- развитие эмоционального восприятия, формирование слушательской культуры.
Оборудование: политическая и физическая карты Европы; картины с изображением природы, национальных костюмов, портреты композиторов, путешественников, ученых; оборудование для слушания музыки; контурные карты, презентация.
Ход урока.
Ученики входят в класс. Звучит музыка И.С.Баха Токката и фуга ре минор.
I. Орг. момент.
Вступительные слова учителей.
Учитель географии. Сегодня у нас урок необычный, он соединил географию и музыку, также в нем будут элементы истории, литературы и искусств. Такие уроки называются интегрированными. Вы узнаете, какое значение имеет Европа для всего мира, какой вклад она внесла в мировую цивилизацию. Познакомимся с крупными странами, их географическим положением, с выдающимися сынами, прославившими свою Родину – композиторами, художниками, путешественниками и исследователями. Слайд 1.
Учитель музыки. На уроке мы исполним и послушаем некоторые произведения великих европейских композиторов. Постарайтесь услышать и определить, как воплотилась природа в музыкальных образах.
II. Путешествие по Европе.
Учитель географии. Мы приступили к изучению Евразии. Практическую работу по определению географического положения материка уже сделали. Сейчас совершим музыкальное путешествие по четырем океанам, омывающим Евразию.
Учитель музыки. В путешествие мы отправляемся на катере. Исполним песню «Катерок» из м/ф «В порту» (Приложение 1)
Учитель географии.
Евразия – самый большой материк. Он делится на две части света.
- Показать по карте границу между Европой и Азией.
- Европа на является единым регионом, а делится на северную, западную, южную, восточную. Не территории Европы разместились как крупные страны, так и страны - малютки, микрогосударства.
1 учащийся. Европа. От твоих берегов отплывали каравеллы Колумба и Магеллана. Суровые викинги и архангельские поморы, греческие и римские галеры, казачьи струги бороздили просторы окружающих тебя морей и океанов. Отсюда отправлялись в путешествие в Индию и Китай отважные Марко Поло и Афанасий Никитин. Шли навстречу солнцу в Сибирь казаки-землепроходцы — Ермак, Семен Дежнев, Ерофей Хабаров, Владимир Атласов, Семен Челюскин, Витус Беринг.
Испытывая невероятные трудности и лишения, исследовали Центральную Азию Н.М.Пржевальский, Семенов Тян-Шанский и многие другие. Их имена на картах мира.
Европа дала миру таких титанов в области музыки, как Бах, Моцарт, Бетховен, Глинка, Чайковский, Римский-Корсаков, Эдвард Григ, Иоганн Штраус и др. Здесь создавались гениальные художественные творения Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микеланджело, Рембрандта.
Музыкой в камне стоят великолепные дворцы и храмы.
Древняя Эллада и Рим, Париж, Лондон и Берлин, Венеция, Москва и Петербург — все здесь дышит историей — звон мечей и грохот битв.
Звучит музыка Эдварда Грига «В пещере горного короля». Слайд2.
Учитель музыки.
- Из какого произведения этот отрывок? (Драма «Пер Гюнт» Г.Ибсена)
- Какое развитие музыки? Почему?
- В какую страну привела нас музыка? (Норвегия)
2 учащийся. Северная Европа. Скандинавские страны
Три страны располагаются на Скандинавском полуострове — Швеция, Норвегия и Финляндия.
Удивительно живописна природа этих стран. Горы, поросшие лесом, многочисленные ручьи, речки и водопады. Извилистые узкие заливы — фьорды, многочисленные ледниковые озера, маренные холмы. Все здесь дышит поэзией — сказочные феи, тролли, гномы — непременные участники сказаний, эпосов, саг, песен и танцев.
Здесь создавали свои бессмертные произведения Эдвард Григ, Ян Сибелиус, Генрик Ибсен и другие.
Учитель музыки. Сейчас мы исполним произведение Э. Грига «Заход солнца». Нам при исполнении нужно передать величественную, но суровую скандинавскую природу.
Исполнение произведения Эдварда Грига «Заход солнца».
2 учащийся. Эта земля — родина викингов, которые задолго до Колумба открыли Америку и оставили поселения. Они исследовали суровые северные земли. Их потомки — Руал Амундсен, Фритьоф Нансен, Тур Хейердал и многие другие путешественники вошли в историю исследования Земли.
Звучит музыка Руже де Лиля «Марсельеза». Слайд 3.
Учитель музыки. Вы узнали произведение? В какое время оно было создано?
Какая особенность у этого произведения? (До сих пор является гимном Франции)
3 учащийся. Западная Европа. Франция. Это прежде всего, Париж, Эйфелева башня, собор Норт-Дам, Лувр, где хранятся бесценные художественные произведения. С Францией связано нашествие Наполеона в России в 1812 г, великая французская революция, Парижская коммуна.
Это и «Марсельеза», сочиненная пехотным капитаном Руже де Лиллем всего за одну ночь. За эту песню преследовали, сажали в тюрьмы, расстреливали, а сейчас она является гимном Франции.
Исполнение «Марсельезы».
Законодательница мод, знаменитой косметики и прекрасных вин. Это также прекрасные автомобили, самолеты и космические корабли.
Известные «Три мушкетера» А. Дюма — гимн дружбы, чести и достоинства. Жюль Берн, который в своих фантастических произведениях с поразительной точностью предсказал современные технические достижения.
Художники-импрессионисты, Гектор Берлиоз, Шарль Гуно, Жорж Бизе, музыка которых не сходит со сцены. Франция может гордиться своими сыновьями, имена которых мы читаем на картах мира.
Учитель географии. Есть французы, которых знают во всем мире. Один из них - Жак Ив Кусто - знаменитый французский океанограф, один из изобретателей акваланга, подводный путешественник. Приложение 2.
3 учащийся. Великобритания. «Владычицей морей» назвали эту страну и недаром. Джеймс Кук, Френсис Дрейк, адмирал Горацио Нельсон, Давид Ливингстон, Генри Мортон Стенли, Генри Гудзон, Александер Макензи, Роберт Скотт и много других отважных мореходов и путешественников оставили свои имена на картах мира.
В результате завоеваний и колонизации в XIX в. образовалась огромная по территории Британская империя. Полмира говорит на английском языке. Отсюда пошла промышленная революция, охватившая весь мир. Здесь родились великие сыны человечества — Исаак Ньютон, Чарльз Дарвин, Эдуард Дженнер, Джордж Байрон, Даниель Дефо, Джонатан Свифт, Роберт Скотт, Конан Дойл и многие другие.
Робинзон Крузо, Гулливер, Шерлок Холмс — кому не знакомы эти герои книг и их приключения?
Учитель музыки. Какую песню мы с вами знаем, созвучную романтизму средневековой Англии? (Спящая принцесса) Сейчас наши мальчики перевоплотятся в рыцарей, а девочки - в принцесс. Эта песня – баллада. Слайд 4.
Исполнение песни Г.Гладкова «Спящая принцесса». Приложение 3.
3 учащийся. В 60-е гг. XX в. четверо молодых ребят из Ливерпуля — Джон Леннон, Пол Маккартни, Ринго Старр и Джордж Харрисон — образовали ансамбль «Битлз». Прекрасное пение и инструментовка, композиции, основанные на народных мелодиях, обеспечили грандиозный успех и популярность. Они оказали огромное влияние на современную эстраду. Как грибы после дождя, стали появляться по всему миру ВИА — вокально-инструментальные ансамбли.
Учитель музыки. Сейчас мы послушаем одну из самых популярных песен – «Yesterday».Слайд 5.
Определите музыкальный образ, охарактеризуйте его.
(После прослушивания дети делятся впечатлениями)
Звучит органная фуга И.С. Баха.
Учитель музыки. Какой инструмент звучал? (Орган) Имя какого композитора тесно связано с этим композитором? Слайд 6.
Орган – любимый инструмент И.С. Баха, спутник всей его творческой жизни. Он мог доверить органу и высокое духовное начало, и строгость и серьезность помыслов, и величие и пафос чувств. Орган давал Баху возможность обращаться к людям на том языке, который был ему особенно близок. Баховскую импровизацию обычно венчала большая фуга, построенная по всем правилам композиции, что свидетельствует о том, насколько естественными были для Баха полифонические формы, даже столь сложные, как фуга. В его импровизациях вдохновенная фантазия сочеталась с мудрым художественным расчетом.
3 учащийся. Германия. В средние века Европу терзали постоянные войны. Одни государства возникали, другие гибли. В это время на территории Германии было много княжеств. И в одном из них, в семье Бахов – музыкантов, родился Иоганн Себастьян Бах, про которого сказал Бетховен:»В мире среди музыкантов был только один Бах»
Моцарт, Шуберт, Штраус,Вагнер, Гендель, Брамс – более двух десятков выдающихся и великих композиторов дала Германия миру. В их произведениях, навеянных образами прекрасной природы, звучит шум леса, пение птиц, звон ручьев и водопадов.
Германия дала миру не только великих музыкантов, поэтов и художников ,но и выдающихся личностей во многих областях.э то и великий путешественник, ученый, основоположник географической науки Александр Гумбольт, объздивший полмира, и Мартин Бехайм, создавший первый глобус, и Меркатор, по картам которого мы учимся.
Учитель географии. Город Манхайм, лето 1817 года. Гуляющие в дворцовом парке останавливались, разинув рты: безукоризненно одетый, солидный господин скакал мимо них верхом на деревянной палке с колёсами, отталкиваясь ногами от земли. Приглядевшись, люди с изумлением узнавали в этом чудаке... главного лесничего их города, барона Карла фон Драйза. Вот потеха! Но, как выяснилось позднее, смеялись они напрасно. О странной бегающей машине барона в скором времени узнал весь мир, и она положила начало новому времени – эпохе «быстрых ног». Ведь именно так можно перевести с латыни слово «велосипеду». Изобретение признали не сразу. Сначала грохочущей деревянной колымаге дали обидную кличку «костотряс» и даже пытались запретить. Ведь новоявленные всадники носились по окрестностям своих деревяшках без всяких тормозов...
Звучит музыка Клода Дебюсси «Лунный свет».
Учитель музыки. Какая музыка была по характеру?
Кто узнал композитора? (Клод Дебюсси) Какое направление он представлял в музыке?
(Импрессионизм) какие характерные черты этого направления? (Впечатлительность, романтизм, душевность) Слайд 7.
4 учащийся. Голландия и Нидерланды. Крошечная по территории страна, а по вкладу в мировую цивилизацию стоит наравне с крупными. Упорнейшим трудом отвоевано у моря 2/3 площади. И до сих пор десятки тысяч ветряных мельниц откачивают воду за дамбы — в открытое море.
«Сад и огород» Европы, цветочная страна. Были времена, когда за одну луковицу тюльпанов нового сорта отдавали целое состояние.
В Голландию ездил Петр I учиться корабельному искусству. Голландских купцов можно было встретить во многих местах земного шара, в том числе и в Японии.
Много новых земель было открыто и исследовано голландскими моряками. Им принадлежит открытие Австралии. Именем Абеля Тасмана назван остров Тасмания.
Картины голландских художников и, в первую очередь Рембрандта, представляют огромную ценность.
Звучит произведение Петра Ильича Чайковского «Испанский танец».
Учитель музыки. Как называется это произведение? Кто композитор? Как так получилось, танец испанский, а композитор русский? О чем это говорит? Правильно, между музыкой разных народов нет непереходимых границ! Слайд 8.
5 учащийся. Южная Европа. Испания и Португалия
Христофор Колумб, Фернан Магеллан, Васко да Гама, Эрнан Кортес — именно с этих людей начинается эпоха Великих географических открытий. В этих людях удивительно сочетались жажда наживы, авантюризм, смелость, упорство и отвага.
В результате завоеваний в Америке и Африке образовались многочисленные колонии, откуда отплывали набитые заморскими товарами, золотом и драгоценностями испанские галеоны.
Латинской Америкой называют Центральную и Южную Америку.сюда принесли свой язык, обычай и культуру испанцы и португальцы.к великим сынам Испании принадлежат Мигель де Сервантес, Франсиско Гойя, Пабло Пикассо и многие другие.
Учитель географии. Как учатся в Португалии. (Из рассказа девочки). "Здесь, в России, моя мама работала в организации, которая помогает тем, кто хочет учиться в зарубежных странах. Сначала у нас в семье жили ребята из зарубежных стран, приехавшие в Россию, чтобы учиться в нашей школе.
А потом я сама отправилась за рубеж, в Португалию.
Я оказалась в портовом городе Синеш, в двух часах езды от Лиссабона. Город Синеш - большой порт. Это родина знаменитого путешественника Васко да Гама.
Теперь уже я жила в португальской семье. Обычный распорядок дня этой семьи был такой: в семь все встают, завтракают, потом я отправляюсь в школу. После школы вечером делаю уроки, смотрю телевизор, иногда хожу с друзьями гулять! Около девяти вечера вся семья ужинает вместе. Любимое блюдо - бакаляо - типичное для многих португальцев. Это смесь_разных сортов рыбы, приготовленная со специями и приправами.
Спать ложимся после десяти.
В выходные гуляем, ездим куда-нибудь. На праздники ходим в ресторан, где заказываем праздничную еду: мясо страуса и смесь морепродуктов - лулу.
Я училась в одиннадцатом классе обычной школы. В Португалии с десятого класса начинается профильное обучение: химико-биологическое, техническое, гуманитарное или художественное. Каждый ученик выбирает себе направление. У каждого - свое расписание занятий. Школьные успехи оцениваются по 20-балльной системе.
Я выбрала художественный класс. Это оказалось то, что нужно! В моем классе 12 человек. В расписании - философия, театр, история искусства, португальский, английский, немецкий языки, прикладное народное творчество. Занятия - с понедельника по пятницу, с 8.10 до 13.25. Потом часовой перерыв на ланч и снова учеба - до 17.00. Каникулы два раза в год: рождественские и летние. Учиться было интересно, хотя и очень трудно. Ведь сначала я совсем не понимала язык. Мне все помогали: учителя и одноклассники. Переводили, подсказывали, как правильно написать, объясняли грамматические правила. Я договорилась с классной руководительницей об индивидуальных уроках языка. Постоянно заучивала слова, старалась говорить по-португальски как можно больше и избегать общения на английском. Когда стала понимать португальский, учеба пошла гораздо легче. Наравне со всеми делала домашние задания и писала тесты. Мои знания оценивались в 15-20 баллов, что соответствует нашим 4-5.
Однажды я сидела в классе одна, обдумывая, как написать поздравительную открытку своей семье. Наверное, у меня был слишком озабоченный вид, потому что мои одноклассники подошли ко мне и дружно закричали: "Русса, русса, не грусти, мы с тобой!" Было так приятно!
Я была первой и единственной русской в этом городе. Естественно, приходилось представлять Россию. Знания португальцев о нашей стране нулевые.
За то время, что я провела в другой стране, я сильно изменилась. Научилась не бояться жизни, принимать решения, строить свои отношения с людьми. Я поняла, что жизнь богата и разнообразна и всев ней зависит от меня самой".
Шоколадная страна. Приложение 4.
Звучит произведение Петра Ильича Чайковского «Неаполитанский танец». Слайд 9.
Учитель музыки. А кто узнал этот танец? Какие характерные особенности он имеет? (Ритмический рисунок, четкость, легкость, народный колорит) Это говорит нам о тесной взаимосвязи народной и композиторской музыки.
5 учащийся. Италия «Все дороги ведут в Рим». До сих пор эта крылатая фраза в ходу. Великая Римская империя – крупнейшее рабовладельческое государство древности. Расцвет науки, архитектуры – это города, амфитеатры, цирки, библиотеки, театры, дороги, водопроводы, арочные мосты и многое другое. Это латинский язык, который служит основой для многих европейских языков – итальянского, французского, румынского и других.
Римские галеры господствовали на всем Средиземноморье и западных берегах Европы до туманного Альбиона – Великобритании.
Именно отсюда пошли эпоха Возрождения.
Это расцвет науки, искусства и культуры в Средиземноморье. Гениальное творения Микеланджело, Леонардо да Винчи, Рафаэля. Знаменитые скрипки Страдивари, Николо Амати и Гварнери, на которых играл великий волшебник, заставивший людей любить и страдать, плакать и смеяться – Николо Паганини. Это и Джузеппе Верди и Джакомо Россини.
Учитель географии. Удивительный дом, правда? Чтобы сойти с крыльца, надо вначале дождаться лодку — гондолу, которой ловко правит при помощи длинных вёсел красавец-гондольер. Вот и столбы у дома предназначены для гондол — привязывать их на «парковку». В Венеции (а на рисунке вы видите как раз кусочек этого удивительного итальянского города) лодки прежде заменяли кареты, запряжённые лошадьми, а потом автомобили и автобусы. В гондолах горожане и гости и сегодня передвигаются по рекам и каналам, которые здесь вместо улиц и переулков. А захочется прогуляться пешком — придётся перебираться по мостам и мостикам от дома к дому.
Такой дворец на воде зимой надо было хорошо топить, поэтому его фасад и стены украшают мощные печные трубы. Зато летом можно было укрыться от южного зноя под лёгким навесом на балконе, пить кофе и слушать красивые итальянские песни: «Лодка моя легка, вёсла большие...».
Звучит мелодия «Сиртаки».
Учитель музыки. Какая мелодия прозвучала – народная или композиторская? Почему? Верно, это греческий народный танец. А как он исполняется? Слайд 10.
6 учащийся. Греция. 2000 лет назад на берегах Эгейского моря возникла цивилизация, явившая миру удивительные достижения во всех областях человеческой деятельности.
Значение Греции огромно. Греческая письменность послужила основой для многих языков, в том числе для русского. Здесь возник театр, произведения Гомера, Эсхила, Геродота переведены почти на все современные языки. Постройки, статуи служили образцами, на которых учились и учатся архитекторы и скульпторы последующих поколений.
Греция — родина Олимпийских игр.
Звучит вальс Фридерика Шопена.
Учитель музыки. Какой это танец? (Вальс) как вы это определили? (Размер ¾, первая доля сильная, а вторая и третья – слабые.) Можно исполнить этот вальс? (Нет, очень быстрый темп) Верно, этот вальс для слушания. Кто сочинял такие произведения? (Фридерик Шопен) Слайд 11.
7 учащийся. Восточная Европа. Польша, Чехия, Венгрия.
Центр Европы. Бурные ритмы, огненные мелодии лбются над празднично украшенными улицами и площадями. Юноши и девушки в национальных костюмах кружатся в вихрях танца.
Звучат народные мотивы в замечательных произведениях Иоганнеса Брамса, Ференца Листа, Имре Кальмана, Зольтана Кодая. Глубочайшей нежностью, любовью к родине пронизаны произведения Фридерика Шопена, Михала Огиньского.
Учитель географии. Чешская республика. Карлов мост - один из самых старинных и крепких мостов. Он стоит уже 600 лет, как говорят, благодаря тому, что средневековые астрологи точно рассчитали благоприятную дату его возведения: 1357 год, 9 июля, 5 часов 31 минута. Посудите сами: порядок цифр получается вполне магический: 135797531. Все цифры нечетные, сначала возрастают, потом убывают.
Звучит полонез Михала Клеофаса Огинского «Прощание с Родиной». Слайд12.
Учитель музыки. Какое произведение по характеру? Чем оно похоже с произведениями Шопена? (Они пронизаны любовью к Родине, тоской , ностальгией.)
8 учащийся. Болгария, Румыния, Югославия. Балканы. Благословенны край. Изумительные по красоте пейзажи. Горы и долины, Лазурное море.. И братоубийственная война в Югославии.
Отсюда началась Первая мировая война, унесшая жизни десятков миллионов людей. Через два десятка лет в Европе началась Вторая мировя война. Прокатилась огненным смерчем, и снова погибли десятки миллионов.
Каких бы высот достигло человечествт в своем развитии, если бы не было войны.
Почтим минутой молчания всех погибших.
Звучит произведение Вольфганга Амадея Моцарта «Лакримоза». Слайд 13,14.
Учитель музыки. А теперь в финале нашего урока мы исполним песню «Пусть всегда будет солнце» как символ мира, как символ памяти о прошедших войнах, как назидание тем, кто не видел войны.
Исполнений песни А.Островского «Пусть всегда будет солнце»
III. Подведение итогов.
- Что нового вы узнали сегодня на уроке?
- Какой вклад внесла Европа в мировую культуру?
- Каково значение европейцев в открытии и исследовании новых земель?
- Назовите имена путешественников.
Домашнее задание. Нанести на контурные карты страны Европы.
Учащиеся выходят из класса под музыку М.Огинского «Прощание с Родиной»
Список использованной литературы.
- Современный урок географии. Ч.6. Методические разработки уроков для 7 класса: Материки и океаны/ Под ред. И.И. Бариновой. -М.: Школьная Пресса, 2003.-112с.
- Крылова О.В. Урок географии: 7 кл: Из опыта работы. - М.: Просвещение, 1990.-240с.
- Музыка. 7 класс: поурочное планы по учебнику Т. И. Науменко, В. В. Алеева/ авт.-сост. В.М.Самигулина.- Волгоград: Учитель, 2007.- 138 с.
- Энциклопедия для юных музыкантов. Авт.-сост. И.Ю.Куберский, Е.В.Минина.- Оформ. «Диамант».- СПб.: ТОО «Диамант», ООО «Золотой век», 1997.- 576 с.
- Великие музыкантв Западной Европы: И.С.Бах, Й. Гайдн, В.А.Моцарт, Л.Бетховен. Хрестоматия для учащихся ст. классов/ Сост. В.Б.Григорович.- М.: Просвещение, 1982.-224 с., ил.
- Журналы «Геоленок», «Синдбад» «ГЕО».- 2005, 2006, 2007, 2008.