Урок математики по теме "Противоположные числа"

Разделы: Математика


Цели:

  • Дать понятия: "противоположные числа", "целые числа".
  • Научить находить числа, противоположные данным.
  • Развивать мышление учащихся; умение обобщать, делать выводы.
  • Воспитывать самостоятельность в принятии решения.

Ход урока

I. Организационный момент.

Учащиеся записывают в дневники домашнее задание; в тетрадь - число, тему урока. Учитель сообщает цели урока.

II. Устная работа.

Дана числовая ось, на которой отмечены точки A, B, C, D. Назвать координаты каждой точки.

III. Изучение нового материала.

(Объяснение ведется в форме беседы с демонстрацией презентации <Приложение 1>).

Постройте в тетради числовую ось, приняв за единичный отрезок 1 см (слайд 2, Приложение 1).

Попробуем вместе решить задачу-сказку:

- Представьте, что данная числовая ось проведена вдоль дороги, по которой идут Красная шапочка и Чиполлино. На числе 0 они остановились. Поговорив, Красная шапочка и Чиполлино пошли в разные стороны и прошли равные расстояния. Чиполлино пришел на число 4. На какое число пришла Красная шапочка? Отметьте эти числа в тетради.

Обратите внимание на отмеченные нами числа: 4 и -4.

Что общего у этих чисел?

- Чем эти числа отличаются?

Учащиеся делают выводы; учитель обобщает и дает определение противоположных чисел.

Как вы думаете, какое число противоположно числу 0?

Устно: назвать число, противоположное данному числу (слайд 3, Приложение 1).

Учащимся предлагается проанализировать полученные пары чисел и сделать вывод о том, что положительному числу противоположным будет отрицательное, а отрицательному - положительное.

Выводы обобщаются и демонстрируются на экране (слайд 4, Приложение 1). Учащиеся записывают в тетрадь.

Учитель вводит понятие целого числа (слайд 5, Приложение 1). Учащиеся приводят примеры целых чисел.

IV. Закрепление.

Учащимся предлагается самостоятельно записать числа, противоположные данным (слайд 6, Приложение 1). После выполнения работы проводится проверка с обсуждением возникших вопросов (слайд 7, Приложение 1).

Выполните задание: начертите числовую ось, приняв за единичный отрезок 1 см. Отметьте на этой оси точки А(2), В(-1,5), С(3). Отметьте точки K, L, M, если их координаты противоположны координатам точек А, В, С (у доски работает 1 ученик, остальные - в тетрадях).

Если позволяет время, можно выполнить задания из учебника.

V. Самостоятельная работа.

Учащимся предлагается выполнить работу с целью проверки качества и степени усвоения нового материала. Работа выполняется на карточках <Приложение 2>.

VI. Итог урока.

Учитель обобщает все сказанное на уроке; напоминает основные понятия, с которыми познакомились учащиеся.

Оценивается работа учащихся на уроке.