Совмещенный урок: чтение — 4-й класс; русский язык — 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Классы: 2, 4


Уже много лет я работаю в маленькой начальной школе, где из-за низкой наполняемости класса уроки приходиться вести в двух классах одновременно. Знаю, что есть мнение вести одинаковые уроки в таком случае, дифференцировав их по уровню сложности заданий для каждого класса. Но не всегда темы учебника совпадают у классов, например, в четвёртом классе по русскому языку безударные окончания существительных, прилагательных и глаголов (учебник Т.Г.Рамзаевой), тогда как во втором классе правила правописания корня. Такое же положение и с математикой. Поэтому я уже давно веду разные параллельные уроки – математика и русский язык; русский язык и чтение; русский язык и природоведение. Кстати, дети, пришедшие из первого класса в такую систему ( первый класс мы всегда учим отдельно, поскольку именно там закладывается база для дальнейшего обучения с умением работать самостоятельно), довольно быстро привыкают к таким формам урока и редко отвлекаются от своей работы, а иногда классы  помогают друг другу и это дополнительная форма закрепления. Кто сказал, что нельзя смешивать? Мы ведь даём интегрированные уроки. Предлагаю свой вариант совмещённого урока.

Тип урока: совмещённый урок чтения в 4 классе и русского языка во 2 классе

Темы:

"Уроки преодоления И.И.Козлова" - 4 класс
"Обозначение мягкости согласных Ь" - 2 класс

Цель:

  • 4 класс - Познакомить с поэтом и его творчеством.
  • 2 класс - Продолжать учить обозначать мягкие согласные звуки буквой Ь.

Задачи:

4 класс: показать на примере жизни и творчества И.И.Козлова пути преодоления жизненных невзгод; познакомить с некоторыми страницами истории страны; совершенствовать навыки выразительного чтения.

2 класс: закрепить умение обозначать мягкость согласного звука мягким знаком  на письме; совершенствовать навыки работы самостоятельно.

Оборудование: Учебник «Родная речь. Книга 3. Часть 1» Составителей М.В.Головановой и др.; портрет поэта И.И.Козлова; фотография параолимпийской чемпионки в плавании А.Диодоровой (Якутия); Учебник «Русский язык. 2 класс. 1 часть» Составитель Рамзаева Т.Г.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Второй класс пишет Минутку каллиграфии

II.

4 класс - Вводная  беседа  С поэтом, чьи стихи мы будем читать сегодня, мы встречаемся на уроке впервые. Это Иван Иванович Козлов.

Родился он в Москве в 1779 году в знатной дворянской семье. Домашние учителя дали ему блестящее образование. С 16 лет служил он в гвардии, где славился как блестящий военный, к тому же танцор и щёголь (значение слова на доске). Тогда он и не помышлял о литературном творчестве. Но в 1816 он тяжело заболел и к 1821 году ослеп и лишился ног вследствие паралича. Подумайте, как любому человеку приходиться в таком положении?

2 класс - А мы со вторым классом  переходим к работе со словарным словом пальто. Запишите  его на новой строчке, как мы это обычно делаем, и составьте  с ним предложение.

4 класс - Итак, что вы скажете, в каком настроении был Иван Иванович Козлов во время болезни? (выслушиваются ответы детей). 

Да, конечно вы правы, ему было действительно тяжело. Но в том то и заключается сила духа человека, когда он не смиряется, а продолжает бороться с трудностями, жить  и наполнять свою жизнь чем-то, очень нужным ему и очень важным и для нас тоже.

За годы болезни он выучил английский и немецкий языки, с детства он знал итальянский и французский. И это ему и помогло в выборе его дальнейшей деятельности. Дело в том,  что у него начались ещё и материальные трудности, и нужно было как-то  зарабатывать денег себе на жизнь. А как вы думаете, чем может заняться человек, знающий много языков? Подумайте.

2 класс - А мы работаем со вторым классом. Какое вы составили предложение со словом пальто?   (Выслушиваются ответы детей) А теперь переходим к работе с упражнением, в котором нужно написать слова, дополнив их до конца мягким согласным звуком.  Прочитай задание. Что нужно сделать? (Выясняется, как дети поняли задание упражнения)  Выполняйте.

Обращение к 4 классу:

- Ну и что вы решили? (Выслушиваются ответы учеников)  Вспомним, ведь он ослеп и  не мог ходить. И  тогда он занялся переводами иностранных поэтов на русский язык. А затем стал и сам писать стихи. Но конечно, всё это было бы невозможно без помощи друзей. Одним из таких друзей поэта был Василий Иванович Жуковский – вспомним кто это? Правильно замечательный русский поэт, именно он и его друзья посодействовали, чтобы в 1825 году была напечатана первая поэма Козлова «Чернец», которая и принесла её автору популярность. Поэт А.С. Пушкин был глубоко тронут судьбой слепого поэта, к творчеству которого он относился с большим вниманием и которому посвятил прекрасные стихи:

Певец, когда перед тобой
Во мгле сокрылся мир земной,
Мгновенно твой проснулся гений,
На всё минувшее воззрел
И в хоре светлых приведений
Он песни дивные запел.
О, милый брат, какие звуки!
В слезах восторга внемлю к ним…

Поэт Иван Иванович Козлов усвоил высокую стихотворную культуру пушкинской эпохи: его лучшие стихи очень задушевны, музыкальны и религиозны. Послушайте его стихотворение «Киев». (чтение стихотворения учителем. На  доске – значение слов: пленяю - очаровываю   Баян- древнерусский певец, аккомпанирующий себе на гуслях  небесные – здесь значит «святые» ).

- Скажите, каким настроением проникнуты эти стихи?

- Почему   такое настроение, как вы думаете?

- Прочитайте две первые строки.

- Как вы  поняли две первые строки?

Киевская Русь – так называлось первое государство, существовавшее у наших далёких предков – славян. Поэтому Киев ещё называют матерью городов русских. В 882 киевский князь Олег, о котором мы с вами уже читали в летописях, вы помните? Начал объединение всех русских земель. С этого времени и начало существовать Русское государство, одно из самых крупных в то время. Из разных стран Запада и Востока приезжали в Киев купцы и путешественники. Это был очень красивый и богатый город.  Прочитайте стихотворение про себя и найдите строки описывающие Киев.

2 класс – Проверяем выполнение упражнения, в котором дети должны были самостоятельно дописать конец слова с мягким знаком на конце. Дети по очереди читают слова, называя буквы которые написали на конце слов.

- Теперь прочитайте задание следующего упражнения. (В нём ученики должны изменить слова так чтобы они обозначали один предмет с мягким знаком на конце). Работа у доски и в тетрадях.

4 класс - Нашли вы описание? Прочитайте вслух выразительно. Какие чувства испытывает поэт к этому городу докажите словами стихотворения. (Ответы детей) Что узнали об истории города?

Да действительно. На  Киев часто нападали кочевники, стремясь разграбить этот город. Самое страшное нападение было в середине 13 века, когда на Киев напали полчища татар – помните мы о них тоже читали с вами. И тогда город был полностью разрушен, жители истреблены.  Но город нашёл в себе силы и как легендарная птица феникс, которая сгорает и возрождается их пепла, восстал  ещё более могущественным и красивым.

2 класс – Проверка выполнения упражнения на доске.

Физкультминутка

4 класс – Приготовьтесь сказать: сколько строф в этом стихотворении? Как они называются?

2 класс – Отгадайте загадку, записанную на доске. Запишите отгадку в тетради.

На доске: 

Нельзя меня ни поднять, ни прогнать.
Где ярче свет – там темнее след.    (тень)

4 класс - (Выслушиваются ответы о названии строф в стихотворении и их количестве)

- А теперь давайте прочитаем второе стихотворение Козлова «Вечерний звон»  (чтение стихотворения детьми).

2 класс -- Сколько звуков в этом слове и сколько букв? Почему букв больше? Выпишите из загадки слова с Ь. Добавьте свои пять слов с мягким знаком на конце.

4 класс - Кто уже слышал эти стихи? Я вам говорила уже, что стихи этого поэта очень музыкальны, поэтому их легко положить на музыку и петь.  Возможно, вы слышали эту песню. (Звучит фонограмма песни «Вечерний звон»)

- Каково это произведение по настроению?   Почему?

Почему это стихотворение так называется? Как вы думаете?

Ответы детей

- Ну конечно. Это звон колоколов, призывающий к молитве, ведь мы же помним, насколько драматична была судьба этого поэта. Вначале жизни -  прекрасный и живой молодой человек, танцор и щёголь – и в середине жизни – больной, прикованный к постели человек.  И звон церковных колоколов – это как напоминание человеку, что нужно быть смиренным и терпеливым и не роптать на свою судьбу. И всё-таки он не сломлен. Он продолжает жить и творить.  И в этом заключено настоящее человеческое мужество – не сдаваться под ударами судьбы. В любые невзгоды человек может и должен стремиться наполнить свою жизнь смыслом, занятием, творчеством.

И в связи с этим мне хочется привести в пример параолимпийскую чемпионку по плаванию из Якутии Анастасию Диодорову.

В прошлом 2008 году на олимпиаде в Пекине она выиграла серебряную медаль. А ведь у неё нет кистей обоих рук. У неё есть только части рук. Представьте себе, как трудно в жизни приходится человеку с таким несчастьем.

Но, как видите, даже в такой ситуации человек может найти себя и стать достойным членом общества. А теперь Настя живёт в Москве и работает инструктором по плаванию и продолжает участвовать и побеждать в соревнованиях по плаванию.  Какой вывод для себя мы можем сделать из жизни этих двух людей?

2 класс - Проверка работы: Дети зачитывают слова с мягким знаком на конце выписанные из загадки и те, которые они придумали сами. Проверяется правильность написания слов с мягким знаком на конце индивидуально в тетрадях.

4 класс - Выслушиваются ответы детей. Подведение итогов. 

Рефлексия:  С творчеством какого поэта мы сегодня познакомились? Почему стихи его так грустны?  А мы чему научились сегодня у Ивана  Ивановича Козлова? 

III. Домашнее задание

4 класс - Подготовить выразительное чтение стихотворения «Вечерний звон»

2 класс – Выполнить упражнение  на написание мягкого знака после согласного письменно.