Дидактические цели:
- Образовательные:
- Выяснить причины возникновения глобальных проблем.
- Охарактеризовать глобальные проблемы.
- Определить пути решения глобальных проблем.
- Развивающие:
- Развивать умения извлекать нужную информацию из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, схема, карта, аудиовизуальный ряд, мультимедиа), интерпретировать и переводить информацию из одной знаковой системы в другую.
- Развивать умения критически осмысливать информацию, формулировать собственные суждения, обосновывать их.
- Развивать умения устанавливать причинно-следственные связи.
- Воспитывающие:
- Формировать у учащихся чувство ответственности за судьбу цивилизации.
- Способствовать формированию у учащихся бережного отношения к природе.
Методическая цель: формирование способов работы учащихся с различными источниками информации.
Ход урока
I этап. Организационно-мотивационный
Задача: определение темы, постановка учебных задач, создание мотивационной установки на урок.
Методы: наглядный, эвристический, стимулирования познавательного интереса, словесный (беседа), фронтальный, под руководством учителя.
Урок сопровождается презентацей.
Слайд № 1
Учитель: Начнем наш урок с просмотра фотографий и попробуем определить тему нашего урока.
Слайд № 1-8
Учитель: Что отражают эти фотографии?
Ожидаемый ответ: Современные проблемы: загрязнение окружающей среды, нищета и голод в странах «третьего мира», войны, терроризм.
Слайд № 9
Учитель: А что мы видим на этой фотографии?
Учащиеся: Это мегаполис, который затоплен мировым океаном.
Учитель: Это фотоколлаж. Фотохудожники показали нам, что может произойти в недалеком будущем в результате катастрофического глобального потепления. Так какую же тему мы сегодня будем изучать?
Слайд № 10
Учащиеся: «Глобальные проблемы современности».
Слайд № 11 (анимация)
Учитель: Мы должны решить следующие задачи:
- выяснить причины глобальных проблем;
- охарактеризовать глобальные проблемы;
- определить пути их решения;
- продолжить освоение способов работы с различными источниками информации.
II этап. Изучение нового материала
1. Причины глобальных проблем
Задача: выявить причины глобальных проблем.
Методы: словесно-логический, наглядно-иллюстративный, репродуктивный, фронтальный.
Учитель: Начнем с выяснения причин возникновения глобальных проблем.
Слайд № 12
Учитель: Один английский исследователь сказал: «До наших дней человечества как единого целого не существовало». Взаимосвязь и взаимозависимость государств, народов резко возросли. Как называется это явление современной жизни?
Ожидаемый ответ: Глобализация.
Учитель: Глобализация – усиление взаимосвязи и взаимозависимости мира - это первая причина возникновения глобальных проблем.
Слайд № 12 (анимация)
Учитель: Итальянский общественный деятель Печчеи говорил о том, что нынешняя фаза прогресса принесла человечеству множество щедрых подарков и в то же время грозит ему неслыханными бедами. Как вы думаете, что Печчеи понимал под щедрыми подарками, а что под неслыханными бедами?
Учащиеся: «Подарки»: телевидение, возможность быстрого перемещения, связи, освобождение человека от тяжелого физического труда, лечение многих болезней, создание искусственных материалов. «Беды»: создание атомного оружия; деятельность промышленных предприятий, которые загрязняют окружающую среду; вырубка лесов и т. д.
Учитель: И щедрые подарки и беды являются результатом активной преобразовательной деятельности человека. Другая причина возникновения глобальных проблем - активная преобразовательная деятельность человека, которая может носить и разрушающий характер.
Слайд № 12 (анимация)
2. Глобальные проблемы
Задача: охарактеризовать основные глобальные проблемы современности.
Методы: частично-поисковый, практический, наглядно-иллюстративный, словесно- логический, самостоятельной и групповой работы.
Слайд № 13
Учитель: Основными глобальными проблемами являются:
- проблема «Север - Юг»: увеличение пропасти между бедными и богатыми странами;
- экологический кризис;
- терроризм и угроза новой мировой войны.
Учитель: Сейчас наша задача охарактеризовать эти проблемы. Работать будем индивидуально и в группах. Каждая группа анализирует определенную проблему по различным источникам информации, а затем выступает с результатами своей работы. Результатом нашей общей работы будет заполненная таблица:
Слайд № 14
Глобальная проблема |
Проявления |
Возможные последствия |
Экологический кризис |
|
|
«Север-Юг» |
|
|
Угроза новой мировой войны |
|
|
Проблема «Экологический кризис»
Задание для группы (исследователи и интерпретаторы):
- из текста приведите примеры проявлений экологического кризиса;
- назовите возможные последствия экологического кризиса.
Экологическая эмиграция
Продолжающийся нагрев атмосферы способствует расширению пустынь. Во всем мире за последние годы жертвами этого процесса стали 10 млн квадратных километров. Больше всего пострадали Азия, Латинская Америка и Европа – северные берега Средиземного моря. Трагичны последствия опустынивания в Африке: леса там уступают место пескам. Доходит до того, что людям даже не на чем готовить пищу – нет дров.
Непомерный рост народонаселения и вызванное этим увеличение нагрузки на экосистемы драматически сказываются на судьбах самих людей. Уже появилось понятие «эмиграция из-за разрушения природных условий обитания». Главной причиной бегства с родных земель стало изменение климата. В 1996 году, по данным ООН, таких экологических эмигрантов уже насчитывалось 26 млн. 173 млн. человек живет под угрозой покинуть насиженные места...
Современные прогнозы на будущее несколько снизили тревогу, появившуюся в конце 80-х годов, когда, по расчетам демографов, население мира должно было к 2100 году достичь примерно 14 млрд человек. Сейчас специалисты считают, что к 2050 году население планеты составит самое большее 9,4 млрд человек.
Большинство ученых считают: если человечеству уж совсем откажет разум и случится так, что численность населения Земли перейдет через верхнюю допустимую черту – 12 млрд, тогда все экосистемы будут разрушены, от 3 до 5 млрд человек окажутся в положении медленно умирающих от голода и жажды...
Александровский Г. По материалам немецкого журнала «Фокус» // География в школе. – 1998. – № 3. – С. 50–51.
Проблема «Север - Юг»
Задание для группы (практики, экспериментаторы):
- По таблицам «ВВП на душу населения» перечислите страны, относящиеся к самым богатым и к самым бедным.
- По политической карте мира определите, в каких регионах мира находятся самые бедные и самые богатые страны, назовите регионы.
- Объясните, почему проблема разрыва в уровне жизни между богатыми и бедными странами получила название «Север – Юг»?
Самые богатые страны
№ |
Страны |
ВВП на душу населения (в долларах США) |
1. |
Лихтенштейн |
39833 |
2. |
Швейцария |
37179 |
3. |
Япония |
34629 |
4. |
Люксембург |
29857 |
5. |
Норвегия |
28104 |
6. |
Дания |
26477 |
7. |
США |
26037 |
8. |
Германия |
25860 |
9. |
Австрия |
25578 |
10. |
Бельгия |
24949 |
Самые бедные страны
№ |
Страны |
ВВП на душу населения (в долларах США) |
1. |
Судан |
36 |
2. |
Сан-Томе и Принсипи |
49 |
3. |
Мозамбик |
77 |
4. |
Эритрея |
96 |
5. |
Эфиопия |
96 |
6. |
Конго |
117 |
7. |
Сомали |
119 |
8. |
Таджикистан |
122 |
9. |
Кампучия (Камбоджа) |
130 |
10. |
Гвинея-Бисау |
131 |
Задание для группы (практики):
Таблицы: «ВВП на душу населения самых бедных стран» и «ВВП на душу населения самых богатых стран»
- Определите средний показатель ВВП на душу населения для десятка самых бедных стран.
- Определите средний показатель ВВП на душу населения для десятка самых богатых стран.
- Сравните эти два показателя и сделайте вывод об уровне жизни в бедных странах.
Задание для группы (исследователи, интерпретаторы, практики, экспериментаторы):
- По фрагменту предложенного текста определите, какие проблемы в развивающихся странах стоят наиболее остро.
- Как вы думаете, какие последствия могут иметь нерешенные проблемы развивающихся стран?
На Юг приходится 90% прироста населения. Бурный рост населения в развивающихся странах происходит в условиях, когда значительная часть проживающих в них людей находится на грани или в состоянии ужасающей нищеты. В крохотной африканской хижине без окон ежегодно прибавляется на свет по ребенку, если у главы семейства одна жена, и больше, если жен несколько - и так до тех пор, пока женщина не умирает при родах или не наступает вторичное бесплодие. И эти девять-десять, а то и все два десятка ребятишек изо дня в день не доедают…
Многомиллиардная помощь на развитие Юга - благо ли? Многочисленные теоретические анализы и практические исследования ситуации наглядно показали, какой вред эти миллиарды причинили странам, для развития которых они предназначались. Теперь неимущее население беднейших стран вынуждено платить проценты с тех сумм предоставленных кредитов, которые приносят богатеющим местным князькам обильные проценты с их лицевых счетов в швейцарских банках. Подсчитано, что за те годы, в течение которых происходило освобождение бывших колоний и молодые государства начали развиваться как самостоятельные, развитые государства выжали из них больше реальных ценностей, чем бывшие метрополии за предыдущие три столетия колониального господства. Развивающиеся страны задолжали развитым капиталистическим государствам более одного триллиона долларов…
Все больше плодородной, нередко введенной в оборот благодаря дорогостоящему орошению земли изымается у местных производителей сельхозпродукции, столь необходимой для собственного потребления. Вместо нее возделываются доходные экспортные культуры. Положение еще больше усугубляется поставками избыточной сельскохозяйственной продукции из США и стран Европейского Союза, в сравнении с которой, продукция, произведенная трудом местных крестьян, попросту оказывается неконкурентоспособной. Одновременно военщина ряда африканских стран получит дополнительный стимул к тому, чтобы с помощью силы прибрать к рукам традиционные общинные земли - основу пропитания местного населения, - превратив их в крупные плантации. А это в свою очередь будет означать лишь, что, с одной стороны, еще больше разбогатеют единицы, еще больше возрастут суммы на счетах правящей элиты в швейцарских банках, еще больше увеличится могущество пищевых концернов, опутавших своими сетями весь мир, а с другой - еще больше возрастет зависимость правительств беднейших стран Юга, а главное, еще острее станет проблема голода для обездоленной части населения планеты.
По материалам печати.
Проблема «Угроза новой мировой войны»
Задание для группы экспериментаторов:
- Каковы проявления данной проблемы?
- Каковы возможные последствия новой мировой войны?
Работа в группах 7-10 минут. Выступление представителей от групп 10-12 минут и заполнение таблицы по ходу выступления групп.
Слайды № 15-17
Глобальная проблема |
Проявления |
Возможные последствия |
Экологический кризис |
Расширение пустынь, изменение климата, загрязнение окружающей среды, сокращение продуктивности живого покрова, истощение ресурсов |
Разрушение экосистем, смерть 3-5 млн. от жажды и голода |
«Север-Юг» |
Нищета в слаборазвитых странах, долг более 1 трлн. долларов, разорение местных производителей, политическая и военная нестабильность |
Рост разрыва в уровне жизни между Севером и Югом, рост нищеты и зависимости правительств беднейших стран Юга |
Угроза новой мировой войны |
Расширяется круг ядерных держав, растут запасы вооружений, локальные войны, терроризм |
Мировая война, уничтожение жизни на Земле |
Учитель подводит итоги по таблице: Таким образом, у нас теперь заполненная таблица по основным глобальным проблемам.
3. Пути решения глобальных проблем
Задача: познакомить учащихся с конкретными примерами решения глобальных проблем, определить пути их решения.
Методы: частично-поисковый, исследовательский, самостоятельной и групповой работы, работы под руководством учителя, фронтальный.
Учитель: Как вы видите, глобальные проблемы грозят гибелью всему человечеству. Чтобы этого не произошло, нужно действовать уже сейчас. Следующий вопрос «Пути решения глобальных проблем».
Слайд № 18
Учитель: Решением глобальных проблем озабочена прогрессивная часть человечества, которая осознает опасность глобальных проблем для самого существования человечества. Вклад в решение глобальных проблем вносят межгосударственные и международные соглашения, общественные организации и экологические движения.
Слайд № 18 (анимация)
Учащиеся записывают схему со слайда.
Учитель: Сейчас наша задача - на примерах познакомиться со способами решения глобальных проблем. Работать будем индивидуально и в группах. Каждая группа работает по одному из этих направлений по различным источникам информации, а затем выступает с результатами своей работы.
Работа в группах 8 минут.
Международные и межгосударственные соглашения
Задание для группы экспериментаторов и интерпретаторов:
(по материалам Интернет-сайтов «374.ru от сложного к простому» и «Википедия»)
- Что такое Киотский протокол?
- Почему он носит глобальный характер?
- С какими проблемами столкнулась реализация Киотского протококола?
Общественные организации. Римский клуб
Задание для группы экспериментаторов и интерпретаторов:
- С какой целью и когда был создан Римский клуб?
- Чем занимается Римский клуб?
- Почему члены Римского клуба считают очень важным для решения глобальных проблем изменение сознания и мышления человека?
- Какие приоритетные направления в воспитании выделили члены Римского клуба? Попробуйте дополнить этот список.
Экологические движения. Greenpeace
Задание для группы практиков:
(по материалам Интернет-сайта «Википедия»)
- Что такое Гринпис? Когда она основана?
- В чем специфика деятельности Гринпис?
- Действует ли Гринпис в России?
- Приведите пример (по выбору) успешной акции Гринпис.
Выступление групп 6 минут.
Слайд № 19
Учитель: Большую роль в решении глобальных проблем играют усилия всего мирового сообщества. Рассмотрим на конкретном примере. Речь пойдет о Киотском соглашении.
Выступление группы «Международные и межгосударственные соглашения».
Учитель: Решить глобальные проблемы можно только усилиями всего мирового сообщества.
Слайд № 19 (анимация)
Учитель: Идея глобального моделирования возникла в конце 60-х начале 70-х годов. Особая роль в разработке и применении глобального моделирования принадлежит Римскому клубу - организации западных ученых, бизнесменов, политиков и общественных деятелей, озабоченных выработкой мер по предотвращению глобальных угроз.
Выступление группы «Римский клуб».
Учитель: Решение глобальных проблем невозможно без изменения мышления человека.
Слайд № 19 (анимация)
Учитель: Вклад в решение глобальных проблем вносят и экологические движения.
Выступление группы «Greenpeace».
Слайд № 20
Учитель: «Человеческая история достигла водораздела, за которым изменение политики становится неизбежным. Более миллиарда человек, не могущих удовлетворить основные потребности, наши собственные дети и внуки и сама планета Земля требует революции. Она грядет. Мы знаем, что у нас есть возможность предотвратить опасность, хаос и конфликты, которые в противном случае неизбежны». Эти слова премьер-министр Норвегии Гру Харлем Брундланд произнесла на конференции ООН в 1992 году, они не потеряли своей актуальности.
III этап. Закрепление материала
Задача: выделить тезисы урока, проговорить их.
Методы: устный, фронтальный, наглядный, репродуктивный.
Слайд № 21
Тезисы урока:
- Основными глобальными проблемами являются увеличение пропасти между бедными и богатыми странами, экологический кризис, терроризм и угроза новой мировой войны.
- Причинами возникновения глобальных проблем являются возросшая взаимосвязанность и взаимозависимость мира, возросшая мощь преобразовательной деятельности человека, низкий уровень сознания.
- Глобальные проблемы затрагивают жизненно важные интересы всего человечества и требуют согласованных международных действий.
- Один из важнейших путей преодоления глобальных проблем – изменение мышления людей, осознание необходимости борьбы с голодом и нищетой, бережного отношения к природным ресурсам.
IV этап. Подведение итогов, выставление оценок
V этап. Домашнее задание:
Слайд № 22
- Характеризовать глобальные проблемы.
- Глобальные проблемы (другие) и шаги по их решению (сообщение).