Исследовательский проект по биологии

Разделы: Биология


В настоящее время широко обсуждается вопрос о модернизации образования, цель которого-создание условий для повышения качества учебно-воспитательного процесса.

Проблема поиска решения задач модернизации заключается в том, как практически осуществить переориентацию доминирующей образовательной парадигмы на современную, соответствующую требованиям  ХХI века?

Одно из условий решения проблем – внедрение современных педагогических технологий, в том числе технологии проекта.

Технология проекта помогает преодолеть господство «знаниевого» подхода в пользу «деятельностного», позволяющего продуктивнее усваивать знания, научиться их анализировать, обобщать, интегрировать, сделать их более практико – ориентированными, что в конечном счете и преследует программа модернизации образования.

Проект обеспечивает тесную связь теории и практики. Для учителя это возможность реализовать теоретические знания через продуктивные педагогические технологии ; для учеников – достижение такого уровня образованности, который обеспечит решение задач в различных сферах жизнедеятельности, используя теоретические знания.

Поэтапность реализации проекта позволяет четко поставить проблему, цели, задачи, способы их реализации; создать условия для индивидуальной и коллективной деятельности, для самостоятельной и групповой работы учащихся, создания ситуации успеха и сотрудничества. Учитель вместе с учениками ставит задачу проблемного характера и указывает конечную цель работы на каждом этапе, что требует от учеников изучения, осмысления способов решения задачи, составления плана действий и самостоятельного его выполнения.

Этапы реализации проекта

Название этапа

Содержание работ

Время исполнения

Подготовительный

· Определение подтем исследования;

· Выделение предполагаемых направлений работ;

· Составление графика наблюдений;

· Разработка критериев оценки результатов выполнения проекта.

10 класс

Сентябрь-октябрь

начальный

· Предварительное знакомство с методами наблюдения;

· Определение проблемы и задач исследования (использование метода «круглого стола»);

· Выдвижение гипотез и способов их решения;

· Обсуждение методов исследования (эксперимента, наблюдений, и т.д.);

· Распределение работы между частниками группового проекта;

· Начало работы по сбору информации.

10 класс

Ноябрь-декабрь

основной

· Продолжение работы по сбору информации;

· Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся по реализации проекта;

составление схемы исследования.

· Систематизация и анализ полученных данных;

· Обсуждение способов оформления конечных результатов;

Подведение итогов, оформление результатов

10 класс

Январь- июль

заключительный

· Представление результатов выполненных проектов (доклад, модель, схема, график и т.п.)

· Презентация проекта

· Рефлексия

· Внесение коррективов в работу и оформление отчётов.

11 класс

Сентябрь-декабрь

Школа работает по Базисному плану Республики Саха (Якутия) 2005 год, которые способствуют внедрению проектной деятельности, особенно в старших классах. Профильный курс по биологии включает учащихся 10 и 11 класса, поэтому работа над проектами ведётся в течении 2 лет. Первые 3 этапа подготовительной, начальной и основной реализуются в течении 10 класса; заключительный этап – 11 класс. Выбранные темы проектов актуальны, так как делается акцент на интересы учащихся, их окружение, экологию. Наиболее интересным  является  исследовательский монопредметный проект «Школа как экосистема», цель которого - выявить влияние окружающей среды на школу как экосистемы.

Перед учащимися стояли задачи:

1. Дать характеристику школе как экосистеме.

2. Определить источники «загрязнения» среды в школе и меры снижения их воздействия на человека.

3. Составить экологический паспорт школы.

В течении 2 лет ребята вели экспериментальную работу, вычисляя   загрязнение атмосферы пылевыми частицами, делая  приблизительный расчёт выхлопных газов от автомобилей, проезжающих на ближайшей от школы автостраде. Учащиеся отметили, что загрязнение атмосферы вокруг школы незначительное, но экологическую дискомфортность вызывают общепоселковая котельная и бытовой мусор.

В ходе работы был составлен экологический паспорт школы, где отмечается экологически чистая архитектурно-планировочная, визуальная шумовая среда, а также экологический дискомфорт в световой, температурной, электромагнитной среде.

В заключении ребята определили проблемы школы как экосистемы и пути их решения.

Проблемы школы как экосистемы и их решения

проблемы

решения

Загрязнения окружающей среды

1. Поддержание порядка на улицах.

2. Акции в защиту окружающей среды.

Экологическая привлекательность территории и визуальной школьной среды.

1. Конкурс на лучший проект внешнего и внутреннего вида школы.

2. Изменение ландшафтного дизайна, озеленение.

Температурный и световой дискомфорт

1. Улучшение температурного и светового режима.

2. Рациональное использование ресурсов (воды, электроэнергии, тепла).

Экологическая чистота деятельности человека

1. Здоровый образ жизни.

2. Экологическое воспитание школьников

Обобщение работы представлено на районную научно-практическую конференцию «Шаг в будущее» в 2006 году. Учащиеся награждены дипломами I степени.

«Профилистами» созданы такие  интересные проекты как, «Квартира как экосистема», «Дизайн пришкольного участка», «Расстановка парт в классной комнате (психологическое пространство учащегося в классе)», «Мы в нашей школе. Рациональное питание – основа здоровья школьника».

Проект «От глобального к локальному» настолько увлёк учащихся, что над этой  темой стали работать «профилисты» физики, информатики, литературы, предпрофильного обучения, и  это вылилось в  научно-практическую конференцию «Шаг в будущее», которая была проведена в школе с приглашением  Администрации поселка Витим, депутатов поселкового совета. В результате данной экологической конференции были разработаны совместные определенные направления  по улучшению санитарного состояния поселка. 

Последние 2 года широко используется проектная деятельность на уроках валеологии – 9 класс. Работа над мини-проектами ведется в течении всего учебного года. В конце года (апрель-май) идет защита.

Темы проектов соответствуют основным темам программы, но обязательно привязываются к подростковому возрасту учащихся.

Если теоретическую часть ребята могут взять из разных источников информации, то исследовательскую работу они выполняют сами.

Работа над проектами вызывает интерес у учащихся, так как они изучают себя.

Группа учащихся, работая над проектом «Познай самого себя» из области хиромантии проводила исследования среди одноклассников, но вскоре  добровольно подключились к эксперименту другие ребята и учителя школы. В результате проводимой работы получены интересные характеристики.

Вывод работы: мы никогда не сможем закончить исследования, относящиеся к области хиромантии. Ведь в конце концов, речь идет о теме, которая является неисчерпаемой, в которой ежедневно появляются новые вопросы, а в центре самое интересное существо, находящееся между небом и землей – человек.

Все проекты имеют практическую направленность, исходящую из фактически проведенных экспериментов. Например, «формирование правильной осанки», теоретическая часть закрепляется практическими работами.

1. Выявление нарушения осанки

Порядок работы.

1. Встаньте спиной к стене так, чтобы голова, плечи и ягодицы опирались на стену.

2. Попробуйте меду поясницей  и стеной просунуть кулак.

3. Если это невозможно, просуньте туда ладонь.

Оценка результатов

В норме в данной позе между стеной и поясницей кулак проходить не должен. Если это имеет место, осанка нарушена. Осанку следует считать нормальной, если между поясницей и стеной проходит ладонь.

2. Сохранение правильной осанки при стоянии

Порядок работы.

1. Встаньте к стене.

2. Голову держите прямо, смотрите вперед (не поднимайте нос кверху и не выдвигайте подбородок).

3. Поднимите и слегка отведите плечи назад.

4. Втяните живот.

5. Таз продвиньте вперед. Щель между стеной и поясницей должна быть сужена до нормы. Проконтролируйте это рукой.

6. Отойдите от стены, сохраняя принятое положение. Запомните это положение и пытайтесь удерживать его в будущем. Дайте оценку своей осанке.

3. Сохранение правильной осанки в положении сидя и при ходьбе

Порядок работы.

1. Положите на голову хоккейную шайбу.

2. Попробуйте сесть на стул, пройтись по комнате.

3. Чтобы проконтролировать себя, проделайте следующее подойдите к шкафу или стене, обопритесь о них головой, лопатками и ягодицами. Теперь присядьте на корточки, скользя по опоре. Если шайба упадет, определите какую ошибку Вы совершили.

4. Определение наличия плоскостопия

Порядок работы.

1. Встаньте мокрыми, босыми ногами на лист бумаги. Получившийся след обведите карандашом.

2. Измерьте ширину плюсневой части отпечатка ноги в сантиметрах.

3. Измерьте ширину отпечатка стопы в её средней и пяточной частях.

4. Число, означающее ширину отпечатка стопы в средней части, разделите на число, означающее ширину её плюсневой части. Результат выразите в процентах. Если полученное процентное отношение не будет превышать 33%, нога нормальная, плоскостопия нет.

Даются рекомендации:

Признаки правильной осанки; признаки правильной посадки за столом; признаки правильной походки.

Такие исследовательские работы, как «Слуховой анализатор», «Чувство вкуса у человека»; «Глаз человека»; «Здоровье в школе»; «Экология человека» - расширяют знания учащихся, дают возможность заниматься самовоспитанием, уделять внимание своему здоровью

Исследовательские проекты – это одно из условий формирования качества личности, обеспечивающих решение познавательных коммуникативных, развивающих  творческих задач.

Список используемой литературы

1. Величковский В.Г. Здоровье человека и окружающая среда. –М: Новая школа, 1997.

2. Делакур Ж.Б. Большой словарь характеров. –М: «Зевс», 1997.

3. Новиков Ю.В. Экология, окружающая среда и человек. – М: Торговый дом «Гранд», 2001.

4. Фёдорова Л.И. Технологи обучения биологии в современной школе. –Якутск. Институт повышения квалификации работников образования, 2001.