Внеклассное мероприятие по математике во 2-м классе по теме "Праздник числа"

Разделы: Внеклассная работа, Классное руководство


Цели:

  1. Познакомить детей с историей записи цифр.
  2. Активизировать познавательную активность обучающихся.
  3. Прививать любовь к математике.
  4. Развивать творческую активность.

Оборудование:

загадки, ребусы, таблицы из истории записи чисел, у детей колпаки с записью знаков и цифр от 0 до 9.

Ход урока

Учитель: Дорогие ребята! Королева всех наук – математика, приглашает вас к себе в гости на «Праздник числа». Современному человеку без знания математики обойтись очень трудно. Без точного счета не сдвинется места работа и в прятки не сумеют сыграть ребята. Принимая активное участие в празднике, вы узнаете, что в математике есть своя красота. Прежде, чем мы попадем с вами в сказочную «Страну Цифирию», попросим каждую цифру представиться и сказать, на что она похожа.

Выходят цифры:

  1. обломанный сучок;
  2. утка;
  3. ласточка;
  4. перевернутый стул;
  5. серп;
  6. дверной замочек;
  7. кочерга;
  8. два бублика;
  9. кот с хвостиком.

Учитель: Мир построен на силе чисел, так сказал великий математик Пифагор.

Станция "Историческая"

Сказка «Как люди научились считать»

Сколько тебе лет?

Сколько у тебя друзей?

Чтобы все подсчитать, нужно знать цифры. А как считали древние люди, которые их не знали?

Вот послушайте:

Давным – давно, многие тысячи лет назад, наши далекие предки жили небольшими племенами. Они бродили по полям и лесам, по долинам рек и ручьев, разыскивая себе пищу. Питались листьями, плодами и корнями различных растений, иногда ловили рыбу, одевались в шкуры убитых зверей.

Жизнь первобытных людей мало, чем отличалась от жизни животных. Они владели речью, умели пользоваться простейшими орудиями труда: палкой, камнем.

Первобытные люди, как и современные маленькие дети, не знали счета. Но теперь детей учат считать родители и учителя, старшие братья и сестры, а первобытным людям не у кого было учиться. Их учителем была сама жизнь.

Наблюдая окружающую природу, от которой полностью зависела его жизнь, наш далекий предок, из множества различных предметов сначала научился выделять отдельные предметы. Из стаи волков – вожака стаи, из стада оленей – одного оленя. А если он видел их больше, то говорил: «Много».

Лишь постепенно человек научился выделять три предмета, а потом четыре, пять и т.д. Пальцы сыграли немалую роль в истории счета, особенно, когда люди начали обмениваться друг с другом предметами своего труда. Например, желая обменять сделанное им копье с каменным наконечником на пять шкурок для одежды, человек клал на землю свою руку и показывал, что против каждого пальца его руки нужно положить шкурку. Одна пятерня означала -5, две руки и одна нога -15, две руки две ноги – 20.

Специальные названия чисел имелись поначалу только для одного и двух. Числа же больше двух называли с помощью сложения: 3- это два и один, 4- это два и два, 5 –это два, еще два и один.

А теперь «Как люди научились записывать цифры».

Сейчас нам, привыкшим к начертанию цифр, даже не верится, что была какая – то другая система записи чисел.

Когда люди не имели еще делать бумагу, записи появлялись в виде зарубок на палках и костях животных, в виде отложенных ракушек или камешков.

В Древнем Египте числа первого десятка записывали соответствующим количеством палочек. А «десять» обозначалось скобочкой в виде подковы. Чтобы написать 15, надо было ставить пять палочек и одну подкову. И так до сотни. Для сотни был выдуман крючок, для тысячи – значок вроде цветка. Десять тысяч обозначали рисунком пальца, сто тысяч – лягушкой, а миллион – фигуркой с поднятыми руками. Не очень – то было удобно записывать таким способом большие числа и совсем неудобно было их складывать, вычитать, умножать, делить.

Значительно позднее цифры стали изображать иначе. Чтобы не писать пять палочек, стали изображать руку. Однако, рисунок руки делали очень простым. Вместо того, чтобы рисовать всю руку, ее изображали знаком V. И этот значок стал обозначать цифру 5. Потом к пяти прибавляли один и получали 6. Вот так: 6 - VI, 7 - VII.

А как короче записать четыре? Четыре палочки долго пересчитывать, поэтому от 5 отнимали один и записывали так: IV – это пять без одного.

А как записать десять? Десять состоит из двух пятерок, поэтому в римской нумерации цифру «десять» изображали двумя пятерками: одна пятерка стоит как обычно, а другая – перевернута вниз: X.

Если рядом с X написать одну палочку справа – XI, то будет одиннадцать, а если слева – IX.

Римские цифры употребляют часто в наши дни. Например, на часовом циферблате, иногда делают обозначения римскими цифрами.

Задание: решите примеры

V + I =

V + II =

IX + I =

VI + III =

X - I =

Римская нумерация была большим изобретением для своего времени. Но для записи и выполнения арифметических действий она была не удобна. После того, как люди создали алфавит, во многих странах числа стали записывать, применяя буквы. В Древней Руси буква «А» обозначала единицу, «В» - два, «Г» - три, и т.д.

Однако, и буквенная нумерация тоже была неудобна для обозначения большого числа. Тогда еще люди не додумались, что одна и та же цифра может обозначать разные числа в зависимости от ее положения в ряду других цифр, как это сейчас.

Способ записи чисел всего несколькими знаками «десятью», который принят сейчас во всем мире, был создан в Индии. Индийская система счета распространилась затем по Европе, а цифры получили название арабских.

Физминутка «Делай так»

Продолжаем путешествие в Сказочную страну «Цифирия».

Станция «Цифирная»

1 чтец:

Давайте, ребята, учиться считать:
Делить, умножать, прибавлять, вычитать.
Запомните все, что без точного счета
Не сдвинется с места любая работа.

2 чтец:

Начинаем представленье
Детворе на удивленье.
Вот один, иль единица.
Очень тонкая как спица.

3 чтец:

А вот эта цифра два.
Полюбуйся какова!
Выгибает двойка шею,
Волочится хвост за нею.

4 чтец:

А за двойкой посмотри,
Выступает цифра три.
Тройка –третий из значков -
Состоит из двух крючков.

5 чтец:

За тремя идут четыре,
Острый локоть оттопыря.

6 чтец:

С четверкой пять в соседстве встала.
Как цифра пять собой горда.

7 чтец:

Цифра шесть дверной замочек:
Сверху крюк, внизу кружочек.

8 чтец:

Вот семерка – кочерга.
У нее одна нога.

9 чтец:

У восьмерки два кольца
Без начала и кольца.

10 чтец:

Цифра 9 и девятка -
Цирковая акробатка:
Если на голову встанет,
Цифрой шесть девятка станет.

11 чтец:

Цифра вроде буквы О –
Это ноль иль ничего.

Все чтецы говорят хором:

Напрасно думают, что ноль играет маленькую роль.
Мы двойку в десять превратим.
Из троек и четверок мы можем, если захотим, составить тридцать, сорок.

Учитель: Ребята, а какую цифру вы любите больше всего? Семь? Восемь? А может пятерку или единицу? Вас удивляет такой вопрос? Как можно любить или не любить какие - то цифры, числа?

У некоторых людей есть «плохие» числа и «хорошие», например число семь - хорошее, а тринадцать –плохое. Математик Пифагор ставил единицу выше всех других чисел, считая, что именно от нее пошел весь мир. Она та самая, о которой говорится: «мал, да удал». И в жизни, и в математике не раз доказывала единица, что и «один в поле воин».

Все бывает в первый раз: первый блин и первый класс, первая пятерка. Есть много пословиц, игр, стихов, крылатых слов с числами. А какие вы знаете пословицы,  крылатые слова с числами. (Ребята приводят примеры пословиц)

Учитель: А теперь давайте немножко отдохнем.

Мы попали на «Веселую полянку». Мы на улице Частушек.

Заиграй-ка, балалайка.
Балалайка – три струны!
Подпевайте, не зевайте,
Выходите, плясуны.

С тройкой справится,
Скажу вам нелегко:
Не уедите на ней далеко!

Двойка с плеткою
Двухвосткою в руке
Подгоняет эту тройку
В дневнике!
Уж поверьте нам, ребята.
Двойка тройке очень рада!

Ей четверка говорит:
У тебя ужасный вид!
Все ты скачешь, а пора бы перестать.
Очень стыдно
Рядом с тройкою стоять!

Тройка – это
«Как –нибудь» да «кое-как»,
Тройка в классе -надоевший середняк.

Тройка ждет всегда
Подсказки у доски.
И вздыхает от стыда
И от тоски.

Уж поверьте нам, ребята,
С тройкой что – то делать надо.
Что б она четверкой стала,
Слушать двойку перестала.

Учитель: Чуть не проехали улицу Знаков. Ведь если знаки обидятся и уйдут, нельзя будет решить ни одной задачи, ни одного примера.

Выходят знаки:

1 чтец:

Как нет на свете без ножек столов,
Как нет на свете без рожек козлов
Котов без усов, без панцирей раков,
Так нет в математике действий без знаков.

Плюс:

Я – плюс и этим я горжусь!
И для сложения гожусь.
Я – добрый знак соединенья,
И в этом мое предназначенье.

Минус:

Я – минус. Тоже добрый знак.
Ведь не со зла я отнимаю.
Я свою роль выполняю.

Знак деления:

Не все ведь делится так гладко.
Что целиком, а что с остатком.

Умножение:

Я – знак умножения.
Для облегчения сложения.

Учитель: Знаки арифметических действий введены в математике триста-четыреста лет назад. Они помогают нам производить действия над числами: складывать и вычитать, делить и умножать.

Станция Музыкальная (Песня «Дважды два четыре»)

Станция Поэтическая (Дети читают стихи. Б. Заходер «Два и три», А. Барто «Помощница», Б. Берестов «Нафилет»)

Станция Разгадайкино

Загадки:

  • Горело пять свечей. Две из них погасли. Сколько свечей осталось?
  • Как число 10 можно получить из 2 спичек?
  • К этой цифре ты привык. Эта цифра снеговик. Только к цифре ты дружок третий не лепи кружок.

Ребусы: 100 ЛБ, 100 Л, ЛИ 100 К, 7Я

Станция Задачкино

Учитель:

Итак, внимание,
Последнее задание.
Вы задачи все решите,
Нас знаньями своими поразите.

Задачи на смекалку:

  • Крышка стола имеет 4 угла. Один из них отпилили. Сколько углов осталось?
  • Одна машина перевозит 3 бетонные плиты. Сколько потребуется машин, чтобы перевести 10 таких плит?
  • Одно яйцо варится 10 минут. Сколько времени будут вариться два яйца?
  • Лена купила 1 десяток пуговиц. Две пары пуговиц она пришила на платье. Сколько пуговиц у нее осталось?
  • Два мальчика шли в школу и встретили по дороге трех мальчиков. Сколько всего мальчиков шло в школу?
  • Кошка стоит на двух лапах. Весит 5 кг, сколько она будет весить, если будет стоять на четырех лапах?

Задача «Одним росчерком»

Учитель: Вот и закончена игра. Итоги подводить пора! (Награждение победителей)

Ребята! Вот и подошло к концу наше путешествие. Вы постарались, как смогли, а главное поняли, что математика действительно Королева всех наук. И с ней надо дружить.

Ученик:

Математику, друзья, не любить никак нельзя.
Очень строгая наука,
Очень точная наука,
Интересная наука – это математика.

Литература:

Волина В.В. Занимательная математика. М.Знание, 1994