Цели урока:
- ознакомить учащихся с событиями 1 русской революции, её причинами итогами;
- развивать умения учащихся рационально выполнять задания, выделять причинно- следственные связи;
- развивать умения учащихся работать с новейшими источниками информации; формировать навыки самоконтроля.
Тип урока: интегрированный урок с элементами практической работы.
Средства обучения:
- карта
- СД-диск компьютерный учебник «История России ХХ в. Ч. 1 параграф 5;
- проектор, экран, доска.
- учебник А.А.Данилов Л.Г. Косулина История России. ХХ век.
Ход урока
|
Приемы и средства преподавания (деятельность учителя). |
Приёмы и средства учения (деятельность учащихся). |
1. Организационный момент |
Тема урока: «Первая российская революция». Но вначале мы проверим ваше домашнее задание. Вы работаете с компьютером, не забывайте о правилах работы с ним. |
|
2. Опрос |
Учитель наблюдает за выполнением задания, выставляет в журнал оценки. Проверка ответа с использованием схем из альбома СД – диска. Вывод: В начале ХХ века в России наблюдается рост антиправительственных выступлений. |
Проверка домашнего задания. Каждый ученик работает с ПК, диск, контроль к параграфу 4. К доске в это время вызывается ученик, который отвечает на вопрос: «Какие слои населения принимали участие в антиправительственных выступлениях, и каковы их требования?» |
3. Объяснение нового материала |
Итак, тема нашего урока: «Первая российская революция». На уроке мы должны узнать о причинах и поводе первой революции, о её событиях и итогах. Проблемный вопрос: «Выяснить, как изменялись формы борьбы по мере развития революции». |
Беседа: «Какие формы борьбы существуют?» |
А) «Кровавое воскресенье» Начало революции. |
«Воспоминания старейшего члена партии Е.М.Широкова о расстреле мирной демонстрации 9 января 1905 г.» (документы на диске). |
Беседа: В чем значение «Кровавого воскресенья?» (подорвало монархическое настроение масс, вытолкнуло российский пролетариат на историческую арену борьбы с самодержавием) |
В) Революционные события летом – осенью 1905 г. |
|
Учащиеся знакомятся с содержанием СД – диска и составляют таблицу: «Развитие революции в 1905 г.» (см. Приложение 1) |
Г) Декабрьское вооруженное восстание |
Рассказ учителя. Проверка таблицы. |
Вывод: стр.35 учебника 3 абзац |
Д) Итоги революции. |
|
Самостоятельно работаем с пунктом плана на компьютере, выписываем в тетрадь. Экономические итоги. 1. рабочий день 9-10 ч. 2. повышение заработной платы. 3. внедрение коллективных договоров. 4. отмена выкупных платежей. 5. снижение арендной платы за землю. 6. повышение зарплаты для сельхоз. рабочих. Политические итоги. 1. создание массовых самодеятельных организаций. 2. введение демократических свобод: неприкосновенности личности, свобода совести, слова, собраний и т.д. 3. появление первого представительного органа власти – Государственной Думы. |
4. Первичное повторение и обобщение нового материала |
Разбирается проблемный вопрос. |
Вывод: стр. 36 – последний абзац. |
5. Домашнее задание |
|
Параграф 6. Подготовиться контрольному опросу. Подготовить сообщения о В.И.Ленине, В.М.Чернове, П.Н. Милюкове, А.И. Гучкове, В.М.Пуришкевиче, Л. Мартове. |