Цели и задачи: познакомить детей с графическим народным искусством, объяснить значение некоторых терминов и понятий изобразительного искусства; привить любовь и уважение к промыслам народного творчества; продолжить развитие навыков самостоятельного применения художественно выразительных средств, наиболее подходящих для воплощения замысла; воспитывать художественно-эстетический вкус.
Тип урока: практическая деятельность.
Оборудование: альбом или отдельные листы, акварель, гуашь, тушь, маркеры, фломастеры, гелиевые ручки, карандаш, ластик.
Зрительный ряд: репродукции изделий.
Ход 1 урока
1. Организационный момент - 0,5 мин
2. Сообщение темы и целей урока - 0,5 мин
3. Беседа (видеофильм) - 15 мин
4. Самостоятельная работа - 25 мин
Ход 2 урока
5. Самостоятельная работа - 35 мин
6. Подведение итогов - 5 мин
7. Выставка работ, анализ - 5 мин
2.Сообщение темы и задачи урока
Тема урока «Северные лубки»- графика. Цель урока: познакомиться с историей «лубка», с его графическими приемами, связать с декоративно-прикладным искусством, овладеть этой техникой.
3. Беседа (или показ фильма)
Лубочные картинки - одна из разновидностей народного искусства. Обычно это ярко раскрашенные гравюры с пояснительным текстом. Гравюра - оттиск с формы, на которой вырезан какой- то рисунок. На рисунке присутствует только два цвета: белый и черный. По-французски «гравер»- вырезать. Гравюра на дереве называется – ксилографией. Бывают гравюры не только на дереве, но и на металле - офорт, а на линолеуме - линогравюра, и на особом известковом камне - литография.
Другое название лубочных картинок - потешные листы. Произошло это название от потешных книг, так в старину назывались книги с яркими картинками для детей. Сейчас мы бы назвали их детскими иллюстрированными энциклопедиями. Потешные книги по тем временам стоили очень дорого - они переплетались в бархат и атлас, раскрашивались золотом и серебром, и конечно, не могли оказаться далеко за пределами царских и боярских хором. Другое дело отдельные листы. Наиболее интересные из них копировались мастерами-рисовальщиками и распространялись самостоятельно.
Первыми русскими граверами были рисовальщики, или знаменщики Серебряной палаты, входившей в состав Оружейной Палаты в Москве. Но постепенно этим искусством овладело множество умельцев и, поначалу редкие, предназначенные только для царских глаз, гравюры пошли в народ, в повседневную жизнь низших сословий, крестьян и мещан, составляя необходимую принадлежность крестьянской избы, постоялого двора и почтовой станции.
Многие крестьяне настолько были привязаны к лубочным картинкам, что считали необходимым обновлять свою домашнюю «Картинную галерею» по большим праздникам и, как отмечает один из бытописателей начала 20 века, «почти каждый крестьянин, даже бедный, перед пасхой непременно зайдет в лавку, чтобы купить несколько картин».
Местами производства и бытования лубочных картинок нередко были монастыри, а также северные и подмосковные деревни. Продавали их повсеместно: В Москве - вдоль стены Китай – города, и на Кузнецком мосту, и Овощном ряду, и Спасских ворот московского Кремля. А бродячие, торговцы – офени - в своих лубяных коробках разносили картинки по далеким селениями хуторам.
Производство лубочных картин тоже со временем упростилось и не представляло собой сложности, хотя и требовало от мастера- гравера определенного умения, сноровки и аккуратности. Делалось это так - наносили специальным резцом углубленный и рельефный рисунок, а затем с помощью пресса с доски делался оттиск. Название гравюра относилось в равной степени и к доске с вырезанным изображением, и к оттиску с него.
Популярность лубка была связана с тем, что в давние времена, для большей части населения лубочные листы были важнейшим источником информации и выполняли те функции, которыми в наши дни наделены книги, газеты, телевизор, плакаты, настенные календари, песенники, фотографии и вместе взятые. Темы и сюжеты народных картинок могли конкурировать с многотомными энциклопедиями, они охватывали обширные области знаний. Каждый мог отыскать картинку по душе и на любой вкус: с жизнеописанием святого или мифологического героя, поучительную или сказочную историю, отчет о далеком путешествии, карту звездного неба лил план далекого города Иерусалима, рассмотреть диковинного индийского слона, привезенного в подарок императору и изучить план сражения российского и турецкого флота под Сингапуром. А еще представит, как проходила коронация императора в северной столице, кто из почетных гостей присутствовал и как выглядят государь-батюшка, государыня- матушка, их чада и домочадцы. Фотография, как известно, появилась значительно позже.
Важное место в лубке занимал назидательный или шутливый текст, в котором проявлялась народная мудрость и смекалка, отношение народа к различным историческим событиям, нравы и быт того времени, лукавый юмор и простосердечный смех, а иногда и острое словцо. Тексты комментировали происходящие на картинке события и поясняли то, что оставалось за ее рамками.
Много интересного и полезного может рассказать лубочная картинка внимательному исследователю. Известные российские историки не раз с благодарностью вспоминали потешные листы и мысленно благодарили их за неожиданные подсказки, а многих художников, поэтов и композиторов яркое жизнерадостное искусство народного лубка вдохновляло на новые творческие и художественные открытия. Без лубочных картинок наше представление о быте и прошлом русского народа было бы неполным.
4. Самостоятельная работа (1 урок)
Итак, мы рассмотрели много репродукций лубочных картинок, давайте же попробуем сегодня сделать сами такую лубочную картинку, можно взять для этого сказку, загадки, пословицы. Мы будем делать рисовальный лубок. И если вы обратили внимание, то в основу работы будут входить простые приемы штриховки разного характера. На доске вам даны характерные образы и формы, встречающие в работах мастеров рисовального лубка. Для работы мы будем использовать традиционный инструмент- тушь, перо или современные капиллярные ручки - (гелиевые ручки и фломастеры с маркерами) с тонкой и широкой линией, акварель для подцветки. Лубочные картинки обычно доходчивые, яркие, декоративные, с их плоскостными фигурами, условным масштабом и скаженной перспективой. Важно отметить, что основных красок, которыми создавался этот яркий и веселый мир лубка, было всего четыре: малиновая, зеленая, желтая, красная. В более поздних работах встречаются и другие цвета - коричневый, голубой, и прочие, но не так часто.
Главная рисовальная техника – штрих. Обратите внимание на богатство возможностей, представляемое этой техникой, при помощи штриха можно передать изображение пушистых или лохматых зверей, оперение птиц, колючую хвою, зеленый покров земли и воздушность облаков. Штрихи могут иметь разную длину и разное направление. На каждой картинкой имеется небольшой текст.
Итак, я смотрю, что вы поработали заранее дома и уже выбрали сюжеты будущих ваших работ, осталось сделать рисунок, выбрать основные цвета, не более четырех, для подцветки картины, подобрать штрихи, подумать о тексте на картине.
5. Самостоятельная работа (2 урок)
6-7. Подведение итогов. Выставка работ. Анализ
Работа подходит к концу, кто закончил, можете начинать оформлять выставку на доске. И мы начинаем обсуждение, что получилось, что не получилось. (Обращаем внимание на ошибки, выделяем наиболее удавшиеся работы).
Представлены иллюстрации из детской книги «Кто на себе дом возит?» Художник А.Сорокин. Москва. Издательство «Детская литература» 1988.