Пояснительная записка
«Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов - авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи... Национальные отличия сохранятся и в XXI веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний»
Д.Лихачев
Дошкольное детство - это период усвоения норм морали и социальных способов поведения. Когда ребёнок начинает активную жизнь в человеческом обществе, он сталкивается с множеством проблем и трудностей. Они связаны не только с тем, что он ещё мало знает об этом мире, а должен и хочет его познать. Ему, этому милому "пришельцу", нужно научиться жить среди себе подобных. И не только физически жить, но хорошо, комфортно чувствовать себя среди людей и развиваться, совершенствоваться. А для этого важно понять, как люди общаются друг с другом, что они ценят, что порицают, за что хвалят, а за что ругают или даже наказывают. И вот в процессе этого сложного познания сам ребёнок становится личностью, со своим мировоззрением, со своим пониманием добра и зла, со своими реакциями на поступки других и собственным поведением.
Это всё - знание принятых в обществе норм и правил поведения и взаимоотношений, переживания, способность к сочувствию, сорадости, действия в отношении других людей, развитие собственных качеств - и составляет понятие нравственность. Без неё человек не может жить среди других людей.
Для формирования нравственных качеств личности ребёнка дошкольного возраста в детском саду я использую мульфильмы из детского сериала «Приключения Лунтика». В мультфильмах присутствует добрый юмор, комичные ситуации, забавные сюжеты и яркие персонажи, которые не дают скучать маленьким телезрителям. Образ Лунтика близок детям любой возрастной группы. Отсутствие негативных моментов в главном герое мультфильма, по задумке создателей делает детей добрее, а также обучает основам морали и этики.
Персонажи:
Лунтик - главный герой мультфильма. Пчела, которая прилетела к нам с Луны. Очень добрый, отзывчивый и ранимый. Лунтик с помощью своих новых друзей постоянно познает новые жизненные препятствия.
Рак Чикибряк - любит уединение и тишину. Если слышит шум и гам, то сразу забирается в раковину.
Паук Шнюк - с виду очень грозный и страшный, а на самом деле очень добрый паучок.
Мила - подружка Лунтика. Любит поучать невоспитанных обитателей Поляны. Временами добрая и душевная, а временами капризная и обидчивая.
Кузя - друг Лунтика. Он очень находчивый и задорный. Хвастлив и самоуверен, но при этом очень честный и справедливый.
Пчелёнок - добродушный и хороший. Он всегда занят, то он собирает нектар, то идет в школу, но тем не менее друзья всегда могут рассчитывать на его помощь.
Генерал Шер - очень добрый, неуклюжий и смешной. Любит рассказывать про свои военные походы, постоянно привирая при этом.
Баба Капа - очень добрая и заботливая бабушка Лунтика. Любит печь пироги и ватрушки.
Корней Корнеич - никогда не бывает в курсе всего происходящего на Поляне. Зато он настоящий мастер на все руки!
Пескарь Иваныч - хранитель традиций пруда. Все видит, все знает и все замечает. Любит поиграть в шашки с Раком Чикибряком.
Жаба Клава - гроза Поляны. Её все боятся, так как она сначала глотает, а потом думает. Среди всех жителей Поляны только Лунтик нашел с ней общий язык.
Цель занятий: Формировать духовно и нравственно развитую личность.
Форма работы: групповая.
Все занятия имеют общую структуру:
1. Приветствие.
2. Чтение и обсуждение стихотворения (пословиц, песни).
3. Динамическая пауза.
4. Просмотр и обсуждение мультфильма.
5. Практическое задание.
6. Итог.
Занятия проводятся раз в неделю.
Продолжительность мультфильма 5 минут.
Методы: беседа; чтение и анализ пословиц, стихотворений, мультфильмов; игры; двигательные упражнения, включающие попеременное или одновременное выполнение движений разными руками под любую текстовку.
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ № 1
для детей старшего дошкольного возраста
Мультренинг. Вежливость
Задачи:
1. Выработка особого мнения о вежливом человеке и правил вежливости. 2. Знакомить с миром вежливых слов и речевых оборотов. 3. Воспитывать в детях чувство собственного достоинства, бережного отношения друг к другу. 4. Развивать мышление и речь, кругозор (расширение и активизация словарного запаса, совершенствование связной речи). 5. Активизация межполушарного взаимодействия, развитие произвольности. 6. Формировать благоприятный психологический климат группы.Материал: телевизор, видеопроигрыватель, видеозапись мультфильма «Невежи» (Сериал «Лунтик и его друзья» Выпуск 1 часть 3).
Ход занятия
1. Приветствие
Дети сидят в кругу.
Здравствуйте. Давайте начнем нашу встречу с игры «Я очень рада (рад)….». Сейчас я повернусь к тому, кто сидит справа от меня, назову его по имени и скажу, что я рада его видеть. Он повернется к своему соседу справа и сделает то же самое, и так до тех пор, пока каждый из вас не поприветствует своего соседа. Отлично.
2. Чтение и обсуждения стихотворения
Послушайте стихотворение
Добрые слова
«Доброй ночи» спать уложит,
«Утро доброе» разбудит,
«Добрый день» во всем поможет,
Но тому, кто добрым будет.
Как вы думаете, о чем это стихотворение?
Какого человека можно назвать вежливым?
Какие «вежливые слова» вы еще знаете?
В каких ситуациях используются «вежливые слова»? (Обсуждение вопросов, обобщение).
Молодцы. Вежливость украшает человека. Вежливому человеку проще найти помощь. Не зря говорят: «Ласковым словом многого добьешься». Вежливые слова делают людей добрее. «Доброму слову – добрый ответ».
3. Динамическая пауза
Все встают в шахматном порядке.
А сейчас давайте поиграем с вами в игру «Пожалуйста». В этой игре вы будете выполнять мои просьбы, если я скажу слово «пожалуйста». Будьте внимательны. Итак, начинаем.
Руки вверх. Пожалуйста, руки вниз. Руки назад. Присесть. Пожалуйста, руки вперед. Отлично…...
Поделитесь своими ощущениями. Как вы себя чувствовали, когда я вам говорила слово «пожалуйста»? (Обсуждение вопроса, обобщение)
Конечно, всегда приятнее, когда к тебе обращаются вежливо.
4. Просмотр и обсуждение мультфильма
Я думаю, вам интересно будет посмотреть мультфильм о том как «вежливые слова» помогают в жизни. Садитесь поудобнее, киносеанс начинается…. Мультфильм называется «Невежи».
Понравился мультфильм?
О чем он?
Вспомните персонажей, какие они по характеру?
Почему гусениц не хотели приглашать?
Каким вежливым словам пытались их научить?
Чем закончился мультфильм? (обсуждение вопросов, обобщение)
Да, ребята, «говорить вежливые слова, не так уж трудно, зато окружающим делается очень приятно».
5. Беседа
Вспомните и расскажите случаи из своей жизни, когда вам помогли вежливые слова (обсуждение).
6. Итог
Дети сидят вокруг взрослого.
Что вам больше всего запомнилось из нашей встречи?
О чем мы говорили?
Почему нам так нужны «вежливые слова»? (обсуждение вопросов, обобщение)
После краткой беседы, взрослый напоминает детям следующее:
Вежливость – это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой.
Будь всегда приветлив, здоровайся при встрече, благодари за помощь, уходя – прощайся.
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ № 2
для детей старшего дошкольного возраста
Мультренинг. Трудолюбие
Задачи:
1. Формировать устойчивый интерес к труду.
2. Формировать навыки самостоятельной общественно – полезной деятельности.
3. Формировать навыки самоконтроля и самооценки трудовых действий и продуктов труда.
4. Развивать мышление и речь, кругозор (расширение и активизация словарного запаса, совершенствование связной речи).
5. Активизация межполушарного взаимодействия, развитие произвольности.
6. Формировать благоприятный психологический климат группы.
Материал: телевизор, видеопроигрыватель, видеозапись мультфильма «Семечко» (Сериал «Лунтик и его друзья» Выпуск 1 часть 4).
Ход занятия
1. Приветствие
Давайте сядем вокруг обруча и возьмемся за руки. У нас получилось два круга: один – внутри, это обруч, а другой – снаружи, это мы с вами. Предлагаю вам поздороваться со мной и друг с другом. Но здороваться мы с вами будем не словами, а с помощью рук.
Закройте глаза. Сейчас я дотронусь до того, кто сидит справа от меня, он примет мое приветствие и точно таким же образом дотронется до своего соседа, передавая привет ему, и так далее, пока мое приветствие опять ко мне не вернется, только уже с другой стороны.
Отлично!
2. Беседа по пословицам и поговоркам
Послушайте, о чем хочу я рассказать:
Без труда не вынешь и рыбку из пруда.
Землю красит солнце, а человека труд.
Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.
Тяжело тому жить, кто от работы бежит.
Что я вам прочитала?
О чем пословицы?
Что такое «трудолюбие»?
Какие дела вы любите делать больше всего?
Почему нужно стараться быть трудолюбивым? (обсуждение вопросов, обобщение)
Молодцы. Трудолюбивый человек может многому научиться.
3. Динамическая пауза
Дети встают полукругом напротив педагога.
А сейчас поиграем в игру «Как работают машины».
Взрослый просит изобразить работу самосвала, экскаватора, крана под текст стихотворения.
Самосвал ссыпает кучу
Щебень и песок сыпучий.
Экскаватор – там, где строят,
Экскаватор яму роет.
Мощью кран своей гордится,
Поломаться не боится,
Грузы поднимает он,
Как могучий умный слон.
4. Просмотр и обсуждение мультфильма
Я думаю, вам интересно будет посмотреть мультфильм, который называется «Семечко» Садитесь поудобнее, киносеанс начинается….
Понравился мультфильм?
О чем он?
Вспомните персонажей?
Чем они занимались? Что из этого получилось?
Что они делали, чтобы вырастить свое семечко?
Чем закончился мультфильм? (обсуждение вопросов, обобщение)
Да, ребята, «всякое дело нужно доводить до конца». Любое, даже маленькое дело, выполненное с любовью, приносит радость и пользу.
5. Практическое задание «Маленькое дело»
Послушайте пословицу: «Маленькое дело лучше большого безделья». Расскажите о «маленьких делах», которые вы делаете в течение дня.
Разделитесь на пары, обойдите группу и посмотрите, что еще вы не сделали сегодня? (например: полить цветы, расставить по местам игрушки и т.д.)
6. Итог
Что вам больше всего запомнилось из нашей встречи?
О чем мы говорили?
Почему нужно стараться быть трудолюбивым? (обсуждение вопросов , обобщение)
После краткой беседы, взрослый напоминает детям следующее:
«Труд умелые руки любит».
Трудолюбивый человек всегда добивается хорошего результата.
Любую работу надо выполнять с любовью
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ № 3
для детей старшего дошкольного возраста
Мультренинг. Гостеприимство
Задачи:
1. Развитие внутренней культуры детей.
2. Выработка правил гостеприимства.
3. Развитие умения общаться, находить правильный выход из ситуации.
4. Развивать мышление и речь, кругозор (расширение и активизация словарного запаса, совершенствование связной речи).
5. Активизация межполушарного взаимодействия, развитие произвольности.
6. Формировать благоприятный психологический климат группы.
Материал: телевизор, видеопроигрыватель, видеозапись мультфильма «Гость» (Сериал «Лунтик и его друзья» Выпуск 1 часть 3); обруч; бумага, краски, фломастеры, карандаши.
Ход занятия
1. Приветствие
Давайте сядем вокруг обруча и возьмемся за руки. У нас получилось два круга: один – внутри, это обруч, а другой – снаружи, это мы с вами. Предлагаю вам поздороваться со мной и друг с другом. Но здороваться мы с вами будем не словами, а с помощью рук.
Закройте глаза. Сейчас я дотронусь до того, кто сидит справа от меня, он примет мое приветствие и точно таким же образом дотронется до своего соседа, передавая привет ему, и так далее, пока мое приветствие опять ко мне не вернется, только уже с другой стороны.
Отлично!
2. Беседа
Вы любите ходить в гости? Почему?
Часто ли к вам приходят гости? Как вы их встречаете?
Расскажите о госте, который нравится вам больше всех?
Что такое «гостеприимство»? (обсуждение вопросов, обобщение)
Молодцы. «Гостеприимство» это умение правильно принимать гостей.
3. Динамическая пауза
Дети встают в шеренгу.
А сейчас давайте с вами поиграем в игру «Передай орешки».
Выбирается водящий – «белочка», которая пришла в гости. Водящий встает в конце шеренги, а взрослый дает впереди стоящему ребенку горсть орехов. Задача участников – «угостить белочку орешками», передавая их друг другу одной рукой.
Затем водящий меняется, игра возобновляется..
4. Просмотр и обсуждение мультфильма
Я думаю, вам интересно будет посмотреть мультфильм о том, как надо встречать гостей. Садитесь поудобнее, киносеанс начинается…. Мультфильм называется «Гость».
Понравился мультфильм?
О чем он?
Почему у Лунтика не получилось хорошо встретить гостя?
Кто и как помог ему в этом исправиться?
Гостеприимный ли этот дом? Почему?
Чем закончился мультфильм? (обсуждение вопросов, обобщение)
Да, ребята, «всему на свете надо учиться, даже как принимать гостей. Гости это здорово».
5. Рисование «Угощение для гостя»
Давайте представим, что к вам в гости пришел человек, который вам очень нравится. Придумайте и нарисуйте блюдо, которое вы предложите этому гостю.
Обсуждение рисунков.
6. Итог
Что вам больше всего запомнилось из нашей встречи?
Как надо встречать гостей? (обсуждение вопросов, обобщение)
После краткой беседы, взрослый напоминает детям следующее:
Нужно принимать гостей так, чтобы они чувствовали себя как дома.
Для гостей ничего не жалеют.
Гостеприимный дом – как солнце, он притягивает и согревает людей.
ЛИТЕРАТУРА
1. «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь» Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Москва, Генезис, 2000 год.
2. «Формирование психологического здоровья дошкольников» Стожарова М.Ю.
Ростов-на-Дону, Феникс, 2007 год.
3. «Воспитание нравственных качеств у детей» Лопатина А.А., Скребцова М.В.
Москва, Книголюб, 2008 год.
4. «Пословицы, поговорки, потешки, скороговорки» Тарабарина Т.И., Елкина Н.В.
Ярославль, Академия развития, 2003 год.
5. Мультипликационный сериал «Лунтик и его друзья». Выпуск 1. 2006 год.
Жанр: детский, познавательный.
Режиссёр: Дарина Шмидт, Сара Ансон.
Создатель: Александр Боярский.
Композитор: Максим Кошеваров.
Студия: Мельница