Занятие по развитию математических представлений в средней группе "Стоит в поле теремок"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цели:

  • упражнять в счете до 5;
  • формировать умение соотносить количество предметов с числом и цифрой; учить различать геометрические фигуры;
  • закреплять понятия «сначала», «потом», «узкий», «широкий», «длинный», «короткий»;
  • учить сравнивать количество предметов.

Материал и оборудование:

Демонстрационный:

  • Игрушки: мышь, лягушка, заяц, медведь, лиса
  • картинки с изображением этих животных;
  • макет теремка;
  • сюжетные картинки к сказке «Теремок»;
  • карточки с цифрами от 1 до 5;
  • бумажные круги для дорожки;
  • силуэтные изображения берез и елок;
  • поролоновые подушечки- «кочки»;
  • фланелеграф, мольберт.

Раздаточный:

  • «Собери бусы»;
  • картинки с изображением камешков необычной формы;
  • настольная логическая игра «Аналогии»;
  • картинки с изображением шубы;
  • геометрические фигуры – «заплатки»;
  • флажки, вырезанные из бумаги красного, синего, желтого, зеленого и голубого цвета;
  • картинки с изображением теремка и двух разных по цвету, длине и ширине дорог.

Ход занятия

Дети сидят на стульчиках полукругом. Перед ними фланелеграф, мольберт, теремок.

Воспитатель:

Стоит в поле теремок, теремок.
Он не низок, не высок, не высок.
Как по полю, полю, мышка бежала,
Теремочек увидала.

(достает игрушечную мышь)

К теремочку дорожка ведет (обращает внимание детей на дорожку из кружков, выполненную на фланелеграфе). Посмотрела мышка на дорожку, огорчилась: немножко неправильно выполнена дорожка. Почему? Найдите ошибку и исправьте.

(дети выполняют задание)

Воспитатель:

Побежала мышка по дорожке, а вдоль нее деревья растут(выкладывает на фланелеграфе силуэтные изображения 4-х ёлок и 2-х берез). Какие это деревья? (Ели, березы) Сколько берез? Сколько елок? Каких деревьев больше?

(Ответы детей)

Забежала мышка в теремок и стала там жить-поживать, да песни распевать (выставляет на мольберте картинку с изображением мышки). Сколько зверушек в теремке? (одна). Найдите цифру один. Покажите её. (Выставляет на мольберте под картинкой карточку с цифрой один).

Лягушка скачет из болота,
В теремке ей жить охота.

(Достает игрушечную лягушку)

Давайте попрыгаем с ней по кочкам.

Разминка

Дети выполняют движения в соответствии со словами, которые произносит воспитатель:

Один, два, три, четыре, пять –
Лягушка начала скакать.
С кочки на кочку прыгает,
Лапками весело двигает.
И говорит нам простые слова:
Ква-ква-ква!

Прыгают по поролоновым подушкам, разводят руки в стороны. На выдохе произносят «Ква-ква-ква»
Прыгают на месте

Воспитатель: На какую геометрическую фигуру похожи кочки? (на круг).

Пока Лягушка скакала,
Бусы потеряла.
Плачет, бедная:
Беда!
Помогите, детвора!

Поможем лягушке бусы собрать?

Работа с раздаточным материалом: «Собери бусы».

На тарелке у каждого ребенка набор геометрических фигур. Воспитатель поочередно называет фигуры, а дети выкладывают их на столе перед собой. Затем педагог показывает образец, а дети сравнивают с ним свои работы.

Воспитатель:

Пока вы собирали бусы, лягушка нашла интересные камешки. Скажите, на что они похожи? (сосулька, косточка, гантели, человек, цветочек)

Прискакала к теремочку Лягушка,
Пустила её Мышка-нарушка.
Стали они вместе жить,
Песни петь и не тужить.

Выставляет на мольберте картинку с изображением лягушки.

И вы не скучайте,
Зверушек посчитайте. (Две)

Воспитатель: Найдите цифру два. Покажите её.

Выставляет под картинкой карточку с цифрой 2.

Воспитатель:

Как по полю, полю
Зайка бежит.

(Достает игрушечного зайца)

У дверей остановился и кричит:
- Ой, беда, беда, беда!
Шубку я вчера порвал.
Вы пустите меня в теремок
Обогреться – я весь продрог!

Выкладывает на фланелеграфе картинку с изображением шубы и образцы заплаток. Дети выбирают подходящие варианты. Зайка благодарит детей.

Воспитатель:

Зайка, Зайка, не зевай,
С детворою поиграй!

Логическая игра «Аналогии»

Воспитатель выкладывает на фланелеграфе картинки с изображением пар предметов (школьник – портфель, рыба – сеть, молоток – гвоздь, девочка – платье, заяц – морковь).

Под ними размещает картинки с изображением одного предмета (малыш, муха, пила, собака, мальчик), к которым нужно подобрать картинки из расположенных внизу фланелеграфа картинок (погремушка, паутина, бревно, кость, шорты).

Воспитатель:

Давайте с зайкой поиграем.

Зайке холодно сидеть,
Нужно лапочки погреть:
Лапки вверх, лапки вниз,
На носочках потянись.
Лапки ставим на бочок.
На носочках скок-скок-скок.

(Воспитатель выставляет на мольберте картинку с изображением зайки). Сколько зверушек в теремке? (три). Найдите цифру три. Покажите её. (Выставляет на мольберте под картинкой карточку с цифрой три).

Воспитатель:

Тихо, тихо, не шумите.
Кто-то к нам идет сюда.

(Достает игрушечную лису)

Что за чудо теремок-теремок,
Он не низок, не высок.
Вы пустите в теремок меня,
Будем с вами мы друзья.

Пустили и Лисичку в теремок жить. Ведь она знает много игр.

Игра «Что сначала, что потом»

На фланелеграфе выложены сюжетные картинки к сказке «Теремок». Дети расставляют изображенные эпизоды в правильной последовательности.

Игра «Чего не стало»

Воспитатель: Лисичка решила украсить теремок флажками (выставляет бумажные флажки). Какого они цвета? (Ответы детей). Наступила ночь, все закрыли глазки (убирает один флажок). Утром все проснулись, открыли глазки и увидели, что одного флажка не стало. Какого?

Игра повторяется несколько раз.

(Воспитатель выставляет на мольберте картинку с изображением лисички). Сколько зверушек в теремке? (четыре).

Найдите цифру четыре. Покажите её. (Выставляет на мольберте под картинкой карточку с цифрой четыре).

Воспитатель:

А по лесу уж медведь идет,
Вдруг увидел теремок – как заревет.

(достает игрушечного медведя).

Хочет Мишка к теремку подойти,
Да болото у него на пути.

А через болото проложены две дороги (выкладывает на фланелеграфе картинку с изображением теремка и двух дорог).

Какого они цвета? (желтого и зеленого).

Подскажите Мишке, какая дорога короткая? (зеленая).

Желтая какая? (Длинная).

А какая зеленая дорога по ширине? (широкая).

А желтая? (узкая).

Достает игрушечного медведя:

Подошел медведь к теремку и ревет:
Вы пустите меня в теремок!

Испугались звери. Влезет ли медведь в теремок? (нет).

Почему? (ответы детей).

Что же делать? Ведь мишке плохо будет на улице. (Дети решают построить большой теремок).

(Воспитатель выставляет на мольберте картинку с изображением мишки). Сколько зверушек в теремке? (пять).

Найдите цифру пять. Покажите её. (Выставляет на мольберте под картинкой карточку с цифрой пять).

Построим теремок вечером, а сейчас скажите, в какой сказке мы побывали?   Понравилась ли вам сказка?

Играть со зверушками было интересно и весело.

Мы обязательно встретимся   с ними в других сказках!

Литература

  1. З.А.Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников»;
  2. Е.В.Колесникова «Математика для дошкольников»;
  3. Т.Д.Рихтерман «Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста»;
  4. Е.Н.Панова «Дидактические игры и упражнения в ДОУ»;
  5. Е.Н.Панова «Дидактические игры и занятия в детском саду»;
  6. В.Волина «Праздник числа»;
  7. Е.В.Соловьева «Моя математика»
  8. А.И.Сорокина «Дидактические игры в детском саду».

См. также Приложение