Формы и методы работы в профильных классах

Разделы: Биология


Одной из приоритетных задач «Концепции модернизации российского образования стала разработка системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы. Предполагается, что профильное обучение должно обеспечить углубленную подготовку старшеклассников по выбранным им дисциплинам и дать возможность в разумной мере «разгрузить» их по непрофильным предметам. Переход на профильное обучение помимо углубленного изучения какого-либо предмета, должен способствовать развитию у школьников навыков самостоятельного овладения знаниями, работы с лабораторным оборудованием и приборами, проведения и анализа научного эксперимента. Профильное обучение призвано обеспечить и успешную сдачу Единого Государственного Экзамена и продолжение дальнейшего биологического образования.

Эффективность обучения во многом определяется широким применением целого ряда разнообразных форм и методов урочной и внеурочной работы (элементы лекционно-семинарcкой системы, организация проектной и исследовательской работы школьников, экспериментальные задания и др.).

Обзорные и установочные лекции – основная форма изложения нового материала на уроке. Однако лекция в чистом виде довольно утомительна для школьников, поэтому более целесообразно использовать лекцию – беседу. На таких лекциях старшеклассники включаются в работу, спорят, приводят интересные примеры, рассказывают о прочитанном, делают самостоятельные выводы, т.е. проявляют высокую активность. Насыщая беседу новым фактическим материалом, предлагая учащимся наводящие вопросы, я стараюсь подвести их к самостоятельному формулированию выводов, правил, закономерностей и законов устройства и функционирования биологических систем. Известно, что изложенное учителем не всегда переходит в знания ученика, однако те знания, которые он приобрел самостоятельно, сохраняются практически всю жизнь. Лекция – беседа кажется мне эффективной еще и потому, что эта форма организации урочной деятельности позволяет осуществлять более тесный контакт учителя с учениками. В качестве примера назову лишь некоторые темы лекций – бесед: «Биологические системы и их свойства» (10 класс); «Строение, свойства и биологические функции белков» (10 класс); «Основные пути эволюции групп организмов» (11 класс) и др.

Самостоятельное изучение основной и дополнительной литературы может служить важным источником знаний для учащихся профильных классов. Эффективность работы с литературой определяется несколькими условиями. Список литературы необходимо давать школьникам к каждому разделу программы, а порой даже и к отдельному уроку. Важно также, чтобы ученик и литература нашли друг друга. Считаю возможным указывать место, где ее можно взять, иначе то или иное задание, связанное с самостоятельным поиском информации, школьниками не будет выполнено. Учитель должен хорошо знать ближайшие библиотеки и по возможности собирать нужную литературу у себя в кабинете.

Библиотека кабинета содержит литературу по следующим разделам: методическая; учебная; научная и научно – популярная; справочная. Конечно, на создание хорошей библиотеки в кабинете тратятся годы, но делать это необходимо, иначе учебный процесс в профильных классах обеспечить весьма трудно.

Овладение навыками самостоятельной работы с книгой и другими источниками информации включает в себя умение читать и вести записи. Организуя самостоятельную работу школьников с литературой, мы стараемся настроить их на серьезный кропотливый труд, на глубокое осознание полученной информации, на ее осмысление и на стремление дойти до сути рассматриваемых проблем. Учащихся профильных классов я учу грамотно составлять тезисы, аннотации, конспекты, формулировать основные идеи, классифицировать и обобщать собранные факты.

Современный урок невозможен без использования ИКТ. При подготовке к урокам учащиеся используют кабинет информатики, пользуются интернетом и компьютером в кабинете биологии, оформляют доклады, рефераты, вступления, исследовательские работы, делают презентации.

Учебные тематические конференции проводятся нами при обсуждении наиболее существенных и обобщающих вопросов по материалам нескольких родственных тем. Например, мы проводим учебные конференции по гигиене человека в рамках элективного курса «Человек и окружающая среда (9 класс). По заранее сообщаемым вопросам из числа школьников назначаются докладчики. Остальные учащиеся готовят вопросы и задают их выступающим, дополняют их сообщения. Готовясь к конференции, все учащиеся углубленно изучают материал учебника, ищут ответы на поставленные вопросы в дополнительной литературе, вырабатывая по ним свою точку зрения.

Широко распространена форма проведения урока в виде пресс – конференции. В этом случае учащиеся класса делятся на группы «специалистов» и «журналистов». Иногда на такие занятия мы приглашаем специалистов – профессионалов, например, врачей. Подобные формы учебной работы повышают у школьников интерес к дополнительной литературе, информации, существенно расширяют их кругозор, повышают интеллектуальный уровень, учат их сжато излагать свои мысли, прибегать к доказательствам и в качестве аргументов использовать наиболее убедительный фактический материал.

Написание и защита рефератов способствует существенному расширению и углублению знаний школьников, развитию самостоятельности мышления, формируют навыки информационного поиска. Уровень самостоятельности написания и сложности реферативных работ возрастает при переходе от класса к классу. Так, например, семиклассники готовят наибольшие рефераты, содержащие характеристику различных отрядов класса Птицы. При защите данных работ школьники учатся выделять главное, логически правильно строить свое выступление и т.д. Рефераты, выполняемые учащимися профильных 10-11 классов, носят, как правило, более серьезный характер и требуют от старшеклассника составления плана работы, подбора материала, оборудования. Проведения наблюдений и эксперимента с четким фиксированием результатов. При выполнении этих работ школьники приобретают навыки исследовательской культуры и начинают проявлять интерес к творчеству.

Семинары – еще одна форма работы на уроках в профильных классах.

Они, как правило, планируются по темам, которые школьники могут разобрать самостоятельно с помощью дополнительной информации (например, «Генетические болезни человека, их предупреждение и лечение», «Этические и юридические проблемы применения генных технологий»), либо когда требуется всесторонний разбор сложного материала с его последующим обсуждением и обобщением (например, «Неклеточные формы жизни»). Как показывает опыт, уроки – семинары позволяют активизировать самостоятельную работу учащихся с учебной и дополнительной литературой. При подготовке к семинарским занятиям старшеклассники подбирают материал по различным источникам, делают доклады, сообщения; развивают свою речь и мышление, совершенствуют навыки выступления перед аудиторией, учатся вступать в дискуссии. Во время выступлений они часто используют самодельные схемы, рисунки, таблицы. Именно на семинарах учащиеся знакомятся с некоторыми основами методологии, обсуждают проблемные вопросы, учатся спорить, отстаивать свои позиции, аргументировать из и т.д. Особую роль на заключительном этапе обучения школьников в профильных классах приобретают, на наш взгляд, активные формы семинара: диспуты, дискуссии, «круглые столы» и т.д. Они преследуют особую цель – формирование оценочных суждений, утверждение мировоззренческих позиций школьников. Примеры тем для семинаров – дискуссий: «Научные концепции происхождения жизни на Земле», «Проблемы ранних этапов эволюции жизни на Земле»(11 класс). В ходе этих семинаров школьники представляют и отстаивают различные точки зрения на проблемы происхождения жизни на нашей планете (креационизм, панспермия, физические и химические концепции и др.), возникновения эукариотической клетки, многоклеточных организмов и др.

Лабораторные и практические занятии – важная форма урочной работы в профильных классах. В 10 классе приводится 7 лабораторных работ и 12 практических. В 11 классе проводится 11 лабораторных и 17 практических.

Такие занятии проводятся при максимально возможной самостоятельности старшеклассников. После сообщении темы, целей и задач лабораторной или практической работы школьники выполняют ее в основном самостоятельно, пользуясь инструктивными карточками, содержащими информацию о последовательности действий. При этом учащийся могут искать нужную информацию в учебниках и других учебных пособиях, а по мере необходимости – консультироваться с учителем.

По итогам работы учащиеся, как правило, формулируют выводы, отвечают на ряд вопросов, носящих часто проблемный характер. Во многих случаях проблемный вопрос ставится непосредственно перед выполнением практической работы.

В классах химико-биологического профиля лабораторные и практические работы часто проводят на местности - в лесу, на лугу, у реки и т.д. например, одиннадцатиклассники, изучая раздел «Основы экологии», выполняли работы «Определение видов растений, составление их морфологической характеристики»; «Изучение природного биоценоза». Лабораторные работы, включающие непосредственные наблюдения в природе, дают учащимся возможность знакомства с биологическими объектами и явлениями в их естественном окружении, актуализируют теоретические знания, делая их более понятными для ребят. Подобные работы завершаются составлением учащимися письменных отчетов, которые должны обязательно содержать ответы на ряд вопросов, поставленных учителем. Например, какого значение выявленной морфологической и экологической разнокачественности особенной в функционировании растительного общества? И т.п. Ответы на эти и им подобные вопросы нельзя найти в учебниках, так как они требуют знаний конкретных природных экологических систем. Помимо возможности использовать полученные школьниками теоретические знания при решении практических проблем, лабораторные работы воспитывают у них добросовестность при формировании выводов.

Зачеты, контрольные и тестовые работы проводятся по завершении изучения каждого программного раздела. В начале изучения каждой крупной темы учащиеся получают от учителя «Лист контроля» с вопросами для подготовки к зачету. Изучение темы всегда завершается устным зачетом , письменной контрольной работой, тестовой работой. Как показывает наш практический опыт одна из характерных особенностей воспитательно-образовательного процесса в условиях профилизации - наличие тесной связи учебной деятельности с внеурочной работой школьников. Часто в классах естественно- научного профиля внеурочная работа служит и направлена на систематическое образование старшеклассников, развитие их творческих способностей. Школьники, как правило, активно участвуют в научно-исследовательских экспедициях, полевых практиках, научно- практических конференциях, предметных , заочных олимпиадах, марафонах знаний интеллектуальных конкурсах. Они говорят тематические вечера, организуют выставки ведут природоохранную работу и т.д. внеурочная и урочная работа в профильных классах - равноправные стороны единого воспитательно-образовательного процесса. По моему глубокому убеждению, только в этом случае можно достичь целей профильного обучения. Остановимся на основных формах внеурочной деятельности школьников, обучающихся в профильных классах.

Научно-исследовательская деятельность позволяет каждому школьнику испытать, испробовать, выявить и актуализировать хотя бы некоторые из своих дарований. Задача учителя - создать и поддержать творческую атмосферу в этой работе.

К серьезной научно-исследовательской работе школьники приобщаются нами постепенно. В VII-XI классах, приобретя опыт исследовательской работы, обладая достаточным багажом теоретических знаний, старшеклассники выполняют более серьезные исследовательские работы. Например, на региональных конференциях учащейся школы представляли следующие работы: Экологии нашей школы, Экологический мониторинг почвы пришкольного участка, Влияние климатических условий на урожай фермерских хозяйств аула Хатажукай, Экологические проблемы аула Хатажукай.

Учебно-исследовательские экспедиции организуются нами ежегодно, так как большинство методик, реализуемых при проведении исследовательской деятельности школьников ориентировано именно на полевую, экспедиционную работу. Главная цель экспедиций- сбор экспериментального материала в полевых условиях. Помимо этого учитель старается дать учащимся простейшие навыки полевой исследовательской деятельности, воспитать у них ответственное отношение к природе, формировать навыки самостоятельной творческой деятельности.

Вот такие формы и методы я использую в работе с профильными химико-биологическими классами.