Урок истории в 5-м классе по теме "Рабство в Древнем Риме"

Разделы: История и обществознание


Цель: познакомить учащихся с особенностями рабовладения в Древнем Риме.

Задачи:

1. Познакомить учащихся с положением рабов в Древнем Риме;

2. Выяснить источники рабства  в Древнем Риме;

3. Дать представление о тех видах работ, на которых были заняты лишенные свободы;

4. Продолжить работу по формированию умения работать в группе;

5. Продолжить формирование умений правильно показывать на карте исторические объекты, работать с текстом учебника и дополнительными источниками, иллюстрациями.

6. Продолжить работу по формированию таких надпредметных умений, как умение устанавливать причинно-следственные связи на основе анализа и сравнения, умение давать характеристику событиям и их участникам, умение оценивать свою работу с опорой на образец, умение представлять информацию в виде схем.

7. Развивать такие психические свойства, как память, логическое мышление, ясная речь.

8. Воспитывать интерес к прошлому, литературным источникам древности.

9. Воспитывать человеколюбие и непримиримость ко всякому насилию над людьми.

Тип урока: комбинированный.

Продолжительность занятия: 40 мин.

Используемое оборудование: мультимедиапроектор, телевизор, видео-аппататура.

Программное обеспечение: программа для презентаций “Power Point 2007”

Демонстрационный материал: карта «Римская империя IV-V веков»; мультимедийная презентация “Рабство в Древнем Риме” (Приложение 1); карточки с терминами; кинофильм «Спартак».

Раздаточный материал: карточки с дополнительной информацией по теме,  карточки со словами деформированных предложений - задач урока, карточки с заданиями для групповой работы

Учебник: История Древнего мира: Учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений/А. А. Вигасин, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкая. – М.: Просвещение, 2007.

План урока:

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний.

3. Мыслительная минутка.

4. Знакомство с новой темой.

5. Физминутка.

6. Знакомство с новой темой.

7. Закрепление.

8. Обобщение. Подведение итогов.

Планируемый результат:

К концу урока учащиеся должны:

  • знать источники рабства,
  • описывать образ жизни рабов, используя документ и иллюстрации,
  • называть характерные черты положения рабов в Древнем Риме,
  • объяснять значение понятий: рабы, гладиатор, амфитеатр.

Ход урока

Организационный момент

(психологический настрой на успех)

Проверяем готовность к уроку. Отмечаем хорошую работу класса на прошлом уроке. Выражаем уверенность в том, что сегодняшний урок пройдет также  продуктивно, интересно…

Актуализация знаний.

Письменная работа по карточкам.

Три человека. Самопроверка по образцу. Самостоятельное выставление отметки.

Фронтальный устный опрос класса.

? - Докажите, что Рим в II веке до н. э. стал сильнейшей державой во всем Средиземноморье.

? - Покажите на карте государства, которые попали в зависимость от Рима.

? - Что помогало римлянам выигрывать военные сражения?

? - Что происходило с захваченными территориями?

? - Как встречали возвращавшихся в победой воинов в Риме?

Мыслительная минутка

(фронтальная работа)

? - Найдите на простенках кабинета понятия и термины, дайте им определения.

  • Илот
  • Эксплуатация
  • Долговой камень
  • Реформы Солона
  • Несвободный человек

? - Все они могут быть отнесены к одному общему понятию. Какому?

РАБ

? - Кто такой раб в широком понимании этого слова и чем он отличается от свободного человека?

? - Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке, исходя  из результата выполненного нами задания?

РАБСТВО В ДРЕВНЕМ РИМЕ. (Слайд 1)

- Это тема нашего урока.

- В тетради записали дату, тему урока.

- Кроме того, что мы вместе вывели тему урока, мы еще поработали над формированием такого умения, как умение выделять предмет разговора на основе анализа, синтеза и обобщения. Вы проанализировали каждое понятие (дали его определение), выделили в каждом общее их связывающее воедино и обобщили, назвав все общим родовым словом.

Знакомство с новой темой

- Как вы думаете, при работе над этой темой,  какие вопросы мы должны будем затронуть? (Слайд 2)

  • Источники рабства.
  • Применение труда рабов.
  • Отношение к рабам в Д. Риме.

- Работая над данным планом, мы также должны решить следующие задачи…

Каждой группе предлагаются карточки, на которых написаны слова. Необходимо собрать предложение (см. Приложение 3)

Физминутка

Знакомство с новой темой

Работа по вопросам и заполнение схемы.

- Ребята, мы с вами живем в  век информации, должны уметь ее получать из разных источников, отбирать главное, систематизировать умело ею пользоваться.

Сейчас вы получите задание для каждой группы и,  познакомившись с предложенной литературой (для всех групп она одинаковая), должны будете ответить только на свои вопросы (Приложение 2)

1 группа – Каковы были источники поступления рабов в Древнем Риме? Составьте предложенную схему.

2 группа – Где применялся труд рабов? Заполните предложенную схему.

3 группа – В каком положении находились рабы, каково было отношение к ним? Приведите примеры.

4 группа – Составьте краткий рассказ о гладиаторах, используя имеющуюся литературу.

- Знакомство с новыми словами (слайд 4).

Запись в тетрадь.

- Выступление учеников с одновременным оформлением записей в тетрадях (слайды 5-11).

Отметки выставляются сразу после выступления учащихся.

Домашнее задание

Параграф 49. Написать сочинение на тему «Один день из жизни гладиатора».

Закрепление

Просмотр отрывка из к/ф «Спартак»: рабы в каменоломне, обучение гладиаторов, сражение Спартака на арене.

Обобщение

Беседа по просмотренному.

?- Какой знак подавали люди Спартаку с трибун? Что он обозначал?

*Вопрос-ассоциация.

Какое отношение имеет гладиолус к теме нашего урока?

(Гладиатор произошло от латинского gladius – меч, т. к. бойцы первоначально были вооружены короткими мечами. Листья гладиолуса имеют сходство с клинком.)

Объяснение дополнительного задания.

? - Как вы считаете, имеет ли право человек так обращаться с другим человеком?  Почему?

- К сожалению, ребята, не смотря на то, что мы не живем в рабовладельческом обществе, до сих пор люди во всем мире становятся рабами других людей. Каждый час в мире пропадает 60 человек. Чаще всего об их судьбе уже никогда ничего не узнают  родственники. Многие из них становятся рабами в мире, где по закону каждый человек имеет право на свободу…

Итоги урока. Рефлексия

- Наш урок подходит к концу.  Давайте обратимся к нашему плану на доске. Все ли намеченное мы выполнили? (Слайд 2)

- Что нового вы для себя узнали?

- Чью работу на уроке мы не отметили?

- Кому было интересно на уроке? У каждого из вас на столе есть листочки, на которых я предлагают выразить свое отношение к уроку в виде рисунка. Если вам на уроке было интересно, нарисуйте лицо смеющегося человечка, если вам было не комфортно, урок не понравился  - лицо плачущего человечка. Прикрепите листочки к доске. Спасибо за урок.