Цель: познакомить учащихся с особенностями рабовладения в Древнем Риме.
Задачи:
1. Познакомить учащихся с положением рабов в Древнем Риме;
2. Выяснить источники рабства в Древнем Риме;
3. Дать представление о тех видах работ, на которых были заняты лишенные свободы;
4. Продолжить работу по формированию умения работать в группе;
5. Продолжить формирование умений правильно показывать на карте исторические объекты, работать с текстом учебника и дополнительными источниками, иллюстрациями.
6. Продолжить работу по формированию таких надпредметных умений, как умение устанавливать причинно-следственные связи на основе анализа и сравнения, умение давать характеристику событиям и их участникам, умение оценивать свою работу с опорой на образец, умение представлять информацию в виде схем.
7. Развивать такие психические свойства, как память, логическое мышление, ясная речь.
8. Воспитывать интерес к прошлому, литературным источникам древности.
9. Воспитывать человеколюбие и непримиримость ко всякому насилию над людьми.
Тип урока: комбинированный.
Продолжительность занятия: 40 мин.
Используемое оборудование: мультимедиапроектор, телевизор, видео-аппататура.
Программное обеспечение: программа для презентаций “Power Point 2007”
Демонстрационный материал: карта «Римская империя IV-V веков»; мультимедийная презентация “Рабство в Древнем Риме” (Приложение 1); карточки с терминами; кинофильм «Спартак».
Раздаточный материал: карточки с дополнительной информацией по теме, карточки со словами деформированных предложений - задач урока, карточки с заданиями для групповой работы
Учебник: История Древнего мира: Учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений/А. А. Вигасин, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкая. – М.: Просвещение, 2007.
План урока:
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний.
3. Мыслительная минутка.
4. Знакомство с новой темой.
5. Физминутка.
6. Знакомство с новой темой.
7. Закрепление.
8. Обобщение. Подведение итогов.
Планируемый результат:
К концу урока учащиеся должны:
- знать источники рабства,
- описывать образ жизни рабов, используя документ и иллюстрации,
- называть характерные черты положения рабов в Древнем Риме,
- объяснять значение понятий: рабы, гладиатор, амфитеатр.
Ход урока
Организационный момент
(психологический настрой на успех)
Проверяем готовность к уроку. Отмечаем хорошую работу класса на прошлом уроке. Выражаем уверенность в том, что сегодняшний урок пройдет также продуктивно, интересно…
Актуализация знаний.
Письменная работа по карточкам.
Три человека. Самопроверка по образцу. Самостоятельное выставление отметки.
Фронтальный устный опрос класса.
? - Докажите, что Рим в II веке до н. э. стал сильнейшей державой во всем Средиземноморье.
? - Покажите на карте государства, которые попали в зависимость от Рима.
? - Что помогало римлянам выигрывать военные сражения?
? - Что происходило с захваченными территориями?
? - Как встречали возвращавшихся в победой воинов в Риме?
Мыслительная минутка
(фронтальная работа)
? - Найдите на простенках кабинета понятия и термины, дайте им определения.
- Илот
- Эксплуатация
- Долговой камень
- Реформы Солона
- Несвободный человек
? - Все они могут быть отнесены к одному общему понятию. Какому?
РАБ
? - Кто такой раб в широком понимании этого слова и чем он отличается от свободного человека?
? - Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке, исходя из результата выполненного нами задания?
РАБСТВО В ДРЕВНЕМ РИМЕ. (Слайд 1)
- Это тема нашего урока.
- В тетради записали дату, тему урока.
- Кроме того, что мы вместе вывели тему урока, мы еще поработали над формированием такого умения, как умение выделять предмет разговора на основе анализа, синтеза и обобщения. Вы проанализировали каждое понятие (дали его определение), выделили в каждом общее их связывающее воедино и обобщили, назвав все общим родовым словом.
Знакомство с новой темой
- Как вы думаете, при работе над этой темой, какие вопросы мы должны будем затронуть? (Слайд 2)
- Источники рабства.
- Применение труда рабов.
- Отношение к рабам в Д. Риме.
- Работая над данным планом, мы также должны решить следующие задачи…
Каждой группе предлагаются карточки, на которых написаны слова. Необходимо собрать предложение (см. Приложение 3)
Физминутка
Знакомство с новой темой
Работа по вопросам и заполнение схемы.
- Ребята, мы с вами живем в век информации, должны уметь ее получать из разных источников, отбирать главное, систематизировать умело ею пользоваться.
Сейчас вы получите задание для каждой группы и, познакомившись с предложенной литературой (для всех групп она одинаковая), должны будете ответить только на свои вопросы (Приложение 2)
1 группа – Каковы были источники поступления рабов в Древнем Риме? Составьте предложенную схему.
2 группа – Где применялся труд рабов? Заполните предложенную схему.
3 группа – В каком положении находились рабы, каково было отношение к ним? Приведите примеры.
4 группа – Составьте краткий рассказ о гладиаторах, используя имеющуюся литературу.
- Знакомство с новыми словами (слайд 4).
Запись в тетрадь.
- Выступление учеников с одновременным оформлением записей в тетрадях (слайды 5-11).
Отметки выставляются сразу после выступления учащихся.
Домашнее задание
Параграф 49. Написать сочинение на тему «Один день из жизни гладиатора».
Закрепление
Просмотр отрывка из к/ф «Спартак»: рабы в каменоломне, обучение гладиаторов, сражение Спартака на арене.
Обобщение
Беседа по просмотренному.
?- Какой знак подавали люди Спартаку с трибун? Что он обозначал?
*Вопрос-ассоциация.
Какое отношение имеет гладиолус к теме нашего урока?
(Гладиатор произошло от латинского gladius – меч, т. к. бойцы первоначально были вооружены короткими мечами. Листья гладиолуса имеют сходство с клинком.)
Объяснение дополнительного задания.
? - Как вы считаете, имеет ли право человек так обращаться с другим человеком? Почему?
- К сожалению, ребята, не смотря на то, что мы не живем в рабовладельческом обществе, до сих пор люди во всем мире становятся рабами других людей. Каждый час в мире пропадает 60 человек. Чаще всего об их судьбе уже никогда ничего не узнают родственники. Многие из них становятся рабами в мире, где по закону каждый человек имеет право на свободу…
Итоги урока. Рефлексия
- Наш урок подходит к концу. Давайте обратимся к нашему плану на доске. Все ли намеченное мы выполнили? (Слайд 2)
- Что нового вы для себя узнали?
- Чью работу на уроке мы не отметили?
- Кому было интересно на уроке? У каждого из вас на столе есть листочки, на которых я предлагают выразить свое отношение к уроку в виде рисунка. Если вам на уроке было интересно, нарисуйте лицо смеющегося человечка, если вам было не комфортно, урок не понравился - лицо плачущего человечка. Прикрепите листочки к доске. Спасибо за урок.