Цели:
- Прикоснуться к красоте и гармонии религиозно-духовной музыки и к храмовой архитектуре как части духовной культуры.
- Узнать, что такое духовная музыка, и познакомиться с ее видами.
- Найти отличительные особенности церковной музыки от советской.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, иллюстрации, фортепиано.
Ход урока
Вопрос учителя:
- Как вы понимаете слова: духовность, духовный человек,
духовная музыка?
Попробуем разобраться в этих понятиях и прикоснуться к величайшему художественному наследию русского народа: церковной музыке, а также живописи и архитектуры (Приложение 1 (3-8)). Храмы украшают, облагораживают наше суетное бытие, радуют глаз, умиротворяют душу и внешней зримой красотой, и гармоничным звоном колоколов.
Духовная музыка (Приложение 1 (9)) – это музыка, связанная с текстами религиозного содержания, и предназначена для исполнения во время богослужения и в быту.
Духовная музыка является не только достоянием верующих людей, к ней тянутся люди разных возрастов и профессий не только потому, что это красивая музыка, в ней скрыты глубокие национальные корни, это живой родник духовности, родник нравственности.
К религиозно-духовной музыке в последнее время сильно возрос интерес. Она стала звучать в концертах, по радио и телевидению, сделано много записей на дисках. Как вы думаете, почему?
В области религиозно-духовной музыки создано много уникальных произведений, истинных шедевров. Их авторами являются известные композиторы: (Приложение 1 (10)) Д.Бортнянский, М.Березовский, П.Чайкрвский, С.Рахманинов, А.Гречанинов, П.Чесноков и есть произведения, написанные безымянными авторами. Их произведения стали достоянием высокого искусства, в них выражены глубокие философский мысли: о человеческой жизни, о страдании и терпении, познании радости, о жизни земной и вечной.
Созданные этими композиторами произведения предназначены либо для церковного богослужения, либо для концертного исполнения. Есть в церковной музыке и другая сфера – обиходная, более скромная, доступная исполнению не только небольшому церковному хору, но даже прихожанам (Приложение 1 (11)).
Духовная музыка – это музыка, написанная на канонический текст (молитва).
Вопрос учителя:
- Какая же существует разница между обиходной музыкой и
концертной?
Во-первых, обиходная музыка – богослужебная, предназначенная прежде всего для исполнения в храме. Ее задача – дополнять и усиливать молитвенное состояние. Она как бы «собирает» человека, дисциплинирует его мысли, чувства.
Во-вторых, согласно традиции православного богослужения, это музыка для хора без сопровождения.
А духовная музыка для концертного исполнения – самодостаточная, стремящаяся донести богословское и нравственное содержание богослужебного или религиозного текста через эмоциональное переживание слушателей в условиях концертного зала. Эта музыка может использовать певческие голоса в сопровождении различных инструментов или оркестра. Сюда же можно отнести и инструментальную музыку без текста, использующую узнаваемые мелодии православного богослужения.
Духовная музыка совмещает в себе богослужебные особенности и концертные достоинства.
Служба в православном храме – это прежде всего молитва. Послушайте две молитвенные пьесы из «Детского альбома» П.И.Чайковского «Утренняя молитва» и «В церкви». Подумайте, к какой духовной музыке они относятся? (Приложение 1 (12, 13)).
Первая представляет собой стилизованную молитву, а вторая заимствована композитором из церковного обихода.
(Спеть из молебна хор «Царю Небесный», мелодия которого легла в пьесу «В церкви» П.И.Чайковского. Композитор использовал подлинный церковный напев «Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей» на шестой глас. Интересно сравнить звучание этого напева в оригинальном изложении и в обработке П.И.Чайковского. Изменения совсем небольшие.)
Композитор в детском цикле показывает, чем был наполнен день ребенка дворянского сословия второй половины XIX века. День каждого ребенка начинался и заканчивался молитвой. Обращение ребенка к Богу слышно в светлой, как бы прозрачной, музыке. Неторопливо, по-детски чисто обращается маленький человек к Богу, к своему Ангелу-хранителю: «Ангеле Божий, хранителю мой святый, на соблюдении мне от Бога с небес данный. Прилежно молю тя: ты меня днесь просвети и от всякого зла сохрани, ко благому деянию настави и на путь спасения направи. Аминь.»
Вопрос учителя:
- Может ли ребенок после такого настроя совершать плохие
дела, не слушать взрослого, обижать других людей?
Вопрос учителя:
- Что же объединяет эти пьесы?
Возвышенное, сосредоточенное звучание, направляющее человека на размышление, раздумье. Спокойный размеренный ритм, сдержанная, как бы говорящая мелодия. «Утренняя молитва» - светлая, пронизанная чувством тихой радости, ожидания нового дня, вечерняя же молитва – немного печальная, грустная, но как первая, возвышенная, вдумчивая (Приложение 1 (14)).
Так же начинался и заканчивался учебный день в гимназиях, лицеях, церковно-приходских школах – молитвой. В утренней – ученики просили Бога дать внимание и силы в учении, чтобы вырасти на утешение родителей и на пользу Отечеству. А в молитве после учения они благодарили Бога, учителей, родителей за просвещение и воспитание, ведущих к познанию блага жизни.
Вопросы: (Приложение 1 (15))
- Какую музыку называют духовной?
- Какие виды духовной музыки вы знаете?
- Чем отличается церковная музыка от концертной?
- Почему в дворянском сословии во второй половине XIX века начинался и заканчивался день молитвой?
Приложения
- Презентация (Приложение 1)
- Звуковые приложения (Приложение 2, Приложение 3, Приложение 4, Приложение 5, Приложение 6)