Цели урока:
- Образовательная: продолжим изучение световых лучей и их распространение, ввести понятие линзы, изучить действие собирающей и рассеивающей линз; научить строить изображения даваемые линзой.
- Развивающая: способствовать развитию логического мышления, умений видеть , слышать, собирать и осмысливать информацию, самостоятельно делать выводы.
- Воспитательная: воспитывать внимательность, усидчивость и аккуратность в работе; учиться пользоваться приобретенными знаниями для решения практических и познавательных задач.
Тип урока: комбинированный, включающий освоение новых знаний, умений, навыков, закрепление и систематизацию ранее полученных знаний.
Ход урока
Организационный момент (2 мин):
- приветствие учащихся;
- проверка готовности учащихся к уроку;
- ознакомление с целями урока (образовательная цель ставится общая,не называя тему урока);
- создание психологического настроя:
Мирозданье, постигая,
Все познай, не отбирая,
Что внутри - во внешнем сыщешь,
Что вовне – внутри отыщешь
Так примите ж без оглядки
Мира внятные загадки...И. Гете
Повторение ранее изученного материала происходит в несколько этапов (26 мин):
1. Блиц – опрос (ответом на вопрос может быть только да или нет, для лучшего обзора ответов учащихся можно использовать сигнальные кароточки, «да» - красные, «нет» - зеленые, необходимо уточнять правильный ответ):
- Зеркала бывают плоскими, выпуклыми, вогнутыми? (да)
- Угол отражения обозначается латинской буквой бетта? (нет)
- Отражение бывает зеркальным и диффузным? (да)
- Видим ли мы чистое зеркало? (нет)
- На границе двух прозрачных сред, световой луч меняет свое направление? (да)
- Угол падения всегда больше угла отражения? (нет)
- Скорость света в любой среде одинакова и равна 3*108 м/с? (нет)
- Скорость света в воде меньше скорости света в вакууме? (да)
2. Физический диктант в двух вариантах (4 минуты):
I вариант:
1. Какие явления наблюдают при попадании света на границу раздела двух сред?
- часть проходит в другую среду, а часть отражается
- свет поглощается
- свет рассеивается
- свет проходит в другую среду
2. Какое зеркало называют плоским?
- с гладкой поверхностью
- с зеркальной поверхностью
- с прозрачной поверхностью
- с плоской поверхностью
3. Какое выражение определяет закон отражения света?
- α = β
- α = γ
- sin α = sin γ
4. Выберите правильное направление преломленного луча при переходе света из стекла в воздух.
- луч 1
- луч 2
- луч 3
- луч 4
5. На границе сред 1 и 2 световой луч АВ изменил свое направление. Назовите угол падения и угол преломления?
- SAE – угол падения, CAB - угол преломления
- SAD - угол преломления, FАВ - угол падения
- SAE - угол падения, FАВ - угол преломления
- ЕАS - угол падения, FАD – угол преломления
6. Угол между падающим лучом и отраженным лучом равен 70о. Чему равен угол падения?
- 70о
- 140о
- 35о
- 20о
II вариант:
1. Какое выражение определяет закон преломления света?
- α = β
- α = γ
- sin α = sin γ
2. На границе двух сред световой луч меняет свое направление. Часть света (а в ряде случаев и весь свет) возвращается в первую среду. Как называется данное явление?
- отражением света
- поглощением света
- рассеиванием света
- преломлением света
3. Выберите правильное направление преломленного луча при переходе света из воздуха в стекло.
- луч 1
- луч 2
- луч 3
- луч 4
4. На границе сред 1 и 2 световой луч АВ изменил свое направление. Назовите угол падения и угол преломления?
- SAE – угол падения, CAB - угол преломления
- SAD - угол преломления, ВAC - угол падения
- SAD - угол падения, ВAF - угол преломления
- SAE - угол падения, BАF – угол преломления
5. Угол падения луча света на зеркальную поверхность равен 70о. Каков угол между падающим лучом и отраженным лучом?
- 70о
- 140о
- 35о
- 20о
6. Какое зеркало называют плоским?
- с гладкой поверхностью
- с зеркальной поверхностью
- с прозрачной поверхностью
- с плоской поверхностью
После выполнения диктанта учащиеся выполняют взаимопроверку (ответы представлены на доске), за каждый правильный ответ 1 балл:
«5» - 6 баллов, «4» - 5 баллов, «3» - 4 балла.
3. Проведение экспериментов (объяснить опыты необходимо с применением законов геометрической оптики):
Опыт №1
Закоптите металлическую ложку до начала урока над пламенем свечи. Затем опустите ложку в сосуд с водой. В таком виде покажите ее участникам урока. Она кажется им серебряной. Затем ложку выньте из воды и вновь покажите. Объясните явление.
Ответ: Из-за копоти поверхность ложки покрыта слоем воздуха, на границе которого с водой происходит полное внутреннее отражение освещающего ложку света.
Опыт № 2
Стеклянную палочку опускают в пробирку с глицерином. Часть ее погруженная в глицерин, становится невидимой. Почему?
Ответ: Так как показатели стекла и глицерина почти одинаковы, то свет не преломляется на ней и не отражается от нее.
Опыт № 3
«Цыпленок в яйце». Описание опыта в книге Я. И. Перельман «Занимательная физика».
4. Сообщения учащихся:
- “Природное явление – Мираж”
- “Развитие волоконной оптики”
5. Оптика в художественной литературе:
Пословица «Солнце сияет, а месяц светит».
Вопрос: Чем отличаются данные источники света?
Ответ: Солнце излучает электромагнитные волны, а Луна лишь отражает солнечный свет.
Загадки:
Придет в дом - не выгонишь колом,
Пора придет – сам уйдет.
(Солнечный луч)Попутчица за мною ходит вслед,
Мне от нее ни зла, ни пользы нет.
(Тень)И языка нет, а правду скажет.
(Зеркало)Когда небо ниже земли бывает?
(Когда отражается в воде)Перед нами - вверх ногами,
Пред тобой – вверх головой.
(Отражение в воде)
Подготовка к изучению нового материала (2 мин):
Учащиеся сами должны определить тему урока. При подготовке к изучению нового материала зачитывается или рассказывается отрывок из романа Жюль Верна “Таинственный остров”, в котором инженер Сайрес Смит объясняет получение огня. А затем ставится вопрос: “что использовал инженер Сайрес Смит для получения огня”? Обратить внимание на употребление в тексте «зажигательная чечевица». После правильного ответа учащихся им предлагается история возникновения слова “Линза”.
“Линза - слово латинское и означает чечевица. Чечевица – растение, плоды которого похожи на горох, но горошины не круглые,а имеют вид пузатых лепешек. Поэтому все круглые стекла, имеющие такую форму, стали называть - линзами.”
Теперь озвучивается тема урока и ставится образовательная цель урока.
Изучениет нового материала (34 мин):
- Работа с использованием компьютера: используя презентацию (приложение 1, слайды с 1 по 7) преподаватель объясняет новый материал.
- Работа учащихся с опорным конспектом (приложение 2).
- Рассмотреть слайд 9: “Построение изображения в собирающей линзе” (приложение 1), используя опорный конспект рассмотреть используемые лучи.
- Выполнить построение изображения в собирающей линзе на доске, дать его характеристику (выполняет преподаватель или учащийся).
- Рассмотреть слайд 10: “Построение изображения в рассеивающей линзе” (приложение 1).
- Выполнить построение изображения в рассеивающей линзе на доске, дать его характеристику (выполняет преподаватель или учащийся).
Проверка понимания нового материла, его закрепление (19 мин):
Работа учащихся у доски:
Построить изображение предмета в собирающей линзе:
- Если предмет находится за фокусом линзы.
- Если предмет находится между фокусом и линзой.
Опережающее задание:
Сообщение учащегося по теме: “Глаз. Очки”
Подведение итогов урока (5 мин):
- С чем познакомились на уроке, на что обратить внимание?
- Почему в жаркий летний день растения не советуют поливать водой сверху?
- Оценки за работу на уроке.
Домашнее задание (2 мин):
Построить изображение предмета в рассеивающей линзе:
- Если предмет находится за фокусом линзы.
- Если предмет находится между фокусом и линзой.
К уроку прилагается презентация и опорный конспект