Проект "Первая ступень в скале" (речевое развитие)

Разделы: Начальная школа, Работа с дошкольниками, Общепедагогические технологии


Урок № 8. Игра «Кузька заблудился»

Цель: расширить имеющиеся представления детей о лесе и его обитателях.

Задачи:

  • развивать у детей познавательный интерес к жизни леса и его обитателей;
  • формировать умения правильно образовывать притяжательные  прилагательные  от существительных;
  • развивать общую и мелкую моторику пальцев рук;
  • закреплять умение составлять рассказ с опорой на иллюстрации.

Тип занятия: познавательно-речевое.

Основной метод: беседа, игра.

Ход занятия

I. Минутка вхождения в день

(Звучит музыка)

Учитель:  - Я предлагаю вам настроиться на приятное общение. Здесь тихо, на душе у нас спокойно. И в тоже время радостно от приятной встречи. Вы в ожидании.

- Чего вы ждёте от сегодняшнего занятия? Сегодня у нас особенное занятие. Занятие – подарок, посвященное вашим мамам. Сегодня всероссийский День матери.

- Я предлагаю повернуться к мамам, подарить им свою улыбку, тепло и нежность своих сердец. А теперь начнём наше занятие.

(На доске в центре изображение зимнего леса и его обитателей)

Чародейкою зимою околдован, лес стоит-
И под нежной бахромою, неподвижною немою
Чудной жизнью он блестит.

И стоит он, околдован, не мертвец и не живой-
Сном волшебным очарован, весь окутан,
Весь окован лёгкой цепью пуховой…

- Мы снова в сказочном лесу. Но теперь этот лес изменился. Осенью он был совсем другой. Что изменилось?

Ответы детей: Деревья оделись в снежные шубы, надели меховые белые шапки. Настоящее зимнее царство.)

- Но почему мы здесь оказались? Я слышу какой-то зов. Ау! (доносится) А вы слышите? Давайте откликнемся эхом: ау- ау-ау! Может он нас услышит (Ау! -доносится). Слышите? Кто же нас зовёт? Появляется на доске рисунок Домовёнка Кузьки.

- Оказывается, это Кузька заблудился в лесу. Что ж, такое бывает. В лесу очень легко можно заблудиться. Многие не могут сразу найти дорогу домой. Теперь понятно, зачем мы в лесу. Догадались?

Ответы детей: помочь Кузьке найти дорогу домой.

Учитель: Вы готовы пройти ряд испытаний?

II. Развитие устной речи

- Вспомните сказки, в которых герои заблудились в лесу и не могли найти дорогу («Маша и медведь», «Три медведя»)

- Как звали героиню этих сказок? Давайте попробуем вспомнить сказку «Три медведя» и рассказать её по иллюстрациям. - Кто попробует? А мы будем слушать и помогать.

Пересказ сказки с опорой на иллюстрации.

- Спасибо. Пожимаю руку. Ты хорошо умеешь рассказывать. Но Кузька наш торопится домой, потому, как сильно замёрз. А лес нам дорогу домой еще  не показал.

- Ну вот, Кузя, не волнуйся, вместе мы быстро найдём дорогу домой.

III. Разминка для пальчиков

- Посмотрите на нашего Домовёнка. Кузька совсем замерз.

- Я предлагаю всем погреться, чтоб совсем не замёрзнуть. Пощиплем ушки, а теперь погладим их. Чтобы согреть руки, потрём ладошки, а теперь каждый пальчик в отдельности, подышим на них, погладим ладошки (рука об руку).

IV. Штриховка

- Следующее испытание, которое приготовил нам сказочный  Лес – на ваших листочках, где изображены герои сказки, найти дикое животное. Кто это? (медведь) Выполните его штриховку.

- Рассмотрите образец штриховки. Как будем штриховать голову? Туловище? Лапы?

Вспомните правила штриховки:

1. Не выходить за границы;

2. Штрихи все в одном направлении, под одним наклоном;

3. Между штрихами одинаковое расстояние.

- Возьмите правильно карандаш и начинайте штриховать, сравнивая свою работу с образцом.

Дома: закончите штриховку домика и Девочки.

- Очень красиво и правильно выполнили штриховку …(пожимаю руку)

Но  у  Мишки редко бывают гости и он так просто вас не отпустит.

V. Слушание рассказа Медведицы

- Спрашивает: « А вы знаете как зовут маму медведей? (медведица) А её детёнышей? (медвежата). Правильно. Но и это не все. Садитесь поудобнее и послушайте рассказ медведицы, будьте внимательны, всё запоминайте.

Люди заметили, что больше всего на свете мы любим мед и знаем, где он. Поэтому нас так и прозвали МЕД-ВЕДЬ (на доске)

Медведь – хищный, могучий, ловкий, хитрый и осторожный. Медведь может тащить ношу весом 400-500 кг, может бежать со скоростью скаковой лошади.

Но несмотря на то, что мы хищники, мы любим плоды и ягоды, зёрна, хлебных растений, коренья, травы,  почки деревьев.

А когда становится мало растительной пищи, то медведь вспоминает, что он хищник и нападает на лосей, кабанов, тетеревов, глухарей.

А кто из вас знает, что мы делаем зимой? (впадаем в спячку). Верно, а в феврале у медведицы рождаются медвежата. Детёныши слепые и весят всего 500г., медведица кормит их молоком.

А знаете, почему мы сосем лапу? Зимой у нас линяет кожа на ступнях. Вот и приходится лизать лапы, чтобы скорей сошла старая кожа, и не было больно. Ну, прощайте, ребята, нам пора. Надеемся, что ещё встретимся.

- А теперь отвечайте на вопросы Леса.

Вопросы:

  • Почему медведя так назвали?
  • Чем медведь может полакомиться в поле?
  • Медведь – это хищное или травоядное животное?
  • Когда у медведицы рождаются детёныши?
  • Почему медведь сосёт зимой лапу?

- Молодцы! Спасибо, вы очень внимательные дети. Отыщите на листочке «Путаница» медведя и раскрасьте его. (см. приложение)

VI. Физминутка «Теремок»

- Давайте немного отдохнём. Повторяйте за мной.

Стоит в поле теремок, теремок (руки вверх)
Он не низок, не высок (присели, встали на носки)
На дверях висит замок (руки в замок)
Кто его открыть бы смог? (сжимаем-разжимаем руки).

- А узнать, кто откроет замок, вам поможет загадка.

VII. Загадка

Я зимы не боюсь: в шубку тёплую ряжусь,
Хвост, красивый какой – он мне нравится самой. (Лиса)

- Верно, это  хитрая  лисичка. Отыщите на листочке «Путаница» лису и раскрасьте ее.

VIII.  Обогащение (пополнение) речи

- Предлагаю поиграть в игру «Где живёт…?» А помогут нам  картинки на ваших партах, на доске. Они помогут вам вспомнить материал прошлого занятия и ответить правильно Кузьке на все вопросы.

- Где живёт медведь?  Как называется его жилище? (в берлоге)

- Где живёт белка? (в дупле)

- Где живут лиса, ёж? (в норах)

- Где живёт заяц? (под кустом)

- Где живут бобры? (в хатках).

- Давайте вспомним скороговорку: Все бобры добры для своих бобрят.

IX. Игра «Чей?»

- Ой, посмотрите, звери нашли вещи, которые принадлежат людям. Они поделили их между собой (карточки на партах).

- Помогите Кузьке разобраться, что взял каждый из зверей?

Ответьте:

  • Чья шапка? (медвежья)
  • Чьё платье? (лисье)
  • Чей фартук? (беличий)
  • Чьи перчатки? (заячьи)

- Молодцы, вы всё правильно определили.

X. Игра «Снежный ком»

- У нас осталось последнее задание, которое покажет нам дорогу к Кузькиному дому.

Посмотрите на лесную поляну и отгадайте загадку о животных, которые и выведут нас из лесу.

Серый гонится за белым,
Хочет белым пообедать. (Волк и заяц)

- Придумайте предложение о волке, пусть вам в этом поможет рисунок на  доске.

ВОЛК ВОЕТ.

- Я обозначу каждое слово черточкой, первое слово с большой буквы.

_____   _____.

А теперь давайте бросим этот ком с горы, чтоб он оброс снегом и стал огромной глыбой. А я вам помогу. Какой волк? (Серый).

Получаем: ____  ____  ____.

Как воет серый волк? (Сильно)

Получаем: _____  _____  _____  _____.

Где воет волк? (в лесу)

Получаем: ____  _____  _____  _____   _____.

Получили предложение: Серый волк сильно воет в лесу.

XI. Итог урока

- Вы молодцы, справились с таким сложным последним заданием. Смотрите, как Кузька повеселел. Лес таил в себе много загадок, и мы со всеми справились. Звери, которые нам сегодня встречались, живут в лесу и называются… (дикими). На своих листочках (см. Приложение 1.) отыщите дома и раскрасьте остальных животных.

- А мы прощаемся с лесом таким стихотворением:

Тёмный лес, что шапкой
Принакрылся чудной,
И заснул под нею
Крепко, непробудно.

- А Кузька тем временем добрался до своего дома, обнял своих родителей, и в дом вернулось счастье. Я желаю и вам, и вашим родителям счастья, любви и тепла. Спасибо. Мне было приятно общаться с вами. До новых встреч.