Концепция воспитательной деятельности

Разделы: Классное руководство


Воспитание детей - извечная и актуальная проблема всего человечества, сопутствующая ему на протяжении веков и тысячелетий. От подготовки подрастающей смены, от решения данной проблемы во многом зависят судьбы народов. Воспитание - это один из важнейших видов человеческой деятельности и  представляет собой целенаправленный процесс формирования у учащихся высоких гражданских, морально-нравственных, психологических и физических качеств, привычек поведения и действий в соответствии с предъявляемыми обществом социальными и педагогическими требованиями.

Концепция воспитательной работы в классе определяет долговременные стратегические цели и задачи, конечную модель личности ученика, исходное положение  и направления воспитания с целью практической реализации этой модели.

Класс является целостным живым организмом, в котором все взаимосвязано. В нем создаются условия социальной защищенности, психологической комфортности каждого ученика, обеспечивается возможность его личностного роста и самореализации.

В соответствии с Концепцией разработана программа воспитательной работы «Диалог», в которой основные концептуальные принципы конкретизируются в программные положения, а затем реализуются в ежегодных планах воспитательной работы.

Таким образом, концепция служит базой разработки воспитательной программы «Диалог».

I. Цели, задачи и принципы воспитательной работы

Основной целью воспитательной работы в классе является содействие созданию благоприятных условий для воспитания социально-активного, духовно-нравственного гражданина и патриота Российского общества.

Для достижения указанной цели решаются следующие задачи:

  • создание классного коллектива как воспитывающей среды, обеспечивающей социализацию каждого ребенка;
  • повышение роли ученического самоуправления в планировании и анализе жизнедеятельности класса;
  • формирование нравственных ценностей, правовой культуры, активной гражданской позиции, патриотического сознания;
  • воспитание  гуманистически ориентированной личности.

Программа основана на принципах трёх «Д»: демократизма,  духовности, диалогичности. Сопутствующими являются принципы креативности, адресности, сотрудничества и интеграции.

Принцип демократизма предполагает  реализацию системы воспитания, основанную на педагогике сотрудничества и взаимодействия  учителя  и ученика.

Принцип духовности понимается как образ жизни человека, основанный на высших ценностях – истине, добре и красоте. Духовность как выражение истины ориентирует человека на осмысленную жизнь, работу, учебу. Воспитание без насилия.

Принцип диалогичности заключается в использовании диалога как эффективного способа осуществления рефлексивной деятельности.

Модель выпускника

Эффективное решение поставленных задач позволяет сформировать модель выпускника, включающую в себя интеллектуальную, творческую, социальную, правовую, гражданскую компетенции.

II. Направления воспитательной деятельности класса

Направления воспитательной деятельности исходят из основных направлений воспитательной системы школы. (Рисунок 1)

«Ученье» - приобретение знаний как условие нормальной жизнедеятельности в современном мире, развитие интеллектуального потенциала, воспитание сознательного, активного интереса к знаниям.

«Самоуправление» - создание благоприятной морально- психологической обстановки в классе. Развитие коммуникативных навыков, укрепляющих социальные связи. Повышение самооценки через получение позитивной обратной связи и поддержки от группы, обучение конструктивным способам выхода из конфликтных ситуаций.

«Мой мир» -  установление и регулирование межличностных отношений в детской среде. Построение оптимальных взаимоотношений: учитель - ученик, родители - ученик, ученик – ученик. Помощь обучающимся в установлении отношений с окружающими людьми, социумом, содействие установлению и поддержанию благоприятного психологического климата коллектива.

«Моя семья» - организация совместного досуга родителей и детей через совместные де­ла. Организация и осуществление связи поколений. Изучение прав и обязанностей ребенка в семье.

«Мой край родной» - экологическое воспитание школьников, природоохранная деятельность, организация мероприятий, ориентированных на защиту природы от техногенных катастроф. Организация туристско-краеведческой и поисковой работы.

«Моя гражданская позиция» - воспитание гражданственности и  патриотизма через знакомство с историей государственной символики страны, историей своей семьи, своего города, своего края. Развитие  общественной активности учащихся, воспитание сознательного отношения к народному достоянию.

«Здоровье» - формирование и пропаганда здорового образа жизни, рациональной организации труда и отдыха, устойчивого отрицательного отношения к вредным привычкам, участие в городских и спортивных школьных конкурсах.

«Творчество» - формирование нравственных и гражданских качеств на основе разнообразной творческой деятельности.

«Труд и забота» - реализация задач трудового воспитания, благоустройства учебного кабинета и территории школы, организация субботников и шефской трудовой помощи.

III. Механизм реализации

1. Организация коллективного творческого дела «Девять  дел года». (Рисунок 2)

2. Организация учебно-познавательной деятельности в классе.

3. Организация работы органов классного самоуправления.

4. Организация работы с родителями.

5. Организация  летнего труда и отдыха учащихся.

6. Психолого-педагогическое сопровождение.

7. Профилактика асоциального поведения.

IV. Прогнозируемые результаты

1. Повышение мотивации учащихся к познавательной деятельности и саморазвитию. (Рисунок 3)

2. Положительная динамика здоровья учащихся.

3. Повышение уровня интеллектуального развития. (Рисунок 4)

4. Улучшение психологического климата в классе. (Рисунок 5)

5. Активизация деятельности ученического самоуправления.

6. Максимальное включение родителей в учебно-воспитательный процесс.

7. Овладение учащимися всеми необходимыми знаниями, необходимыми для успешного профессионального самоопределения. (Рисунок 6)