I. Введение
Актуальность выработки новых подходов к структуре и содержанию деятельности детских и молодежных общественных объединений в образовательных и внешкольных учреждениях обосновывается необходимостью формирования позитивного социального опыта растущего человека третьего тысячелетия, его гражданского становления.
Детская и молодежная среда начала 21 века отличается недостаточностью нравственных ориентиров. Она насквозь пропитана идеологическим нигилизмом, религиозной всеядностью, неспособностью противостоять серьезным асоциальным явлениям. Во многом такое состояние среды объясняется разрушением ранее действующих особых социальных институтов пионерской и комсомольской организации и отсутствием или недостаточной сформированностью новых объединений, отвечающих как современным запросам общества, так и интересам, потребностям детей и подростков. Ведь именно в ДМОО подрастающий человек может реализовать свой индивидуальный творческий и лидерский потенциал в пространстве сегодняшней жизни, строя ее из сочетания личных интересов и общественных потребностей. Именно в ДМОО он получает возможность в разнообразной и интересной для него форме приобрести жизненный опыт, сформировать морально-нравственные убеждения и нормы поведения.
Поэтому сегодня, в современном мире с постоянно меняющимися социальными и экономическими условиями, жизненными ценностями и ориентирами, необходимо создавать условия для зарождения и возрождения ДМОО в стенах образовательных и внешкольных учреждений, способствовать расширению вариативно-программного подхода к их деятельности, при котором ребенок будет иметь возможность выбирать объединение по интересам, реализовывать любые, созвучные душе программы, проекты и творческие замыслы.
Учитывая актуальность и злободневность данной проблемы, опираясь на основные принципы и положения Закона РК «Об образовании», Концепцию формирования нового социально-экономического поведения граждан РК (1995), Концепцию формирования исторического сознания (1996), в декабре 1995 года при детско-юношеском центре «Жасулан» была создана городская детская организация «Жас-Улан», численность которой на сегодняшний день составляет около 8 тысяч детей и подростков, проживающих на территории города и района. Авторская же программа детской организации «Компас», название которой как нельзя лучше отражает её цели, призвана помочь каждому из членов организации верно определить свои жизненные ориентиры и выбрать правильное направление пути развития и гражданского становления личности.
Программа «Компас» - это программа:
Развивающая (участники программы значительно прибавят в интеллектуальном, этическом, культурном, духовном и физическом уровне);
Воспитательная (заявленная цель программы имеет сугубо воспитательное значение);
Практическая (программа позволит её участникам в реальной жизни испытать романтику приключений, ощутить радость общения со сверстниками, гордость от выполнения задания, исполненного обязательства, удовлетворение от приобретенных знаний, умений, навыков, поможет найти дело по душе, определить свое назначение и место в будущей взрослой жизни.)
Авторская (она разработана группой авторов);
Коллективная (потому что каждый, кто принимает в ней участие, становится её соавтором)
II. Цели и задачи программы
Цель: гражданское становление подрастающего поколения, развитие духовно-нравственного, художественного и творческого потенциала детей и подростков.
В результате полезной деятельности в рамках данной программы у детей с течением времени последовательно происходит изменение знаний, отношений, индивидуального и группового поведения. В соответствии с этим предусматривается решение ряда задач:
Педагогические
Изменение поведенческих характеристик отдельных детей, выявление лидеров, подготовка детского актива программы;
Изменение отношения ребенка к историческому, природному, культурному наследию своей страны и малой Родины;
Формирование активной деятельной гражданской позиции;
Выявление и развитие интеллектуальных, художественных, организаторских и творческих талантов и способностей детей;
Кадровые
Создание многоступенчатой системы деятельности по программе; системы взаимодействия различных воспитательных институтов (класс - школа - внешкольное учреждение)
Создание системы обучения взрослых руководителей и детского актива программы.
Информационные
Формирование положительного общественного мнения о программе через развертывание рекламы в средствах массовой информации;
Обеспечение возможности многостороннего обмена информацией между всеми участниками программы;
Экономические
Привлечение спонсоров для обеспечения деятельности по программе;
Создание систем стимулирования для всех участников программы.
Сроки реализации программы: 2005-2009 гг ( т.к. каждый из этапов работы по программе рассчитан на 4 года)
Участники программы: члены городской детской организации «Жас-Улан» - дети (старше 6 лет) и взрослые, независимо от их места жительства, рода занятий и состояния здоровья; учебные коллективы (классы, группы); творческие объединения по интересам, кружки, клубы и т.д
III. Содержание программы
Реализация программы развития и гражданского становления личности ребёнка осуществляется в три этапа, обусловленных возрастными особенностями детей:
«Балдырган» - рассчитан на детей 6-10 лет и предусматривает работу в одновозрастных отрядах.
«Оркен» - охватывает работой клубов, кружков, спортивных секций и различных творческих объединений по интересам детей и подростков 11-15 лет.
«Улан» - предусматривает работу с подростками, юношами и девушками 14-18 лет через различные профильные педагогические, спортивные и правовые отряды, творческие коллективы, объединения, ремонтно-строительные и учебно-производственные бригады, Советы и Школы Лидеров.
Каждый этап имеет свои цели и задачи, выдвигает определенные требования к уровню развития и сформированности личности ребенка.
Но на всех этапах развития ребенка его деятельность в рамках организации проходит по четырем основным направлениям - четырем «сторонам света», ориентирам жасулановского Компаса:
«С» (север) - сильный духом и телом;
«Ю» (юг) - юный гражданин;
«3» (запад) - знающий и умеющий;
«В» (восток) - верный идеалам дружбы и товарищества, миру своих интересов и увлечений;
«Сильный» - это направление, которое поможет ребенку стать сильным духом и крепким телом, научит быть здоровым и красивым, жить достойно.
«Юный гражданин» - научит любить свою Родину, Землю, быть верным сыном или дочерью своего народа, знать и уважать обычаи и традиции народа, законы государства, права и обязанности его граждан.
«Знающий и умеющий» - поможет многое узнать, многому научиться, найти свое место в жизни, свое настоящее дело, профессию и приносить пользу обществу и государству.
«Верный» - поможет обрести верных и надежных друзей, самому быть настоящим другом, сыном, дочерью, научит быть верным своим увлечениям, применять их во благо окружающим, интересно проводить свое свободное время, организовывать досуг.
Модель развития и гражданского становления личности ребёнка посредством программы – Приложение 3.
Успешной реализации целей и задач каждого из направлений Способствуют специальные целевые программы, включающие в себя разнообразные формы и виды деятельности детей:
«Я — гражданин Казахстана» Цель: воспитание гражданственности и казахстанского патриотизма, уважения к истории страны, ее символам, законам, людям старшего поколения, обычаям, традициям и культуре народов, населяющих республику:
Государственные праздники День Республики и День Независимости РК;
Фольклорные праздники Наурыз, Масленица, Рождество, «Старый» Новый год и т.д.;
Смотры песни и строя, конкурсы военно-патриотической песни, военно-спортивные игры;
Фестивали культур народов РК «В семье единой»;
Интеллектуальные конкурсные программы «Тагылым», «Ойлан тап» на знание истории, обычаев, традиций казахского народа;
Интеллектуальная программа «Окып туган конакта» на знание казахского языка;
Информационно-развлекательная программа для младших школьников «Дастур дангылы» на знание обычаев, традиций народов РК;
Музыкальные конкурсные программы «Домбыра дастан» и «Айтыс акынов»;
Работа семейных клубов «У очага», «Семья», «Школа бабушек» (матерей, отцов, снох и т.п.);
Работа правовых отрядов «Юный друг полиции» и клубов «Фемида»
«Земля — наш общий дом» Цель: воспитание любви и бережного отношения к миру животных и растений, красоте и богатству окружающей природы; формирование активно-деятельностнои позиции детей и подростков в борьбе за сохранение и защиту окружающей среды от загрязнения и истребления, расширение знаний в области экологии;
Работа клубов, кружков, профильных отрядов;
Экологические праздники, вечера, линейки, Дни, Недели, Декады, Месячники;
Экологические операции по очистке территории парка, улиц, дворов, школ, водоема;
Операции «Птичий домик» и «Зимняя столовая»;
Экологическая благотворительная акция «Земля - наш общий дом»;
Интеллектуальные и творческие конкурсы, выставки рисунков и поделок на экологическую тему;
Туристические походы в парк, степь, на водоем, посещение городского краеведческого музея.
«Стиль века» Цель: выявление и развитие разнообразных талантов и способностей, формирование интереса к различным видам индивидуальной и коллективной творческой деятельности, эстетическое воспитание учащихся.
Работа клубов по интересам, кружков и студий;
Конкурсная музыкальная программа «Соло+»;
Конкурс танцевальных коллективов «Балдаурен»;
Конкурс юных художников, скульпторов и дизайнеров «Художник сотворяет мир»;
Конкурсная шоу-программа «Пародист-Коктейль»;
Конкурсная театрально-юмористическая программа «Ералаш-сити», «Кулегеш», «КВН»;
Конкурсная игровая программа для младших школьников «Жасулановская кругосветка»;
Конкурсная игровая программа для старшеклассников «Любовь, любовь, любовь...»
Конкурс акробатов, жонглеров, элементы «Слабо» в игровой программе «Всяко-разно»;
Конкурсная программа юных модельеров и стилистов высокой моды клуба-театра моды «Фэнтази»;
Конкурс ведущих, чтецов и самодеятельных поэтов «Вдохновение»;
Конкурсная информационно-развлекательная программа «Вокруг света»;
Конкурсная программа знатоков своего дела различного профиля «Звездный мастер»
«Лидер» Цель: создание ситуаций успеха, развитие творчества, инициативы, повышение интеллектуального и культурного уровня детей и подростков.
Организация работы ученического самоуправления;
Работа клуба «Школа лидера»;
Работа педагогических и спортивных отрядов
Работа городских интеллектуальных клубов «Зерде»;
Работа над созданием и выпуском городского тинейджерского
журнала «Салем»
«Делай с нами» Цель: физическое развитие и совершенствование учащихся, пропаганда здорового образа жизни, популяризация спорта, спортивных и народных игр среди детей и подростков.
Соревнования, спартакиады и первенства по различным видам спорта среди учащихся;
Спортивные и народные игры, игры военно-спортивного характера;
Акции «Молодежь против наркотиков», «Бой вредным привычкам», «СПИД - это...» и т.п.
«Лето» Цель: создание условий для полноценного отдыха и оздоровления детей и подростков в летний период; физическое развитие и духовно-нравственное совершенствование личности ребенка.
Работа пришкольных и загородных оздоровительных лагерей, пришкольных и дворовых площадок, клубов по интересам;
работа профильных отрядов, УПБ и РМС бригад;
проведение летних развлекательных программ, конкурсов, концертов и праздников;
организация еженедельных выездных интеллектуально-развлекательных и спортивных программ для детей и подростков сельских школ «Солнечный экспресс»
IV. Пути реализации
Важнейшим условием, обеспечивающим наибольшую степень „ эффективности работы по реализации целей и задач перечисленных Y~ целевых программ в частности и всей программы «Компас» в целом, является система ее организации
Ни для кого не секрет, что развитие личности ребенка происходит тем интенсивнее, чем активнее процесс его взаимодействия с окружающим миром, чем большее напряжение его физических и духовных сил требуется для совместного духовного сотворчества в процессе этого взаимодействия. На наш взгляд, необходимую и достаточную степень такой активности каждому ребенку, в результате его индивидуальной и совместной деятельности в рамках программы, способна обеспечить городская детская общественная организация "Жас-Улан".
Но, в этой связи, следует обратить особое внимание на наличие двух существенных компонентов, определяющих качественный уровень данной организации: 1) четкая продуманная структурасамоуправления; 2) эффективный механизм взаимодействия и сотрудничества педагогического коллектива и актива самоуправления д/о.
Cтруктура самоуправления детской организации – Приложение 4
Высшим органом управления городской детской организации является конференция (в школе - общее школьное собрание), которая созывается не реже одного раза в год. Конференция принимает Устав, вносит в него изменения и дополнения, формирует Совет организации.
Между конференциями высшим органом организации является Совет Актива. Совет рассматривает и утверждает общий план работы организации на год, полугодие и месяц; осуществляет руководство и контроль за его реализацией на всех уровнях; обеспечивает выполнение решений Конференции, соблюдение Устава организации, прав и обязанностей ее членов.
На ежемесячных заседаниях Совета заслушиваются отчеты Президента и Министров , руководителей клубов и творческих объединений по реализации плана работы, выполнению отдельных целевых программ; рассматриваются вопросы о поощрении отличившихся членов организации и приеме в ее ряды новых .
Возглавляет городской Совет Президент организации. Президент координирует работу актива д/о, организует руководство и контроль за работой актива школ города по реализации основных направлений программы деятельности; периодически отчитывается о работе перед Советом, имеет право председательствовать на заседаниях Совета и назначать его чрезвычайные заседания, вносить предложения по организации работы Совета.
В тесной связи и под руководством Президента работают два
Вице-президента. 1-ый Вице-президент курирует работу в старшем ее звене, а 2-ой - работу в младшем и среднем звене.
Вице-президенты оказывают помощь в планировании и подготовке разнообразных дел школьным активам , осуществляют руководство и контроль за их работой; принимают участие в планировании, подготовке и проведении Учебы Актива ; координируют вопросы приема в ряды новых членов.
Работой Правительства руководит Премьер-министр, основная задача которого организовать слаженную и бесперебойную работу всех министерств и ведомств.
Премьер-министр принимает участие в планировании, подготовке и проведении Учебы Актива, выносит на обсуждение Совета отчеты о работе отдельных министерств, вопросы поощрения активных членов организации и отстранения от должности членов Правительства, не справляющихся со своими обязанностями.
Министры обеспечивают работу по реализации целей и задач основных направлений деятельности в рамках своего министерства.
Министерство здравоохранения и спорта организует и контролирует работу по пропаганде здорового образа жизни среди школьников.
Обеспечивает активное участие учащихся школ города в подготовке и сдаче президентских тестов.
Курирует вопросы по выполнению в школах санитарно-гигиенических норм и требований, работу школьных санитарных постов и служб.
Организует работу по вовлечению учащихся в спортивные клубы, секции и кружки.
Организует проведение «Малых олимпийских игр», спартакиад, соревнований и спортивных игр.
Министерство Культуры организует и контролирует работу по развитию художественных и творческих способностей учащихся.
Организует культурно-развлекательные программы для учащихся школ города и села.
Cпособствует созданию разнообразных клубов по интересам и творческих объединений учащихся; организует всевозможные художественные и творческие конкурсы, выставки, вечера и Дни; планирует и проводит работу, направленную на знакомство с культурным наследием казахского народа и народов, населяющих Республику Казахстан.
Министерство образования и науки координирует работу актива школ по формированию положительной мотивации и ответственного отношения к учебе, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов учащихся.
Курирует работу НОУ.
Пропагандирует работу городских интеллектуальных клубов и обществ среди учащихся школ.
Организует проведение всевозможных интеллектуальных игр и конкурсов, тематических вечеров, читательских конференций, литературных гостиных и салонов.
Координирует работу ученического Совета Консультантов для оказания помощи отстающим в учёбе по основным учебным дисциплинам.
Министерство внешней и внутренней политики осуществляет связь с органами охраны правопорядка, общественными и культурными центрами, СМИ и представителями городской администрации через комитет внутренней политики городского акимата.
Координирует работу по воспитанию уважения к государственным символам, Конституции, Президенту, правительству РК.
Обеспечивает контроль за соблюдением Устава, Законов, прав и обязанностей членов городской детской организации на всех ее уровнях.
Организует и контролирует работу городских штабов и школьных отрядов "Забота", "Тимуровец", "Неотложка" по оказанию помощи ветеранам ВОВ, Афганистана и труда, инвалидам, одиноким больным и престарелым людям.
Планирует и организует всевозможные благотворительные акции и марафоны в поддержку многодетных и малообеспеченных семей, детей-сирот и инвалидов.
Контролирует работу профильных отрядов "Юный друг полиции" по охране общественного порядка и с учащимися группы риска, состоящими на различных видах контроля и учета в школах и городе.
Координирует работу клубов "Фемида", "Правовед" по организации правового всеобуча среди учащихся, учителей и родителей в школах города и села.
Координирует работу органов городской и школьной печати, школьных и городских информационных стендов.
Организует и контролирует работу по пропаганде здорового образа жизни через проведение всевозможных рейдов, манифестаций и акций протеста против курения, алкоголизма и наркомании, СПИДа ит.д.
Министерство хозяйства и финансов ведет активный поиск фронта работ для экономической и трудовой деятельности в рамках организации:
Контролирует и организует проведение различных "Трудовых десантов" школьников по уборке городского парка, благоустройству территории микрорайона, школы.
Контролирует работу школ по организации субботников, генеральных уборок, рейдов по сохранности школьного имущества.
Планирует и организует проведение платных городских и школьных мероприятий (вечеров отдыха, Дней клубов, Кафе Именинников, концертов и т.д.).
Контролирует работу в школах по оказанию платных услуг для школьников и населения города и села (пошив одежды и постельного белья, изготовление деревянной кухонной утвари и т.д.)
Координаторы городской программы «Компас» и отдельных целевых программ обеспечивают работу по реализации их целей и задач в рамках своего направления. Совместно с членами Советов клубов, кружков, спортивных ( секций и различных объединений по интересам планируют, организуют подготовку и проведение мероприятий в рамках программы, разрабатывают методические рекомендации и положения по их проведению на всех этапах, отслеживают мониторинг участия в них учащихся отдельных школ (классов), анализируют результаты, подводят итоги.
Советы клубов, кружков, спортивных секций и различных творческих объединений планируют работу по своему направлению, координируют и анализируют деятельность по её подготовке и проведению в рамках клуба, кружка, секции. Совместно с Координаторами программ планируют, организуют подготовку и проведение мероприятий в рамках программы, разрабатывают методические рекомендации и положения по их проведению на всех этапах.
Механизм самоуправления деятельностью детей и подростков в рамках детской организации «Жас-Улан» на городском и школьном уровнях практически одинаков. Некоторые отличительные особенности возникают лишь в структуре самоуправления на уровне одновозрастного или разновозрастного отряда (класса, клуба, творческого, спортивного или иного объединения), где его аппарат значительно сокращается, оставляя в своем составе лишь Президента и помощников по каждому из четырёх направлений «Компаса», которые совместно с первичным коллективом осуществляют планирование, а затем координируют его деятельность по подготовке и проведению конкретных мероприятий в рамках программы.
Создание эффективного механизма взаимодействия и сотрудничества между детьми и подростками с одной стороны и взрослыми участниками программы с другой, необходимо обозначить как второй, но не менее важный компонент, обеспечивающий качественный уровень деятельности организации.
Сегодня, как и несколько десятков лет тому назад, среди важнейших параметров оценки деятельности педагога, выделяется в особую группу её результативность в развитии гражданственности, общественной активности, самостоятельности и инициативы учащихся. А детская организация сегодня, в чем мы абсолютно уверены, является той реальной потенциальной силой, на которую педагоги могут опереться в решении названных задач.
Однако, воспитательный потенциал детской организации может быть полностью реализован лишь при педагогически грамотном построении процесса работы. Поэтому, не являясь непосредственными руководителями организации, педагоги должны выступить сегодня её ближайшими советчиками, друзьями.
Сотрудничество же педагогов и должно принимать особую форму - форму совместного воздействия на детей и подростков. Важно при этом рассматривать педагогический коллектив и как звенья одной системы, которые не могут действовать независимо и обособленно друг от друга, что в свою очередь усиливает необходимость в согласовании и координации их воспитательных воздействий. Это поможет избежать дублирования, перенасыщения ребенка однотипными влияниями, сдерживающими его развитие, обедняющими формирующуюся личность.
Основным связующим звеном между педагогическим коллективом и детской организацией призваны стать педагоги-организаторы деятельности детской организации и общественных объединений, функции которых в школе аналогичны функциям ранее существовавших старших вожатых, а также ученический актив и профильные педагогические отряды из числа учащихся 8-11 классов школы. Таким образом, механизм взаимодействия и сотрудничества педагогического коллектива и д/о в школе можно представить в виде замкнутой системы взаимосвязанных структурных компонентов (см. Приложение 5).
Взаимосвязь же общего и специфического в педагогическом воздействии компонентов этой системы на личность ребёнка определяет конкретные формы сотрудничества между ними:
Взаимная информация, согласование и координация воспитательных усилий.
Совместная деятельность.
Взаимное дополнение, обогащение, компенсация воспитательной деятельности друг друга.
Взаимная опора на те воспитательные результаты, которые достигаются усилиями одной из сторон.
Взаимопомощь в выполнении присущих им функций.
Кроме того, следует выделить 6 основных функций взаимодействия и сотрудничества, реализуемых посредством данного механизма, и способствующих повышению воспитательного потенциала каждого из структурных компонентов системы:
- Идейно-воспитательная.
- Обучающая.
- Стимулирование активности.
- Педагогическая коррекция.
- Организаторская.
- Диагностическая.
Идейно-воспитательная функция предусматривает трансформацию важнейших задач, выдвинутых Президентом и Правительством Республики Казахстан, в задачи воспитания детей и подростков и задачи деятельности детской организации. Ею предусматривается также оказание помощи членам в создании общественной направленности организации, в накоплении опыта общественно-полезных действий.
Обучающая функция сотрудничества предполагает создание эффективных условий для овладения детьми и подростками опытом общественно-полезной и организаторской деятельности через организацию теоретического и практического обучения выборного актива , проведение конкретного анализа деятельности в отряде, школе, выявляющего наиболее успешные действия и типичные недочеты.
Содержание функции педагогического стимулирования активности детей и подростков сводится к целесообразному отбору и введению в процесс работы тех стимулов, которые имеют общественно значимый характер, идейно-нравственную направленность и соответствуют их возрасту, опыту, идейно-нравственной зрелости коллектива. Задача учителя как профессионального воспитателя -обеспечить педагогически правильный выбор стимулов. Введение же их в жизнь отряда осуществляется при активной деятельности педагогов-организаторов, вожатых, органов самоуправления организации.
Необходимость функции педагогической коррекции связана с преодолением возникающих противоречий, которые чаще всего обусловлены переходом членов организации от одной внутривозрастной ступени к другой, рассогласованностью между уровнем их возможностей и содержанием деятельности, в которую они включены в данный момент, несоответствием выполняемого поручения и устремлений ребёнка, неудовлетворенностью общественной значимостью поручения или трением и конфликтами во взаимоотношениях в коллективе.
Содержание педагогической коррекции в каждом из возникающих противоречий должно быть конкретным. Это и помощь совету отряда, вожатому, члену актива в осуществлении большей подвижности, сменности поручений, что позволяет жасулановцам активнее «пробовать себя», и поддержка упавшего духом, и более тонкий учет возможностей подростков, и беседа с родителями, с коллективом отряда и т.п. особенность же педагогической коррекции в рамках состоит прежде всего в том, что разрешение тех или иных противоречий не осуществляется учителем как единоличный педагогический акт. Педагог фиксирует наличие противоречия, выявляет его причины, намечает наиболее благоприятный способ его разрешения. Однако разрешается оно в деятельности органов самоуправления , вожатых, через общественное мнение детского коллектива.
Организаторская функция в детском коллективе в наибольшей степени является прерогативой педагогов-оганизаторов и вожатых. Педагоги же должны стремиться участвовать в организации жасулановских дел, особенно в отрядах малышей-балдыргановцев, но их деятельность не может приобретать характер индивидуальной организаторской активности, а должна являться составной частью коллективной организаторской работы, осуществляемой вместе с вожатыми, органами актива самоуправления. Педагог может включиться в процесс планирования, участвовать в организации дела, его оценке. Но делать это он должен ненавязчиво, постоянно подчеркивая уважение к органам самоуправления, вожатому, стараясь не опережать решение жасулановцев, не подавлять их собственным опытом, а при необходимости лишь тактично корректировать его.
Другая специфическая особенность организаторской функции учителя состоит в объекте его активности. Педагог должен выступать непосредственным организатором для тех, кто является другом и помощником в работе. Организаторская активность учителя в данном случае должна быть направлена на выявление и развитие воспитательного потенциала его коллег, других членов педагогического коллектива, родителей, представителей общественности и государственных структур. Для отрядных вожатых, а тем более для самих жасулановцев такая функция весьма затруднительна.
Успех воспитательной деятельности в значительной степени зависит от того, насколько полно и регулярно учитывается уровень развития детского коллектива и отдельных его членов. Осуществлять такой учет, целенаправленно использовать данные об уровне воспитанности отдельного отряда педагог-организатор и вожатый может только в самом тесном сотрудничестве с классным руководителем, коллективом педагогов, работающих в классе. Это обусловливает значимость диагностической функции учителя, педагога-организатора и вожатого. Её содержанием является совместная оценка педагогом и вожатым, а при их помощи и активом, членами отряда, школы, своей работы.
Ориентирами для накопления знаний об отряде, о членах могут стать 3 основных критерия развития детского коллектива: понимание детьми цели деятельности ; общественная направленность деятельности отряда; характер взаимоотношений детей в коллективе в процессе их совместной работы; уровень овладения жасулановцами способами самоорганизации, развитие самодеятельности и инициативы в жасулановском коллективе.
Следует иметь в виду, что информацией, позволяющей конкретно раскрыть каждый из названных критериев, владеют в той или иной степени все учителя, работники школы. Поэтому педагогу-организатору, вожатому важно определить способ её получения от них, продумать формы её совместного анализа и обобщения.
В заключение необходимо отметить, что все рассмотренные выше функции механизма взаимодействия и сотрудничества педколлектива и связаны между собой и в реальном процессе имеет место их взаимопроникновение, переход от одной в другую.
V. Предполагаемые результаты
«Балдырган» - первый этап программы, который рассчитан на мальчика или девочку 6-10 лет. В результате организованной деятельности по реализации целей и задач основных направлений программы "Компас" у детей постепенно формируются определенные качества, умения, знания и навыки, проявление которых можно наблюдать в изменении как их индивидуального, так и группового поведения: Балдырган - Сильный: соблюдает режим дня, правила личной гигиены; по утрам делает зарядку; занимается спортом; всегда аккуратен, подтянут, вежлив; живет со всеми дружно, не ссорится; оптимист, никогда не унывает.
Балдырган - Юный Гражданин: примерный сын (дочь) своих родителей, никогда не приносит огорчения своей семье, близким; бережет честь своей семьи, городится трудовыми успехами родителей, близких; учится соблюдать хорошие семейные традиции; старается овладеть родным языком, правилами хорошего тона; приобщается к культуре, традициям, истории своего народа, Родины; участвует в народных праздниках; любит читать, рисовать, рассказывать народные сказки, легенды, песни, пословицы, поговорки; любит играть в народные игры, петь народные песни; заботится о благоустройстве своего двора, улицы; знает и соблюдает правила поведения в школе, на дороге, в общественных местах.
Балдырган - Верный: старается быть надежным и верным другом; Уважает старших, заботится о младших, слабых; Любит и бережет природу, животных, птиц; Никогда не совершает плохих поступков, всегда честен и правдив; Не боится трудностей, всегда готов прийти на помощь товарищу; Дружит с детьми и взрослыми разных национальностей; Коллекционирует значки, фантики, наклейки, марки и т. п., Любит читать, посещает библиотеку; любит смотреть детские фильмы, спектакли, передачи, рассуждать о их содержании; любит полезно и интересно проводить свободное время.
Балдырган - Знающий и умеющий: примерный ученик в школе, старается успевать по всем предметам; узнает много нового, интересного из книг, журналов, газет, прогулок, поездок с родителями; умеет рассказать о прочитанном и увиденном своим друзьям; знает много стихов, песен, рассказов. Обслуживает себя сам: аккуратно убирает свою постель, содержит в полном порядке все свои вещи, накрывает на стол, убирает и моет посуду; умеет мастерить игрушки, сделать мелкий ремонт одежды, старых книг, оказать помощь в уборке квартиры; узнает о существовании многих важных и интересных профессий из рассказов взрослых, книг; пробует свои силы, способности в различных видах деятельности, в различных профессиях (играя в игры); знакомится с профессией своих родителей, близких; гордится их профессиональным мастерством; Мечтает о своей будущей профессии.
«Өркен» - второй этап программы, также расчитанный на четыре года. Его осваивают подростки 10-14 лет. Успешно справившись с первым этапом программы, они уже прекрасно знают свои способности и возможности, умеют управлять эмоциями, характером, стремятся развивать свою личность в нужном направлении. Каждый готов к настоящим делам, свершениям, уверен в себе, стремится передать свой опыт и знания младшим ребятам.
Өркен — сильный. Он осознает себя частичкой Природы, Вселенной, поэтому старается жить в мире и согласии с природой. Он понимает, что в здоровом теле - здоровый дух и источник красоты, поэтому, заботится о своем здоровье: закаляется, занимается физической культурой, соблюдает режим дня, питания; проявляет заботу о здоровье окружающих, избегает вредных привычек сам и предупреждает их появление у своих друзей, близких. Стремится сохранить добропорядочные отношения со всеми окружающими, избегает конфликтных ситуаций, ссор, драк, крика, будучи твердо убежден, что уныние, страх, злоба, ненависть и зависть разрушают красоту, гармонию человеческой жизни. Умеет анализировать свои поступки, осознавать ошибки, исправлять их своевременно. Стремится сделать счастливыми окружающих, в первую очередь обездоленных, слабых, малышей, стариков, родителей. Всегда сохраняет присутствие духа, бодрость, оптимизм.
Өркен - Юный Гражданин: верный сын своего народа, своей земли, страны, Родины. Овладевает культурой, традициями своего народа. Проявляет живой интерес к истории своего народа, родного края, страны, земной цивилизации. Участвует в движении следопытов,посещает краеведческие музеии, выставки народного творчества. Может провести экскурсию по родному городу, селу рассказать о его достопримечательностях, известных людях. Гордится биографией героев-земляков, лучших людей города, села, ярких представителей своего народа. Интересуется экономикой родного края, участвует в движении за экономию и бережливость. Участвует в благоустройстве своего города, в движении «Зеленый наряд Отчизны», и т.д. Готовится стать достойным гражданином своего Отечества: гордится и бережно относится к государственному флагу, гербу, гимну; учится выполнять все ритуалы, связанные с государственными символами. Ориентируется в политических событиях, интересуется общественной жизнью республики, области, города. Участвует в подготовке и проведении народных праздников, гуляний, соблюдая обычаи, традиции, обряды церемониалы. Интересуется и охотно изучает обычаи, традиции и культуру разных народов, населяющих Республику Казахстан. Изучает родословную своей семьи по народной традиции до «седьмого колена»; знает о своих правах и обязанностях в семье и обществе, дорожит ими, уважает их, учится пользоваться ими, не злоупотребляя, сохраняя чувство собственного достоинства и не ущемляя права других.
Өркен - Верный: овладевает широким спектром общения с людьми: культурой речи, письма, иностранными языками. Верен своему слову, подтверждает его своими делами, поступками. Всегда помнит о своих друзьях, поддерживает с ними взаимоотношения, дорожит дружбой. Не способен нанести оскорбление, обиду своим друзьям, причинить им боль. Продолжает заниматься своим самосовершенствованием, разработкой и выполнением программы самовоспитания. Доказывает силу своего характера, воли, выдержки, устраняясь от вредных привычек: курения, сквернословия, сплетен, грубости; стремится любить и быть любимым; участвует в творческих играх, конкурсах, турнирах; развивает в себе чувство меры, вкус.
Өркен - Знающий и умеющий: сознательно овладевает основами наук в школе, понимая, что знания - сила, настоящее богатство человека; стремится расширить свой кругозор; заботится о культуре умственного труда; знает особенности своего характера, свои возможности и способности, много работает над собой, своими чувствами, эмоциями, поступками; задумывается всерьез о своей профессии, прислушивается к советам старших, специалистов-консультантов; посещает кружки, факультативы, клубы, углубляя свои знания о будущей профессии, пробуя свои силы в специальных видах деятельности; следит за собой, зная, что внешний вид (прическа, одежда, обувь, выражение лица) - визитная карточка человека; старается быть умелым в разных видах деятельности: физической, интеллектуальной, духовной, прекрасно владеет навыками обслуживающего труда.
«Улан» - третий этап программы, рассчитанный на самых старших школьников 14-17 летних юношей и девушек. Это самый ответственный этап. Путь вожатого, старшего друга, надежного товарища жасулановцам, идущим дорогами «Балдырган» и «Өркен». Путь гражданского становления юноши и девушки. Прямая дорога к жизненному самоутверждению.
Улан - Сильный: знает особенности своего организма, учится управлять своим физическим состоянием, владеет собой; всегда бодр, весел, никогда не теряет самообладания; живет законами красоты и гармонии, ведет здоровый образ жизни, пропагандирует его среди младших и сверстников; никогда не поступится своей совестью, общечеловеческими ценностями; вселяет дух оптимизма и альтруизма в своих воспитанников; владеет ключами своего счастья, старается сделать счастливыми окружающих его людей.
Улан - Юный Гражданин: достойный сын (дочь) своего народа, страны; хранитель народных традиций, культуры; приобщается к богатствам общечеловеческих ценностей, мировой культуре; изучает историю своего народа, земной цивилизации, учится анализировать ее уроки; хорошо знает историю своего родного края; охраняет памятники истории, культуры; создатель и хранитель школьного музея; организатор работы по благоустройству города, села, различных трудовых акций; владеет информацией по экологическому состоянию своей Родины, ее природных богатств; интересуется экономикой, развитием рыночных отношений в республике, области, городе; интересуется политическими событиями, общественной жизнью республики, своего края; заботится о развитии политического кругозора, общественной активности своих младших товарищей, друзей; знает конституционные права и обязанности гражданина РК, чтит и уважает их, стремится свято их соблюдать; дорожит своими сыновними (дочерними) правами и обязанностями, добросовестно выполняет их, принимает эстафету хранителя (хранительницы) домашнего очага.
Улан - Верный: владеет культурой общения, радует друзей своей открытостью, добродушием, доброжелательностью; настоящий друг, никогда не теряет чувства собственного достоинства; дорожит своими взаимоотношениями с окружающими, щедро дарит радость своим друзьям, окружает заботой старших, малышей, слабых, обездоленных; интернационалист, гордится своей дружбой с ребятами, юношами и девушками других национальностей; дорожит дружбой с близким, любимым человеком, всячески оберегает свою любовь, сохраняя чувство собственного достоинства; верен своему слову, всегда подтверждая его своими красивыми делами; идет в ногу с модой, сохраняя чувство меры и красоты; имеет хобби; приобщает к предмету своего увлечения младших товарищей, друзей, овладевает секретами вожатского мастерства; полезно, интересно и разнообразно проводит свое свободное время, заботится о полноценном отдыхе младших товарищей, друзей. Ищет свое место в жизни, занят выбором своей профессии, своего настоящего дела; вырабатывает в себе качества, необходимые в профессиональном деле; посещает профессиональные клубы, факультативы, различные подготовительные учебные заведения; приобщает к удивительному миру профессий, к различным видам человеческой деятельности своих младших товарищей, выступая в роли наставника.
Улан - Знающий и умеющий: стремится окончить школу с хорошими результатами; постоянно расширяет свой кругозор, обогащает свои знания информацией из различных сфер человеческих знаний; умеет работать с различными словарями справочниками; изучает историю религий. Овладевает технологией деловых отношений этикой, эстетикой; знает основы бизнеса, маркетинга, менеджемента. Владеет различными видами человеческой деятельности, культурой труда. Хороший организатор.
VI. Заключение
Формы и виды деятельности детей, нацеленные на реализацию основных направлений программы "Компас», могут быть самыми разнообразными и зависят от интересов и желания ее участников и организаторов.
Как программа в целом, так и все ее составляющие компоненты в частности, рассчитаны на педагогов-руководителей и организаторов, работающих творчески.
Программа «Компас» - лишь схема, дающая возможность творить, выдумывать и пробовать в предложенных направлениях. Чем больше выдумки, фантазии, творчества и инициативы в нее будет вложено, тем ярче и поразительнее должен быть результат. В этом заключен смысл и основная идея программы детской организации.
Приложения
Приложение 1 - УСТАВ Д/О «ЖАС-УЛАН»
Приложение 2 - Положение о проведении смотра-конкурса "Лучший штаб детской организации "Жас-Улан" в школе"
Список используемой литературы
1. Конституция Республики Казахстан (1995г);
2. Закон РК "Об Образовании" (2000т);
3. Комплексная программа воспитания в организациях образования Республики Казахстан (2000г);
4. Концепция формирования нового социально-экономического поведения Граждан РК (1995г);
5. Концепция формирования исторического сознания (1996г);
6. Региональная комплексная программа воспитания в учреждениях образования Костанайской области (2000г);
7. Городская комплексная программа воспитания в учреждениях образования города Аркалыка (2000г);
8. X. Программа областного департамента образования «Досуг»,
9. «Эстетическое воспитание учащихся» (2000 г); 9. "Идеи и подсказки, а также советы и рекомендации" сборник материалов в помощь организаторам внеклассной и внешкольной деятельности детей и подростков, Томск (1999 г.).