Цели урока:
- Обобщить, углубить, закрепить представление об антонимах.
- Содействовать развитию умения у учащихся применять антонимы; использовать их в устной и письменной речи; находить антонимы в тексте; сравнивать антонимы и синонимы.
- Создать условия для обогащения словарного запаса; для расширения кругозора; развития логического мышления и внимания; умения работать в группе.
1. Организационный момент.
2. Сообщение темы и целей урока.
- Обратите внимание на эпиграф нашего урока: “Ученье – свет, а неученье – тьма”. Прочитайте его. К какому литературному жанру относится эпиграф? (Пословица). Объясните значение пословицы. Ученье - назовите противоположное по значению слово (неученье), свет – назовите противоположное по значению слово (тьма). Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока. (Антонимы).
- Итак, сегодня на уроке мы обобщим, углубим и закрепим знания об антонимах; будем учиться находить антонимы в разных видах текстов и применять их.
- Что же такое антонимы? (Ответы учащихся)
3. Постановка проблемного вопроса.
- В конце урока вы должны будете ответить на вопрос: “Почему мы употребляем в речи антонимы?”
4. Формирование навыков нахождения антонимов. Работа в парах.
- Старая пословица недаром молвится. “Без углов дом не строится, без пословицы речь не молвится”, - в этом мудром изречении заключён вековой опыт народной жизни. В пословицах и поговорках часто встречаются антонимы.
- Возьмите карточки. Прочитайте задание.
Карточка.
Прочитайте. Объясните смысл пословиц. Спишите, найдите и подчеркните антонимы.
Знай больше, говори меньше. Не бойся врага умного, бойся друга глупого. Лучшая вещь - новая, лучший друг – старый. Лучше горькая правда, чем сладкая ложь.
Обсуждение ответов.
5. Создание проблемной ситуации.
- На доске записаны пары слов. Я считаю, что это антонимы. Права я или нет? Докажите.
День – ночной.
Добрый – зло.
Работать – отдых
(Не являются антонимами. Так как антонимы – это разные по звучанию слова, противоположные по значению, которые отвечают на один и тот же вопрос и являются одной частью речи)
- А какими частями речи могут быть антонимы? (Имя существительное, имя прилагательное, глагол)
- Расположите пары антонимов по частям речи. (На доске прикреплены 3 больших конверта с обозначением части речи и карточки с антонимичными парами)
Холод – жара
Худой – толстый
Хвалить – ругать
Белый – чёрный
Плюс – минус
Одевать – раздевать
6. Домашнее задание.
- Ребята, дома вы будете выполнять аналогичное задание. Упражнение 5 на странице 60. (Задание задаю в этот момент, так как оно аналогичное, а в конце урока обычно не хватает времени для пояснений)
7. Задания по разным уровням сложности. Обогащение словарного запаса учащихся. Самостоятельная работа. Самоконтроль. Самооценка.
- А сейчас самостоятельная работа. Несколько человек будут выполнять упражнение в учебнике, а остальные работать по карточкам. После окончания работы, каждый из вас сам себя проверит и оценит, сложив мозаику с правильными ответами.
Первый текст сначала читает учитель. Проводится словарная работа.
- В тексте встречается выражение “кучевые облака”. Как вы понимаете лексическое значение этих слов? Обратимся к толковому словарю С.И. Ожегова и проверим.
1. Замени выделенные слова антонимами. Спиши текст. С помощью мозаики проверь и оцени себя.
Гроза
Летний день невыносимо душен. Тяжёлые кучевые облака клубятся и клубятся. Вот они превратились уже в белые тучи, закрыли и голубое небо, и ясное солнце. Вдруг с неба стали капать крупные редкие капли. Началась зимняя гроза.
2. По учебнику с.58 упражнение 1. Поиск антонимов в предложенном ряду слов.
Выборочная проверка.
8. Физкультминутка.
9. Подбор антонимов к разным значениям многозначного слова. Разноуровневая работа в группах.
- Скажите, ребята, все ли слова имеют антонимы? (Нет)
- Приведите примеры таких слов. (Нога, корова, Маша)
- А может одно слово иметь несколько антонимов? ( а)
- Правильно. В определении словосочетания одно и то же слово может иметь несколько антонимов.
Например:
острый нож – тупой нож
острый соус – сладкий соус
- Подберите антонимы к словосочетаниям. Запишите пары.
1 группа.
Лёгкий чемодан - …(тяжёлый)
Лёгкая задача - … (трудная)
Лёгкий мороз - … (сильный)
2 группа.
Свежий огурец - …(солёный)
Свежий хлеб - … (чёрствый)
Свежая газета - … (старая)
3 группа.
Мелкий почерк - … (крупный)
Мелкий дождь - … (проливной)
Мелкое озеро - … (глубокое)
4 группа.
Сладкое яблоко - … (кислое)
Сладкое лекарство - … (горькое)
Сладкий сон - … (плохой)
5 группа.
Старый человек - … (молодой)
Старый учебник - … (новый)
Старый друг -… (неверный)
6 группа.
Красивый человек - … (некрасивый)
Красивое платье - … (ужасное)
Красивый портрет - … (безобразный)
Фронтальная проверка задания. Отвечает один представитель группы.
10. Использование антонимов в различных произведениях.
- Там, где говорится о противоположных предметах, признаках, действиях используются антонимы. Они есть и в стихах, и в загадках, и в сказках, и в баснях.
- Отгадайте загадки и назовите антонимы.
1) Белый зайчик прыгает
По чёрному полю. (Мел и школьная доска)
2) Днём спит,
Ночью летает,
И прохожих пугает. (Сова)
3) Бывает он в холод,
Бывает он в зной.
Бывает он добрый,
Бывает он злой.
В открытые окна
Нежданно влетит.
То что-то зашепчет,
То вновь загудит.
Притихнет, умчится,
Примчится опять.
То вздумает по морю
Волны гонять. (Ветер)
- Всё в мире познаётся в сравнении. А может ли быть один и тот же человек и хорошим, и плохим? Послушайте инсценировку стихотворения В. Орлова “Спор”.
Жила плохая девочка,
Она была хорошая,
Она была хорошая,
Хотя была плохая.
- Ну да!
Вот это выдумки!
- Ха-ха!
Вот это выдумки!
Не может быть хорошая,
Когда она плохая!
- И ничего не выдумки,
Она была хорошая!
- И ничего не выдумки!
Она была плохая!
Она была хорошая,
Когда была послушная,
Когда она не слушалась,
Она была плохая.
- Как видите, один и тот же человек может быть и хорошим, и плохим. О человеке судят по его делам.
- Прочитайте и закончите предложение: “ Буду делать …, и не буду …” (В.Маяковский)
- Мне бы очень хотелось, чтобы вы делали только хорошее.
11. (Дополнительно). Наблюдение за различием синонимов и антонимов. Работа по учебнику с.59 упражнение 3. Выполняется фронтально, устно.
Уточнение: пара радость – восхищение не является ни синонимами, ни антонимами. Следует проанализировать: можно испытывать восхищение от встречи с другом? Когда мы восхищаемся?
12. Ответы на проблемные вопросы. Итог урока.
- Вернёмся к началу нашего урока и ответим на проблемный вопрос.
- Как вы думаете, почему в речи мы употребляем антонимы?
(Антонимы помогают выразить свою мысль более выразительно, красиво, обогащают наш язык. Используются в пословицах, загадках, сказках, баснях)
Учитель подводит итог вышесказанному детьми.
- Там, где говорится о противоположных предметах, состояниях, явлениях природы, деятельности человека мы употребляем антонимы.
13. Оценивание учащихся. Комментарии.
14. Рефлексия урока через настроение.
- Покажите своё настроение, раскрасив одного из пушистиков. Прокомментируйте.