Урок русского языка во 2-м классе по теме "Слова с противоположным значением. Антонимы"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  1. Обобщить, углубить, закрепить представление об антонимах.
  2. Содействовать развитию умения у учащихся применять антонимы; использовать их в устной и письменной речи; находить антонимы в тексте; сравнивать антонимы и синонимы.
  3. Создать условия для обогащения словарного запаса; для расширения кругозора; развития логического мышления и внимания; умения работать в группе.

1. Организационный момент.

2. Сообщение темы и целей урока.

- Обратите внимание на эпиграф нашего урока: “Ученье – свет, а неученье – тьма”. Прочитайте его. К какому литературному жанру относится эпиграф? (Пословица). Объясните значение пословицы. Ученье - назовите противоположное по значению слово (неученье), свет – назовите противоположное по значению слово (тьма). Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока. (Антонимы).

- Итак, сегодня на уроке мы обобщим, углубим и закрепим знания об антонимах; будем учиться находить антонимы в разных видах текстов и применять их.

- Что же такое антонимы? (Ответы учащихся)

3. Постановка проблемного вопроса.

- В конце урока вы должны будете ответить на вопрос: “Почему мы употребляем в речи антонимы?”

4. Формирование навыков нахождения антонимов. Работа в парах.

- Старая пословица недаром молвится. “Без углов дом не строится, без пословицы речь не молвится”, - в этом мудром изречении заключён вековой опыт народной жизни. В пословицах и поговорках часто встречаются антонимы.

- Возьмите карточки. Прочитайте задание.

Карточка.

Прочитайте. Объясните смысл пословиц. Спишите, найдите и подчеркните антонимы.

Знай больше, говори меньше. Не бойся врага умного, бойся друга глупого. Лучшая вещь - новая, лучший друг – старый. Лучше горькая правда, чем сладкая ложь.

Обсуждение ответов.

5. Создание проблемной ситуации.

- На доске записаны пары слов. Я считаю, что это антонимы. Права я или нет? Докажите.

День – ночной.

Добрый – зло.

Работать – отдых

(Не являются антонимами. Так как антонимы – это разные по звучанию слова, противоположные по значению, которые отвечают на один и тот же вопрос и являются одной частью речи)

- А какими частями речи могут быть антонимы? (Имя существительное, имя прилагательное, глагол)

- Расположите пары антонимов по частям речи. (На доске прикреплены 3 больших конверта с обозначением части речи и карточки с антонимичными парами)

Холод – жара

Худой – толстый

Хвалить – ругать

Белый – чёрный

Плюс – минус

Одевать – раздевать

6. Домашнее задание.

- Ребята, дома вы будете выполнять аналогичное задание. Упражнение 5 на странице 60. (Задание задаю в этот момент, так как оно аналогичное, а в конце урока обычно не хватает времени для пояснений)

7. Задания по разным уровням сложности. Обогащение словарного запаса учащихся. Самостоятельная работа. Самоконтроль. Самооценка.

- А сейчас самостоятельная работа. Несколько человек будут выполнять упражнение в учебнике, а остальные работать по карточкам. После окончания работы, каждый из вас сам себя проверит и оценит, сложив мозаику с правильными ответами.

Первый текст сначала читает учитель. Проводится словарная работа.

- В тексте встречается выражение “кучевые облака”. Как вы понимаете лексическое значение этих слов? Обратимся к толковому словарю С.И. Ожегова и проверим.

1. Замени выделенные слова антонимами. Спиши текст. С помощью мозаики проверь и оцени себя.

    Гроза

    Летний день невыносимо душен. Тяжёлые кучевые облака клубятся и клубятся. Вот они превратились уже в белые тучи, закрыли и голубое небо, и ясное солнце. Вдруг с неба стали капать крупные редкие капли. Началась зимняя гроза.

2. По учебнику с.58 упражнение 1. Поиск антонимов в предложенном ряду слов.

Выборочная проверка.

8. Физкультминутка.

9. Подбор антонимов к разным значениям многозначного слова. Разноуровневая работа в группах.

- Скажите, ребята, все ли слова имеют антонимы? (Нет)

- Приведите примеры таких слов. (Нога, корова, Маша)

- А может одно слово иметь несколько антонимов? ( а)

- Правильно. В определении словосочетания одно и то же слово может иметь несколько антонимов.

Например:

острый нож – тупой нож

острый соус – сладкий соус

- Подберите антонимы к словосочетаниям. Запишите пары.

1 группа.

Лёгкий чемодан - …(тяжёлый)

Лёгкая задача - … (трудная)

Лёгкий мороз - … (сильный)

2 группа.

Свежий огурец - …(солёный)

Свежий хлеб - … (чёрствый)

Свежая газета - … (старая)

3 группа.

Мелкий почерк - … (крупный)

Мелкий дождь - … (проливной)

Мелкое озеро - … (глубокое)

4 группа.

Сладкое яблоко - … (кислое)

Сладкое лекарство - … (горькое)

Сладкий сон - … (плохой)

5 группа.

Старый человек - … (молодой)

Старый учебник - … (новый)

Старый друг -… (неверный)

6 группа.

Красивый человек - … (некрасивый)

Красивое платье - … (ужасное)

Красивый портрет - … (безобразный)

Фронтальная проверка задания. Отвечает один представитель группы.

10. Использование антонимов в различных произведениях.

- Там, где говорится о противоположных предметах, признаках, действиях используются антонимы. Они есть и в стихах, и в загадках, и в сказках, и в баснях.

- Отгадайте загадки и назовите антонимы.

1) Белый зайчик прыгает
По чёрному полю. (Мел и школьная доска)

2) Днём спит,
Ночью летает,
И прохожих пугает. (Сова)

3) Бывает он в холод,
Бывает он в зной.
Бывает он добрый,
Бывает он злой.
В открытые окна
Нежданно влетит.
То что-то зашепчет,
То вновь загудит.
Притихнет, умчится,
Примчится опять.
То вздумает по морю
Волны гонять. (Ветер)

- Всё в мире познаётся в сравнении. А может ли быть один и тот же человек и хорошим, и плохим? Послушайте инсценировку стихотворения В. Орлова “Спор”.

Жила плохая девочка,
Она была хорошая,
Она была хорошая,
Хотя была плохая.
- Ну да!
Вот это выдумки!
- Ха-ха!
Вот это выдумки!
Не может быть хорошая,
Когда она плохая!
- И ничего не выдумки,
Она была хорошая!
- И ничего не выдумки!
Она была плохая!
Она была хорошая,
Когда была послушная,
Когда она не слушалась,
Она была плохая.

- Как видите, один и тот же человек может быть и хорошим, и плохим. О человеке судят по его делам.

- Прочитайте и закончите предложение: “ Буду делать …, и не буду …” (В.Маяковский)

- Мне бы очень хотелось, чтобы вы делали только хорошее.

11. (Дополнительно). Наблюдение за различием синонимов и антонимов. Работа по учебнику с.59 упражнение 3. Выполняется фронтально, устно.

Уточнение: пара радость – восхищение не является ни синонимами, ни антонимами. Следует проанализировать: можно испытывать восхищение от встречи с другом? Когда мы восхищаемся?

12. Ответы на проблемные вопросы. Итог урока.

- Вернёмся к началу нашего урока и ответим на проблемный вопрос.

- Как вы думаете, почему в речи мы употребляем антонимы?

(Антонимы помогают выразить свою мысль более выразительно, красиво, обогащают наш язык. Используются в пословицах, загадках, сказках, баснях)

Учитель подводит итог вышесказанному детьми.

- Там, где говорится о противоположных предметах, состояниях, явлениях природы, деятельности человека мы употребляем антонимы.

13. Оценивание учащихся. Комментарии.

14. Рефлексия урока через настроение.

- Покажите своё настроение, раскрасив одного из пушистиков. Прокомментируйте.