Урок в начальной школе по теме "Буквы В, в, обозначающие согласные звуки [в], [в']

Разделы: Начальная школа


Цели:

1. Учить выделять из слов на слух и дифференцировать согласные звуки [в], [в], узнавать графический образ букв, формировать навык чтения сочетаний букв, слов, предложений.

2. Развивать речь, внимание, логическое мышление, фонетический слух.

3. Воспитывать интерес к чтению.

4. Воспитывать любовь к своей большой огромной стране, воспитывать уважение, помощь пострадавшим людям.

Оборудование: тетрадь для печатания, схемы-слияний, иллюстрация, наглядные картинки. Презентация

Ход урока

1. Организационный момент.

Речевая зарядка. “Забей гол” (рот закрыт, губы без движения, кончик языка задевает щёки).

2. Повторение.

- Говорят ,что дети очень любят путешествовать. Это правда, ребята? (Да)

- Значит и вы любите путешествовать? (Да)

- А в каких городах вы уже были? (Ответы уч-ся)

- И на чём же вы туда ехали, плыли, летели? (Ответы уч-ся)

- А кто вспомнит, по каким городам мы путешествовали на прошлом уроке? (Ответы уч-ся)

- Где они расположены? По какой реке? (Волга). Обратиться к карте

- А какой звук встречается в названии этих городов? ([р], [р])

- А теперь назовём именно в каких словах звук твёрдый, а в каких мягких. Распределим в два столбика.

1 столбик твёрдый согласный: Рыбинск, Ярославль, Кострома, Новгород, Самара, Саратов, Волгоград, Астрахань.

2 столбик мягкий согласный: Тверь. (Обратить внимание на ленту памяти).

- Почему этот звук расположен в верхних домиках? (Он звонкий)

- Значит, с какой буквой мы знакомились на уроке? (Буква Эр)

- Ребята приготовили букве эр подарок. (Рисунки, составляем схему слияний на слово)

3. Новый материал.

Много городов встречается со звуком ([р], [р]). Они есть на карте. Это Санкт-Петербург расположен ближе к северу, это Ростов, Пермь, Иркутск. (Обратить внимание на карту). Велика и необъятна наша Родина. В ней много красивых городов, Больших рек и озёр, бескрайних морей. Сегодня наше путешествие продолжается. А вот куда и на чём немного подержу в секрете. Может догадаетесь сами.

- Как вы знаете в путешествие начинают готовиться заранее, но для начала мы отдохнём.

Физминутка.

- Чтобы нам отправиться в путешествие, что мы должны сделать? Или купить? (Билетик)

- А чтобы купить билетик мы должны выполнить задание. На доске записаны пары слов: верба - ветка, вертолёт - винт, врач - ветеринар. (2-й слайд)

- В каком соотношение друг к другу находится первое и второе слово каждой пары. (Первое слово каждой пары обозначает целое, а второе слово - его часть)

- Определите, на какие две группы можно разделить все слова данных пар . Сформулируйте тему урока.

- Слово врач начинается со звука [в]. Произнесём это слово, разделим на слоги, ударение, произносим каждый звук, схема слияний). Значение слова врач (это человек, который лечит больных). Какое необходимое условие должен иметь человек, чтобы лечить больных? (Получить образование).

- Слова верба, ветка, вертолёт, винт, ветеринар – со звука [в]. Ветка делим на слоги, характеристика звуков, схем-слияний.

- Тема сегодняшнего урока: “Звуки [в], [в] и буква В в.” (3-й слайд)

Цели:

а) познакомиться…

б) учиться отличать…

в) учиться читать слоги, слова и предложения с новыми звуками.

Все получают билетики.

4. Что ещё должны знать, когда отправляемся в путешествие? (Ответы уч-ся)

Физминутка на внимание. Посмотрите налево, направо, вверх, вниз.

- Всё ближе мы с вами продвигаемся к началу путешествия. Посмотрите к нам кто-то торопится? (4-й слайд)

Он под деревом сидит.
Приходи к нему лечиться
И корова и волчица.
И жучок, и червячок,
И медведица!
Всех излечит, исцелит
Добрый доктор Айболит!

- Скажите, как называют врача, который лечит животных? (Ветеринар)

- Разделите на слоги, ударение, звук [в] - характеристика, схема- слияний.

- Вспомните. В названии каких животных у доктора Айболита, имеется звук [в]. Я помогу. Посмотрите на картинки, они вам помогут, и строчки, которые я вам прочитаю.

- Где встречаются звуки, какие это звуки?

- Слово корова разобрать.

5. Стук в дверь.

- Ребята, здесь телеграмма Доктору Айболиту. (5–6-й слайды)

Вдруг откуда-то шакал
на кобыле прискакал:
“Вот вам телеграмма
От Гиппопотама!”
“Приезжайте, доктор,
В Африку скорей
И спасите, доктор
Наших малышей!”

- Поможем Айболиту. (Да)

- Так мы отправляемся в Африку, чтобы оказать зверюшкам помощь. (Показ на глобусе).

Физминутка. Составление фильма. Выполнение движения. Вспоминаем, кто ему помогал. Картинки. (7-й слайд)

- Но вот перед ними море.
И выплывает кит:
“Садись на меня, Айболит,
И, как, большой пароход.
Тебя повезу я вперёд. Кит.

(8–9-й слайды)

- И сейчас же с высокой скалы
К Айболиту спустились орлы:
Садись, Айболит, верхом
Мы живо тебя довезём. Орёл.

- Что же дальше произошло? (Ответы уч-ся). Зачитываются отрывки. (10, 11, 12, 13-й слайды)

- Каким девизом надо пользоваться, чтобы быть всегда здоровым? Посмотрите на доску:

“Солнце, воздух и вода- наши лучшие друзья (Читают читающие дети). (14–15-й слайды)

- В каких словах встречается новый звук? (Ответы детей)

- Принимать солнечные ванны, воздушные ванны, водные процедуры, витамины, правильный режим дня. Доктор Айболит вам приготовил витамины. И просил раздать всем, чтобы вы не болели. Витамины надо принимать обязательно. Особенно в зимнее время, особенно витамин С. Он встречается в лимонах, апельсинах…….

6. Всем помогли, всех вылечили. Надо возвращаться домой в Россию. Отправимся мы обратно вот на таких парусниках. Поплывём по воде. Но чтобы отплыть нам надо выполнить ещё задание, которое приготовил Доктор Айболит. (16-й слайд)

- Я буду из сумки Айболита доставать по очереди разные буквы. Вы их называете. Если я достану новую букву вы хлопаете в ладоши.

- На что она похожа? (Ответы уч-ся: на очки, напоминает телефонную будку, похожа на крендель)

- Вот можем отправляться. Но нам опять нужен билетик. Сейчас мы сами и напечатаем в тетрадях.

- Что люди делают в поездке, чтобы скоротать время (Читают книгу)

7. Работа по учебнику.

- Ребята, а что это за игра? (Футбол)

- Что она развивает? (Ловкость, внимание, взаимопонимание, уважение)

- Игра: 1 тайм - читаем слоги, 2 тайм - слова, 3 тайм- текст.

- Что объединяет эти слова, чтобы игра закончилась успешно? (Ответы детей)

8. Итог урока. (17-й слайд)

- Мы подплываем к нашему дому, к нашей малой Родине.

- С каким звуком?

- С какой буквой?