Актуальность проблематики проекта. Сегодня воспитание подрастающего поколения реализуется в экстремальных культурно-этнических условиях, которые не могли не отразиться на мировоззрении и мироощущении школьников. На самом высоком государственном и межгосударственном уровне высказывается тревога в отношении участившихся актов нетерпимости, насилия, терроризма, национализма и других проявлений дискриминации одних лиц и социальных групп другими лицами или социальными группами. Поэтому одной из основных проблем воспитания в настоящее время является проблема формирование личности человека как носителя гуманистических толерантных идей в системе межэтнических отношений. Значительная роль в решении поставленного вопроса принадлежит школе как важнейшему институту социализации личности.
Цель проекта: разработать и реализовать в образовательной практике школы методическую систему работы по развитию у старшеклассников такой компетентности как этнокультурная толерантность.
Задачи проекта:
1. Рассмотреть потенциал учебно-исследовательской деятельности в развитии у старшеклассников этнокультурной компетентности.
2. Раскрыть технологическую идею развития у старшеклассников этнокультурной толерантности: познание – эмоциональное суждение – действия – понимание, принятие истории, культуры этносов, проживающих в Бурятии.
3. Разработать:
- спецкурс,
- серию исследовательских заданий,
- тематику групповых и индивидуальных исследовательских проектов, направленных на развитие у старшеклассников понимания, принятия культуры этносов, проживающих на территории Бурятии.
4. Обобщить результаты выполненной работы.
Ожидаемые результаты проекта:
Положительная динамика развития у
старшеклассников этнокультурной
компетентности.
Краткое описание проекта (теоретическое, технологическое обоснование проекта).
В последнее десятилетие и особенно после публикации текста “Стратегии модернизации содержания общего образования” и “Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года” в России происходит резкая переориентация оценки результата образования понятий “подготовленность”, “образованность”, “общая культура”, “воспитанность”, на понятия “компетенция”, “компетентность” обучающихся. То есть в современной школе набирает силу компетентностный подход.
В этом же контексте в России в 2000г. в документе “Стратегии модернизации содержания общего образования” были сформулированы основные положения компетентностного подхода в образовании, ключевое понятие которого - компетентность.
Компетентность - это способность человека решать различные проблемы в повседневной, профессиональной и социальной жизни.
Теоретической основой выделения трех групп ключевых компетенций послужили сформулированные в отечественной психологии положения относительно того, что человек есть субъект общения, познания, труда (Б.Г. Ананьев), что человек проявляется в системе отношений к обществу, другим людям, к себе, к труду (В.Н. Мясищев). С этих позиций И.А. Зимней были разграничены три основные группы компетентностей:
- компетентности, относящиеся к самому себе как личности, как субъекту жизнедеятельности;
- компетентности, относящиеся к взаимодействию человека с другими людьми;
- компетентности, относящиеся к деятельности человека, проявляющиеся во всех ее типах и формах.
И.А. Зимняя структурировала компетентности, выделила в группе “компетентности, относящиеся к взаимодействию человека с другими людьми”, такую компетентность как этнокультурная толерантность.
Этнокультурная толерантность представляет собой ключевую компетентность, которая:
- выражается в уважении к своему и другим этносам,
- в сопереживании, взаимодействии, независимости суждений,
- в преодолении стереотипов в отношении представителей других этносов,
- отражается в адекватно-реальном этнотолерантном поведении и поступках.
В настоящее время педагогическая практика, решая задачи воспитания этнической толерантной личности, испытывает затруднение, связанное с дефицитом методических разработок.
Одним из педагогических средств процесса целенаправленного развития у старшеклассников такой компетентности как этнокультурная толерантность является учебно-исследовательская деятельность, позволяющая организовать познание, понимание старшеклассниками истории, памятников духовной, материальной культуры, традиций этносов, населяющих территорию Бурятии.
Ключевая технологическая идея проекта: Чтобы понять, принять культуру другого этноса, надо ее познать, изучить, исследовать. А для этого ребенку необходимо обратиться к представителю этноса, историю и культуру которого он изучает, построить с ним общение на основе диалога, уважения и соблюдения традиций, этикета его культуры. В исследовательской деятельности учащиеся приобретают не только новые знания об истории, культуре, своеобразии этносов, проживающих на одной территории, но у них формируется и ценностное, уважительное отношение к своему и другим этносам. Эмоционально окрашенным знаниям, полученным самостоятельно, легче перейти в убеждения: сочувствие, сопереживание, взаимодействие. А убеждениям – в конкретные действия, проявляющиеся в общении, пове-дении, умениях находить проявления этнической толерантности, анализи-ровать их, соотносить с собственной позицией, содействовать “другим” так же как “своим”.
Таким образом, технологическая идея развития у старшеклассников такой компетентности как этнокультурная толерантность, может быть обозначена следующим образом: познание – эмоциональное суждение – понимание, принятие истории, культуры этносов, проживающих в Бурятии - действия.
Механизмы реализации проекта:
- Исследовательские и поисковые методы, применение которых помогает учащимся осмысленно ставить собственные цели, планировать ход выполнения заданий, выполнять практические задания, оценивать и объяснять полученные результаты. То есть использование этих методов позволяет в значительной мере реализовать сущностные черты компетентностного подхода, добиться результата, оптимального для каждого ученика.
- Разработка элективного курса “Калейдоскоп культур этносов, проживающих на территории Бурятии”.
- Мастер-классы, посвященные памятникам культуры того или иного этноса. (“Эпос “Гэсэр” - сокровище народов Центральной Азии”; “Олонхо- древний эпос якутов”; “Рукописи и книги старообрядцев села Михайловка”; “Творчество Ц.-Н.О. Очирова”; “Посольский Спасо-Преображенский монас-тырь- первая православная церковь на Байкале ”)
- Выполнение старшеклассниками групповых исследовательских проектов, направленных на изучение истории, культуры этносов, проживающих в Бурятии (“Межкультурное взаимодействие народов Бурятии (на примере села Михайловка и Могсохон Кижингинского района), “Национальный костюм” ).
- Выполнение старшеклассниками индивидуальных учебных исследований по истории (“Добровольное вхождение Бурятии в состав Московского государства”, “Заселение Бурятии первой партии старообрядцев-семейских”); традиции (“Национальное в локальной традиции”; “Традиция бытования духовных стихов в среде семейских”; “Этноэкологические традиции и духовность народов Севера”); культуры этносов (“Межкультурное взаимо-действии народов Бурятии (на примере села Михайловка”; “Религиозное соз-нание и фольклорно-бытовая культура семейских”).
- Участие в ученических, научно-практических конференциях, с результатами выполненных работ. (“Шаг в будущее”; “Первые шаги в науку”; “Семейские в панораме веков”)
- Выпуск школьного альманаха по результатам ученических исследований “Бурятия: диалог культур”.
- Разработка и проведение совместно с учащимися общешкольных мероприятий: “Дни культуры” (“Дни бурятской культуры”, “Дни татарской культуры”, “Дни чувашской культуры”); “Международный День толерантности”.
Система мониторинга изменений (Диагностика развития этнокультурной толерантности).
Критерии развития этнокультурной компетентности: готовность актуализации компетентности, знания, опыт этнотолерантного взаимодействия, эмоционально-ценностное отношение к содержанию и процессу этнотолерантного взаимодействия, эмоционально-волевая саморегуляция в ходе этнотолерантного взаимодействия.
Методы диагностики: наблюдение, анализ продуктов деятельности учащихся, метод проблемных ситуаций, опрос, анкетирование, тестирование, индивидуальные беседы с учащимися и др.
Современные реалии развития российского общества ставят перед школой такую задачу: развивать у подрастающего поколения такую компетентность как этнокультурная толерантность. Она включает в себя принятие различий, уважение других и способность жить с людьми других культур, языков и религий, т.е. компетентностью, связанной с жизнью в поликультурном обществе. Ключевым средством целенаправленного развития у старшеклассников этнокультурной компетентности является учебно-исследовательская деятельность, позволяющая организовать познание, понимание старшеклассниками истории, памятников духовной, материальной культуры, традиций этносов, населяющих территорию Бурятии.
План мероприятий по реализации проекта.
1. Подготовительный этап (октябрь 2008 г. – ноябрь 2008 г.): работа с методической литературой по проблеме развития этнокультурной толерантности, разработка содержания проекта, определение механизмов его реализации.
2. Основной этап (декабрь 2008 г. – декабрь 2009 г.): Апробация на базе Верхнекодунской СОШ разработанной в проекте методической системы по развитию у учащихся этнокультурной компетенции.
3. Заключительный этап (декабрь 2009 г. – май 2009 г.): обобщение педагогического опыта по развитию этнокультурной компетенции у учащихся Верхнекодунской СОШ (публикация статей в педагогических сборниках; проведение мастер-классов для учителей Кижингинского района; выступление на педсоветах, методических совещаниях по проблеме развития этнокультурной компетентности).
Перспективы развития проекта.
1.Создание Клуба Интернациональной Дружбы “Я среди других”. Продолжение начатой работы в рамках этого клуба.
2. Возможность взаимодействия с подобными клубами.
Масштабность проекта.
Реализовать перспективный проект планируется в рамках общеобразовательного учреждения “Верхнекодунская СОШ”. Опыт работы по формированию у учащихся этнокультурной компетентности средствами учебно-исследовательской деятельности будет обобщён и представлен на методическом семинаре школ Кижингинского района.
Воспроизводимость опыта в других условиях.
Результаты работы, такие как:
- спецкурс “Калейдоскоп культур этносов, проживающих на территории Бурятии”;
- методические разработки общешкольных мероприятий (“Дни культуры”, “Международный День толерантности”)
- методические разработки мастер - классов, посвящённых изучению памятников культуры того или иного этноса, будут опубликованы и рекомендованы для классных руководителей, завучей по воспитательной работе. Всё, что рекомендовано к тиражированию, не требует дополнительных ресурсов и доступно любой школе.
Риски реализации проекта:
- дефицит дидактических разработок с включением базовых ценностей этнокультурной толерантности в образовательные программы;
- трудности с методической литературой, которая необходима по конкретной исследовательской малоизученной (или впервые описываемой) проблеме при работе старшеклассников;
- раритеты (рукописи, книги, иконы), требующие изучения, находятся не в свободном доступе;
- дефицит документов, на которые можно было ссылаться во время учебно-исследовательской деятельности.
Смета и источники финансирования проекта
№ п/п | Мероприятия | Цена в рублях | Кол-во | Конечная стоимость |
1 | Курсы повышения квалификации по толерантности или воспитанию детей (г.Улан-Удэ) | 1200 | 2 | 1200 |
2 | Научно- практические конференции по исследовательской деятельности учащихся (“Первые шаги в науку”, “Юность.Наука. Культура”) | 20000 | 1 | 20000 |
3 | Публикация материалов | 500 | 4 | 2000 |
4 | Методическая литература | 300 | 3 | 900 |
5 | Приобретение дисков | 500 | 4 | 2000 |
Итого: 26100 руб.
Предполагаемые источники финансирования:
- бюджетные средства;
- средства грантовой поддержки;
- целевые средства благотворительного фонда “Институт толерантности”;
- целевые средства научно-просветительского центра “Холокост”