Цели:
- воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи;
- развивать орфографическую зоркость, творческое воображение;
- развивать умение находить однородные члены в предложении;
- закреплять знания об однородных членах предложения;
- создать условия для успешного усвоения нового материала.
Ход урока
1. Организационный момент
Представьте, что мы в осеннем лесу. Глубоко вдохнули, выдохнули. Что вы почувствовали? (свежий воздух) Поверните лицо к солнышку, улыбнитесь ему, улыбнитесь друг другу, мне, гостям.
2. Чистописание, формулирование темы урока и целеполагание
Поставьте руку на локоть. Представьте, что в вашей руке находится малярная кисть, а перед вами – забор. Кисти вверх, вниз (10 раз) вправо, влево. Нарисуем 5 кружочков по часовой стрелке, 5 – против.
Встряхнем нашу воображаемую кисть и приступим к минутке чистописания.
Оо ии ее яя оао
<- К какой группе относятся буквы? (гласные буквы)
- Что вы знаете о гласных звуках? (они образуют слог, могут быть ударными и безударными)
- В какой части слова мы изучаем правописание безударной гласной? (в корне)
На доске:
Широка страна моя родная,
Много в ней лесов, полей и рек.
- Какие чувства вы испытываете к своей стране?
- Какие орфограммы встречаются в словах?
- О чем спрашивает вопросительный знак? (Почему стоит запятая?)
Сформулируйте тему урока. (однородные члены предложения).
(слайд №1, Приложение 1)
- Какие цели поставим перед собой, у нас 3 цели:
- упражняться, в чем? …..(в умении находить однородные члены предложения);
- развивать, что? … (орфографическую зоркость);
- обогащать, что? .. (словарный запас, развивать речь..).
- Как вы думаете, что необходимо знать об однородных членах?
(слайд № 2)
Давайте докажем на практике и выполним следующее задание (устно)
(Слайд №3)
Как-то летом на лужайке
Господин учитель жук
Основал для насекомых
Школу чтенья и наук.
Вот стрекозы, мушки, мошки,
Пчёлы, осы, и шмели,
Муравьи, сверчки, козявки
На урок к Жуку пришли.
- Какие однородные члены вам встретились? Назовите их.
- Какими членами предложения они являются?
- Сделайте вывод
3. Создание проблемной ситуации
А вот еще одна проблема, из предложений выпали запятые, их надо поставить на место.
(Слайд№4)
Песня строит и жить помогает.
Зимой земля отдыхает а весной расцветает.
Мороз ленивого за нос хватает но перед проворным шапку снимает.
- Выполняя это задание, на что обратили внимание? В одних случаях ставится запятая, а в других – нет)
Задание:
1 вариант – второе предложение разобрать по членам
2 вариант – составить схему предложения и разобрать по составу слово расцветает.
(2 у доски)
4. Физкультминутка
Вы немного устали, и я вижу, что у некоторых из вас изменилось настроение. Если понаблюдать за окружающими, когда они сердятся, плачут, радуются, смеются, удивляются, то мы увидим, как при этом меняются черты лица, выражая внутреннее состояние человека, - меняется мимика. Я буду читать двустишия, а вы с помощью мимики изображайте настроение.
- На цветы смотреть приятно -
Это каждому понятно.
- Удивляет все вокруг,
Все – и бабочка, и жук.
- Ох, какие забияки!
А малыш боится драки..
- Не случайно слезы льются:
Оказалось, чашки бьются!
- Дом не строится как надо.
Развалился – вот досада.
- Наш сластена очень рад –
Семь пирожных съел подряд.
Моргание (зарядка для глаз)
Думаю, что это стихотворение помогло поднять вам настроение. Теперь активно продолжаем работу.
5. Работа по учебнику. Формирование и отработка умений находить однородные члены предложения
Стр. 54 упр. 96
- Прочитать.
- Какие выразительные средства использует автор?
Задание:
- Выписать из текста предложения с однородными членами (для слабых);
- Составить схемы предложений с однородными членами или подобрать к готовой схеме предложение (для сильных дается на выбор)
6. Словарно-орфографическая работа
Прочитайте словосочетания (слайд №5) постарайтесь их запомнить. Ориентируясь на первое слово, напишите вторую часть словосочетаний.
(Слайд №6)
Родная ст…рона
Прекрасный праз…ник
Доброе сер…це
- На какие правила слова с пропущенными буквами?(слайд №6)
(слайд №7) Постарайтесь их запомнить. Ориентируясь на первое слово, напишите вторую часть словосочетаний.
Задание: составить предложение, используя с/с –доброе сердце, в прямом смысле и в переносном смысле
7. Рефлексия
Подведем итоги нашего урока.
Я научился …
Я хотел бы …
Оказывается, что …
Скажу я слово: - Высоко!
А ты ответишь: …!
Скажу я слово: - Далеко!
А ты ответишь: - …!
Скажу тебе я слово: - Трус!
Ответишь ты : -…
Теперь начало я скажу,
Ну, отвечай: - …! (конец)