Урок русского языка в 4-м классе по теме "Однородные члены предложения"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи;
  • развивать орфографическую зоркость, творческое воображение;
  • развивать умение находить однородные члены в предложении;
  • закреплять знания об однородных членах предложения;
  • создать условия для успешного усвоения нового материала.

Ход урока

1. Организационный момент

Представьте, что мы в осеннем лесу. Глубоко вдохнули, выдохнули. Что вы почувствовали? (свежий воздух) Поверните лицо к солнышку, улыбнитесь ему, улыбнитесь друг другу, мне, гостям.

2. Чистописание, формулирование  темы урока и целеполагание

Поставьте руку на локоть. Представьте, что в вашей руке находится малярная кисть, а перед вами – забор. Кисти вверх, вниз (10 раз) вправо, влево. Нарисуем 5 кружочков по часовой стрелке, 5 – против.

Встряхнем нашу воображаемую кисть и приступим к минутке чистописания.

Оо  ии ее яя оао

<- К какой группе относятся буквы? (гласные буквы)

- Что вы знаете о гласных звуках? (они образуют слог, могут быть ударными и безударными)

- В какой части слова мы изучаем правописание безударной гласной? (в корне)

На доске:

Широка страна моя родная,
Много в ней лесов, полей и рек.

- Какие чувства вы испытываете к своей стране?

- Какие орфограммы встречаются в словах?

- О чем спрашивает  вопросительный знак? (Почему стоит запятая?)

Сформулируйте тему урока. (однородные члены предложения).

(слайд №1, Приложение 1)

- Какие цели поставим перед собой, у нас 3 цели:

- упражняться,   в чем? …..(в умении находить однородные члены предложения);

- развивать, что? … (орфографическую зоркость);

- обогащать, что? .. (словарный запас, развивать речь..).

- Как вы думаете, что необходимо знать об однородных членах?

(слайд № 2)

Давайте докажем на практике и выполним следующее задание (устно)

(Слайд №3)

Как-то летом на лужайке
Господин учитель жук
Основал для насекомых
Школу чтенья и наук.
Вот стрекозы, мушки, мошки,
Пчёлы, осы, и шмели,
Муравьи, сверчки, козявки
На урок к Жуку пришли.

- Какие однородные члены вам встретились? Назовите их.

- Какими членами предложения они являются?

- Сделайте вывод

3. Создание проблемной ситуации

А вот еще одна проблема,  из предложений выпали запятые, их надо поставить на место.

(Слайд№4)

Песня строит и жить помогает.

Зимой земля отдыхает а весной расцветает.

Мороз ленивого за нос хватает но перед проворным шапку снимает.

- Выполняя это задание, на что обратили внимание? В одних случаях ставится запятая, а в других – нет)

Задание:

1 вариант – второе предложение разобрать по членам

2 вариант – составить схему предложения и разобрать по составу слово расцветает.

(2 у доски)

4. Физкультминутка

Вы немного устали, и я вижу, что у некоторых из вас изменилось настроение. Если понаблюдать  за окружающими, когда они сердятся, плачут, радуются, смеются, удивляются, то мы увидим, как при этом меняются черты лица, выражая внутреннее состояние человека, - меняется мимика. Я буду читать двустишия, а вы с помощью мимики изображайте настроение.

- На цветы смотреть приятно -
Это каждому понятно.
- Удивляет все вокруг,
Все – и бабочка, и жук.
- Ох, какие забияки!
А малыш боится драки..
- Не случайно слезы льются:
Оказалось, чашки бьются!
- Дом не строится как надо.
Развалился – вот досада.
- Наш сластена очень рад –
Семь пирожных съел подряд.

Моргание (зарядка для глаз)

Думаю, что это стихотворение помогло поднять вам настроение. Теперь активно продолжаем работу.

5. Работа по учебнику. Формирование и отработка умений находить однородные члены предложения

Стр. 54 упр. 96

- Прочитать.

- Какие выразительные средства использует автор?

Задание:

- Выписать из текста предложения с однородными членами (для слабых);

- Составить схемы предложений с однородными членами или подобрать к готовой схеме предложение (для сильных дается на выбор)

6. Словарно-орфографическая работа

Прочитайте словосочетания (слайд №5) постарайтесь их запомнить. Ориентируясь на первое слово, напишите вторую часть словосочетаний.

(Слайд №6)

Родная ст…рона

Прекрасный праз…ник

Доброе сер…це

- На какие правила слова с пропущенными буквами?(слайд №6)

(слайд №7)  Постарайтесь их запомнить. Ориентируясь на первое слово, напишите вторую часть словосочетаний.

Задание: составить предложение, используя с/с –доброе сердце, в прямом смысле и в переносном смысле

7. Рефлексия

Подведем итоги нашего урока.

Я научился …

Я хотел бы …

Оказывается, что

Скажу я слово: - Высоко!
А ты ответишь: …!
Скажу я слово: - Далеко!
А ты ответишь: - …!
Скажу тебе я слово: - Трус!
Ответишь ты : -…
Теперь начало я скажу,
Ну, отвечай: - …! (конец)