ЦЕЛИ УРОКА:
- Повторить и обобщить знания по теме «Южная Америка».
- Развивать умение обобщать, анализировать, применять полученные знания.
- Создать условия для реальной самооценки обучающихся.
- Продолжить формирование навыков работы с ПК и интерактивной доской.
ОБОРУДОВАНИЕ:
- Мультимедийный проектор.
- ПК.
- Интерактивная доска.
- Карты Южной Америки.
ХОД УРОКА
I. Оргмомент. Подготовка к основному этапу урока
Учитель: Мы совершили интересное путешествие по Южной Америки, побывали в самых разных её уголках. Познакомились с климатом, рельефом, природными комплексами материка; изучили жизнь обычаи и нравы местного населения. Всё это позволило создать образ Южной Америки, который, я надеюсь, останется в вашей памяти надолго.
Сегодня нам предстоит обобщить наши знания и проверить их на прочность, выполняя различные задания.
А начать я хочу с легенды о вожде индейского племени, который посылал юношей на вершину Аконкагуа. (Легенда была напечатана в журнале «География в школе» №2/98.)
«Идите, пока хватит сил. Кто устанет, может вернуться домой, но пусть каждый принесёт мне ветку с того места, где он свернул с дороги», - говорил вождь. Вскоре первый вернулся и протянул листок кактуса. Вождь усмехнулся: «Ты не пересёк пустыню. Ты не был даже у подножия горы». Второму принёсшему серебристую ветку полыни, вождь сказал: «Ты был у подножия, но даже не попытался начать восхождение». Третий, с веткой тополя, даже заслужил похвалу: «Ты добрался до родника». Подобное же поощрение и четвёртому, с веткой крушины. Пятому, принёсшему ветку кедра, старик одобрительно кивнул: «Ты был на полпути к вершине». Последний юноша пришёл с пустыми руками, но лицо его сияло радостью. Он объяснил, что был там, где не растут деревья, но зато видел сверкающее море. Вождь не только поверил ему, но и отдал самую большую дань признания: «Тебе не нужна ветка-символ. Победа сияет в твоих глазах, звучит в твоём голосе. Это одна из вершин твоей жизни ты видел гору во всём её величии».
Ребята, почему вождь решил, что юноша дошёл до вершины горы? (Идёт обсуждение вопроса)
Учитель: Сегодня каждому предстоит подняться на свою вершину. Перед вами лежит один из «пятитысячников» горной системы Анды. Высотные пояса горы – это задания, которые вам предстоит выполнить. Оценивать себя будите сами. С каждым выполненным заданием вы подниметесь на тысячу метров. Если выполните все, окажетесь на вершине горы, и ваших глазах будет сиять победа. Одна из вершин географии будет преодолена. Итак, в путь.
II. Обобщение, систематизация. Контроль и самопроверка знаний
Учитель: Для того, чтобы отправиться в путешествие нужно будет всем вместе разгадать Чайнворд «Южная Америка». (Дети по очереди разгадывают чайнворд, вписывают правильные ответы на интерактивной доске)
Учитель: Путь всегда начинается с карты. С карты начнём, и мы проверим, как вы усвоили географическую номенклатуру.
Задание 1
Работа выполняется на контурных картах, по вариантам. Ответы записываются на контурной карте цифрой, соответствующей названию объекта. Время выполнения задания – 5 минут.
Запись на доске
1-й вариант |
2-й вариант |
1. Атлантический океан |
1. Мыс Кабу-Бранку |
2. Мыс Гальинас |
2. Тихий океан |
3. Гвианское течение |
3. Бразильское течение |
4. Гора Аконкагуа |
4. Водопад Игуасу |
5. Озеро Титикака |
5. Карибское море |
6. Река Амазонка |
6. Река Парана |
7. Река Ориноко |
7. Мыс Париньяс |
8. Залив Ла-Плата |
8. Пустыня Атакама |
9. Мыс Горн |
9. Озеро Маракайбо |
После выполнения задания и сбора карт ученики осуществляют самопроверку по картам атласа. Затем учитель предлагает учащимся, успешно справившимся с заданием, подняться на схемах на 1 тыс. м. (Ученики делают отметку на схемах)
Учитель: А сейчас я вам предлагаю вспомнить историю материка. На доске портреты путешественников и их открытия, нужно найти соответствие. (Учащиеся выполняют задания и по очереди отвечают на вопросы)
Учитель: Ребята, давайте вспомним особенности рельефа материка. (Чёткое разделение на горный запад - горы Анды и равнинный восток – Бразильское и Гвианское плоскогорья, Ла-Платская и Оринокская низменности)
Задание 2
Учитель: Карта – это вид сверху. Материк с высоты мы обозрели, а теперь давайте посмотрим на профиль рельефа Южной Америки по линии Южного тропика.
(На доске рисунок профиля под ним таблица, которая заполняется по ходу работы)
Пояс |
Тропический |
|||
Ср. t января, С |
|
|
|
|
Ср. t июля, С |
|
|
|
|
Годовое количество осадков |
|
|
|
|
Климатическая область |
|
|
|
|
Учитель: Какие географические области пересекает линия профиля?
Учащиеся перечисляют: пустыня Атакама, горы Анды, Ла-Платская низменность, Бразильское плоскогорье.
Учитель: Через какой климатический пояс проходит линия профиля?
Учащиеся называют: тропический.
Учитель: Давайте проследим, как изменяются климатические условия Южной Америки вдоль Южного тропика. Для этого заполним таблицу, используя необходимые карты. Данные для таблицы определим по вариантам:
1-й ряд – изменение средней температуры января с запада на восток;
2-й ряд – изменение средней температуры июля запада на восток;
3-й ряд – изменение среднегодового количества осадков с запада на восток.
После внесения данных в таблицу определяются названия климатических областей и выявляются причины различий в климате территорий.
Учитель: Теперь я предлагаю вам проанализировать климаторграммы тропического пояса Южной Америки и определить, к каким климатическим областям они относятся.
Учащиеся анализируют климатограммы, которые демонстрирует учитель, и определяют, что они относятся к пустынному, высокогорному и влажному климату тропического пояса. Учитель подводит итог выполненного задания и предлагает всем участвующим в обсуждении подняться на схемах на следующий пояс.
Учитель: Мы знаем, что от климата зависит речная сеть. Назовите крупнейшие реки Южной Америки и покажите их на карте. Какое питание имеют реки материка? В каком направлении протекают реки? Почему?
Вставьте пропущенные слова.
Много осадков - ……… речная сеть. На горных реках много ………, например ……… - самый высокий в мире. Восточная часть материка более низкая, поэтому большинство рек впадает в ……………. Океан. Амазонка ……… в течение всего года. На реке Парана построена крупнейшая в мире ………… Самое большое высокогорное озеро мира – это озеро …………
Учащиеся вписывают пропущенные слова на интерактивной доске.
Задание 4
Учитель: Ребята, через какие ПК Южной Америки проходит линия профиля?
Учащиеся перечисляют: через пустыню, область высотной поясности, саванны, переменно- влажные леса.
Учитель: Я предлагаю вам вспомнить особенности ПК Южной Америки и заполнить таблицу.
1-й ряд заполняет – ПК пустыни.
2-й ряд заполняет – ПК саванн.
3-й ряд заполняет – ПК переменно-влажных лесов.
Природная зона |
Климат |
Почва |
Растительность |
Животный мир |
|
|
|
|
|
Задание 5
Учитель: Изучая природу Южной Америки, мы с вами проводили сравнение с природой Африки, находили черты сходства и различия в географическом положении, рельефе, климате, внутренних водах, природных зонах.
Для того чтобы проверить, как вы усвоили особенности природы этих материков, я предлагаю выполнить тестовую работу. Выполним её по двум вариантам. Время на выполнение – 5 минут.
Тестовая работа
Укажите номера утверждений относящихся к материку.
1-й вариант – Африка;
1-й вариант – Южная Америка.
- Материк почти посередине пересекает экватор.
- Основной массив материка расположен южнее экватора.
- Большая часть материка расположена в Восточном полушарии.
- Восточная часть материка равнинная.
- Материк расположен в западном полушарии.
- В рельефе преобладают высокие равнины.
- Мощная горная цепь протянулась вдоль побережья материка.
- Материк на севере граничит с самым большим массивом суши.
- Омывается Тихим океаном.
- Омывается Индийским океаном.
- Материк пересекает умеренный климатический пояс.
- На материке протекает много полноводных рек.
- Все климатические пояса повторяются дважды по обе стороны от экватора.
- Материк – самый жаркий из всех материков Земли.
- Материк заслужил название самого влажного материка Земли.
- Пустыни на материке занимают большую площадь.
После выполнения работы учащиеся осуществляют самопроверку. Ключ и нормы оценок записаны на доске.
Учащимся, справившимся с заданием, предлагается подняться ещё на один высотный пояс.
Задание 6
Учитель: Представление о материке не было бы полным, если бы мы не знакомились с его населением. Для изучения стран и народов Южной Америки мы использовали учебник, карты атласа, дополнительную литературу, видеофильмы.
На какие основные группы по происхождению можно разделить население материка? Какие новые народности сложились в результате их смешения?
Как размещено население по территории Южной Америки? Объясните причины такого размещения.
Приём составления комплексной характеристики страны, используя различные источники информации, вы усвоили. А можете ли вы определить по двум-трём фразам, о какой стране идёт речь?
Ответы на мои вопросы будите давать сигнальными карточками.
На доске изображения контуров стран: Аргентина, Перу, Бразилия, Чили, на которых установлены цветовые сигналы. У каждого учащегося на столе комплект цветовых сигналов (карточки четырёх цветов).
Вопросы:
- Страна входит в число самых крупных государств мира по площади и по населению. (Бразилия)
- Название страны на латыни звучит «серебряная», хотя ни золота, ни серебра там не обнаружено. (Аргентина)
- Протяжённость страны с севера на юг значительно превосходит её размеры с запада на восток. (Аргентина, Чили)
- Территория этого государства расположена в Северном и в Южном полушариях Земли одновременно. (Бразилия)
- Природа страны богата и разнообразна. На севере палят жаркие лучи солнца, а на юге подступают льды Антарктиды. (Аргентина, Чили)
- Эту страну называют археологическим музеем Южной Америки, так как она является страной древнейших индийских цивилизаций. (Перу)
- Страну называют «мокрым углом» Южной Америки. (Чили)
- Сельских жителей этой страны называют гаучо. Основное их занятие – скотоводство. (Аргентина)
- Страна богата рудами цветных металлов. (Перу, Чили)
- На территории страны расположена одна из самых засушливых пустынь мира. (Чили)
Учащимся, правильно ответившим на большую часть вопросов, предлагается подняться ещё на один пояс на своих схемах.
III. Подведение итогов занятия
Учитель: Восхождение на эту вершину географии закончено. Посмотрите на свои схемы подъём к вершине, на какой высоте вы оказались?
Идёт обсуждение результатов.
Учитель подводит итоги урока. Поощряет наиболее активных. Обращает внимание учеников, которые не все задания выполнили, на то, какие темы им необходимо повторить. Общая оценка за письменные работы выставляется в журнал после проверки.
IV. Викторина « Знаете ли вы? »
V. Домашнее задание
VI. Этап рефлексии
К уроку прилагается презентация.