Интегрированное занятие для детей старшей группы "Зимний вечер на Николу"

Разделы: Работа с дошкольниками


Задачи.

Образовательные.

Знакомить детей с духовно-нравственными традициями русского народа на примере дня Святого Николая. Расширять кругозор посредством приобщения к искусству и национальной культуре. Воспитывать у детей устойчивый интерес и отзывчивость на произведения музыкального фольклора. Учить играть на детских музыкальных инструментах в ансамбле. Вырабатывать умение самостоятельно исполнять песни и пляски.

Развивающие.

Обогащать память детей, интеллектуальные возможности, их творческую активность, фантазию, воображение, инициативность, произвольность. Формировать художественный вкус.

Воспитательные.

Способствовать развитию ребенка, прививая ему любовь, уважение к своей нации, душевную чуткость и восприимчивость к окружающим. Развивать потребность совершать добрые дела и поступки, формировать нравственное чувство.

Материалы и пособия:

Украшение зала в стиле русской избы. В оформлении использованы вышитые полотенца, изделия из дерева, сушки, калачи. Готовая выпечка, глазурь для украшения пряников. Детские музыкальные инструменты для ансамбля ложкарей. Магнитофон, аудиозаписи.

Ход праздника

(Дети входят в зал цепочкой, напевая песню “Сею, вею снежок”, садятся на места)

Ведущий: Ребята! Представьте себе, что мы очутились в далеком прошлом русского народа. И сидим в деревне, в большой русской избе. Работа в поле закончилась, хлеб в амбарах, овощи в подполе. Зимним вечером можно отдохнуть на посиделках с песнями, плясками, шутками да прибаутками.

(Открывается занавес горницы, появляется на пороге Василиса)

Василиса: Здравствуйте, детушки малые!

(Кланяется)

Здравствуйте, люди добрые!
Василисою, друзья,
Называйте вы меня.
Все премудрости я знаю
И затейница большая!

Приглашаю вас к себе на посиделки, а что вы знаете да у мете, мне покажете.

1 ребенок: Красному гостю – красное место.

2 ребенок: Гость на гость – хозяину радость.

Василиса: Степаны, Дашки, Ульки – все ко мне!

(Участники прибаутки занимают свои места)

Василиса: Как у нас семья большая да веселая: два у лавки стоят, два учиться хотят, два Степана у сметаны объедаются, две Дашки у кашки питаются, одна Маша не наша, да и та хороша!

(Ансамбль ложкарей исполняет русскую народную песню “Коробейники”)

Ребенок:

А ну, девицы-красавицы, душеньки-подруженьки,
Заводи хоровод, весели честной народ!

(Девичий хоровод “Красный сарафан”)

Василиса: В старину на посиделки приходили с работой, чтобы успеть подготовиться к празднику. А заодно сплести кружево, связать теплые носочки, напрясть изо льна пряжи.

3 ребенок:

Чтобы дело спорилось, запевайте песню.
Где песня льется, там легче живется.

(Дети исполняют попевку “Вот те гребень, вот те лен”)

Василиса: Красные девицы на молодцев заглядывались, а добрые молодцы невест себе присматривали.

Мы сейчас пойдем играть, да царевну выбирать.

(Хороводная игра “Ходит царь”)

Василиса: А вот и моё рукоделие.

(Достает из корзины нарядно украшенный валенок и вышитую подушку)

Василиса: Как вы думаете, что общего между подушкой и валенком?

(Дети высказывают свои предположения)

Василиса: Никто не догадался! Тогда идите сюда, к нашей свече и я вам расскажу одну историю.

(Зажигает перед иконой свечу на столике. Дети садятся на ковер)

Василиса: Очень давно жил мальчик, звали его Николка. Он рос добрым, приветливым, ни в чем не нуждался. Однажды, он решил поделиться своим богатством с бедными. Темной ночью, разносил подарки бедным детям. Не для того, чтоб его похвалили, а от чистого сердца. Когда вырос – стал священником. Все любили Николая и считали его святым. Прошло много времени, но и сегодня, дети просят, что бы помог им вырасти добрыми и любить людей. Послушным детям он кладет подарки в валенок или под подушку. А непослушным – прутик, что бы они подумали о своем поведении. [1]

(Авторский перевод с украинского)

Василиса: А теперь давайте приглядимся, как изображен святой Николай на иконе? Это Никола Зарайский, правой рукой он благословляет, а в левой - держит святую книгу. Он добрый, но одновременно торжественный и строгий. Николай Чудотворец спускается с небес, на заснеженную русскую землю и смотрит, не нужна ли кому помощь? Как вы думаете, кто ему помогает? Один ли он творит чудеса? (Ответ детей) Правильно! Это ангелы.

(Дети исполняют “Песню про ангелов”)

Василиса: Очень похож святой Николай на Дедушку Мороза. С такой же седой бородой и мешком с подарками. Ночью 19 декабря, если прислушаться, можно услышать серебряные звоночки, которые оповещают прибытие святого Николая. Возьмите колокольчики и спойте песню.

Ребенок:

Сел на сани Николай
В шубе, теплых рукавицах,
Ангелочек, погоняй,
Чтоб на землю не свалиться.
Быстро лошади летят
Снег искрит подковами,
Колокольчики бренчат,
Звонкие, веселые. [2]

(Авторский перевод с украинского)

(Дети исполняют песню “В добрый час, Николай”)

(Мелодия авторская, текст адаптирован из сборника народных духовных стихов “Богогласник народа нашего”) [3]

Ой, кто душой
Николая любит,
Ой, кто крепко
С Николаем дружит,
Тому святый Николай помогае,
В добрый и недобрый час, Николае.

Ой, кто живет
Живет в его дворе,
Ой, кто странник
На земле и море,
Тому святый Николай помогае,
В добрый и недобрый час, Николае.

Ой, кто его
Имя прославляет,
Кто светлое
Имя величает.
Тому святый Николай помогае,
В добрый и недобрый час, Николае.

Василиса: Посмотрите, какая у меня есть волшебная труба.

(Дети в кругу передают друг другу “волшебную трубу” и рассказывают о добрых делах своих друзей) [1]

Василиса: Как много добрых дел сделали наши дети. Святой Николай был бы доволен. Какие вы знаете стихи, пословицы, поговорки о празднике? А ведь по погоде на зимний Николин день приметливые наши предки судили о предстоящей зиме и о будущем лете.

1 ребенок:

На Николу Зимнего первые морозы
Разукрасят инеем ветки на березах.
Заметет дорогу змейкам и пурга,
К нашему порогу принесет снега.

2 ребенок: На Николу иней – урожай сильный.

3 ребенок:

На Николу крепись – хоть разопнись,
После Николы живи, не тужи.

4 ребенок: Хвали зиму после Николина дня.

(Василиса предлагает детям спеть песню. Исполняется песня “Николай святой, приди”. Мелодия авторская)

1 куплет.

Целый вечер ныне
У окна сижу,
Потому, что в гости
Николая жду.

Припев:

Николай ты святой
Поскорей приди
Николай ты святой
Поскорей приди

2 куплет.

Слушаюсь я маму,
Помогаю ей,
С добрыми словами,
Обращаюсь к ней.

Припев: тот же.

3 куплет.

Отче Николай,
Всей моей родне
Подари счастливо
Жить на сей земле.

Припев: тот же. [4]

Василиса: На праздниках, на гуляньях в Николин день затевались веселые игры. Поиграем? (Ответ детей)

Сначала отгадайте загадку:

Стоят вилы, на вилах – бочка,
На бочке – кочка, что это?

(Достает из корзины куклу – Кострому (пук соломы, одетый в женский наряд),
отдает девочке)

Девочка:

Кострома, Кострома
Свет – государыня моя
Как тебя мы наряжали,
Лето – осень провожали
Зиму повстречали! [5]

(Дети играют в русскую народную игру “Кострома”)

Василиса: Молодцы, детушки, порадовали меня. Я тоже хочу вас одарить. Испекла я из муки нового урожая медовые пряники “николайчики”, но не успела украсить. Может быть, вы мне поможете?

(Дети расписывают “николайчики” глазурью)

Василиса:

Над селом дымки плывут,
Пряники в домах пекут,
Всех гостей вы угостите,
И на танец пригласите!

(Дети преподносят гостям расписные пряники, предлагая отведать вкусное угощение, и приглашают на пляску)

(Общий танец “Калинка”)

(Русская народная мелодия)

Василиса: Вот и закончились наши посиделки.

(Дети под музыку покидают зал)

Литература

  1. Заняття 16 Зимовi розваги. Свято святого Миколая.
  2. Заняття “Iде святий Миколай”.
  3. Детский журнал “Свечечка”, 2008 г.
  4. О.Н Антонюк. Комплексное занятие для старших дошкольников “В гостях у Ивана да Марьи накануне праздника Святого Николая”.
  5. М.Ю. Новицкая “Раз, два, три, четыре, пять, мы идем с тобой играть” Русский детский игровой фольклор.