Задачи.
Образовательные.
Знакомить детей с духовно-нравственными традициями русского народа на примере дня Святого Николая. Расширять кругозор посредством приобщения к искусству и национальной культуре. Воспитывать у детей устойчивый интерес и отзывчивость на произведения музыкального фольклора. Учить играть на детских музыкальных инструментах в ансамбле. Вырабатывать умение самостоятельно исполнять песни и пляски.
Развивающие.
Обогащать память детей, интеллектуальные возможности, их творческую активность, фантазию, воображение, инициативность, произвольность. Формировать художественный вкус.
Воспитательные.
Способствовать развитию ребенка, прививая ему любовь, уважение к своей нации, душевную чуткость и восприимчивость к окружающим. Развивать потребность совершать добрые дела и поступки, формировать нравственное чувство.
Материалы и пособия:
Украшение зала в стиле русской избы. В оформлении использованы вышитые полотенца, изделия из дерева, сушки, калачи. Готовая выпечка, глазурь для украшения пряников. Детские музыкальные инструменты для ансамбля ложкарей. Магнитофон, аудиозаписи.
Ход праздника
(Дети входят в зал цепочкой, напевая песню “Сею, вею снежок”, садятся на места)
Ведущий: Ребята! Представьте себе, что мы очутились в далеком прошлом русского народа. И сидим в деревне, в большой русской избе. Работа в поле закончилась, хлеб в амбарах, овощи в подполе. Зимним вечером можно отдохнуть на посиделках с песнями, плясками, шутками да прибаутками.
(Открывается занавес горницы, появляется на пороге Василиса)
Василиса: Здравствуйте, детушки малые!
(Кланяется)
Здравствуйте, люди добрые!
Василисою, друзья,
Называйте вы меня.
Все премудрости я знаю
И затейница большая!
Приглашаю вас к себе на посиделки, а что вы знаете да у мете, мне покажете.
1 ребенок: Красному гостю – красное место.
2 ребенок: Гость на гость – хозяину радость.
Василиса: Степаны, Дашки, Ульки – все ко мне!
(Участники прибаутки занимают свои места)
Василиса: Как у нас семья большая да веселая: два у лавки стоят, два учиться хотят, два Степана у сметаны объедаются, две Дашки у кашки питаются, одна Маша не наша, да и та хороша!
(Ансамбль ложкарей исполняет русскую народную песню “Коробейники”)
Ребенок:
А ну, девицы-красавицы, душеньки-подруженьки,
Заводи хоровод, весели честной народ!
(Девичий хоровод “Красный сарафан”)
Василиса: В старину на посиделки приходили с работой, чтобы успеть подготовиться к празднику. А заодно сплести кружево, связать теплые носочки, напрясть изо льна пряжи.
3 ребенок:
Чтобы дело спорилось, запевайте песню.
Где песня льется, там легче живется.
(Дети исполняют попевку “Вот те гребень, вот те лен”)
Василиса: Красные девицы на молодцев заглядывались, а добрые молодцы невест себе присматривали.
Мы сейчас пойдем играть, да царевну выбирать.
(Хороводная игра “Ходит царь”)
Василиса: А вот и моё рукоделие.
(Достает из корзины нарядно украшенный валенок и вышитую подушку)
Василиса: Как вы думаете, что общего между подушкой и валенком?
(Дети высказывают свои предположения)
Василиса: Никто не догадался! Тогда идите сюда, к нашей свече и я вам расскажу одну историю.
(Зажигает перед иконой свечу на столике. Дети садятся на ковер)
Василиса: Очень давно жил мальчик, звали его Николка. Он рос добрым, приветливым, ни в чем не нуждался. Однажды, он решил поделиться своим богатством с бедными. Темной ночью, разносил подарки бедным детям. Не для того, чтоб его похвалили, а от чистого сердца. Когда вырос – стал священником. Все любили Николая и считали его святым. Прошло много времени, но и сегодня, дети просят, что бы помог им вырасти добрыми и любить людей. Послушным детям он кладет подарки в валенок или под подушку. А непослушным – прутик, что бы они подумали о своем поведении. [1]
(Авторский перевод с украинского)
Василиса: А теперь давайте приглядимся, как изображен святой Николай на иконе? Это Никола Зарайский, правой рукой он благословляет, а в левой - держит святую книгу. Он добрый, но одновременно торжественный и строгий. Николай Чудотворец спускается с небес, на заснеженную русскую землю и смотрит, не нужна ли кому помощь? Как вы думаете, кто ему помогает? Один ли он творит чудеса? (Ответ детей) Правильно! Это ангелы.
(Дети исполняют “Песню про ангелов”)
Василиса: Очень похож святой Николай на Дедушку Мороза. С такой же седой бородой и мешком с подарками. Ночью 19 декабря, если прислушаться, можно услышать серебряные звоночки, которые оповещают прибытие святого Николая. Возьмите колокольчики и спойте песню.
Ребенок:
Сел на сани Николай
В шубе, теплых рукавицах,
Ангелочек, погоняй,
Чтоб на землю не свалиться.
Быстро лошади летят
Снег искрит подковами,
Колокольчики бренчат,
Звонкие, веселые. [2]
(Авторский перевод с украинского)
(Дети исполняют песню “В добрый час, Николай”)
(Мелодия авторская, текст адаптирован из сборника народных духовных стихов “Богогласник народа нашего”) [3]
Ой, кто душой
Николая любит,
Ой, кто крепко
С Николаем дружит,
Тому святый Николай помогае,
В добрый и недобрый час, Николае.
Ой, кто живет
Живет в его дворе,
Ой, кто странник
На земле и море,
Тому святый Николай помогае,
В добрый и недобрый час, Николае.
Ой, кто его
Имя прославляет,
Кто светлое
Имя величает.
Тому святый Николай помогае,
В добрый и недобрый час, Николае.
Василиса: Посмотрите, какая у меня есть волшебная труба.
(Дети в кругу передают друг другу “волшебную трубу” и рассказывают о добрых делах своих друзей) [1]
Василиса: Как много добрых дел сделали наши дети. Святой Николай был бы доволен. Какие вы знаете стихи, пословицы, поговорки о празднике? А ведь по погоде на зимний Николин день приметливые наши предки судили о предстоящей зиме и о будущем лете.
1 ребенок:
На Николу Зимнего первые морозы
Разукрасят инеем ветки на березах.
Заметет дорогу змейкам и пурга,
К нашему порогу принесет снега.
2 ребенок: На Николу иней – урожай сильный.
3 ребенок:
На Николу крепись – хоть разопнись,
После Николы живи, не тужи.
4 ребенок: Хвали зиму после Николина дня.
(Василиса предлагает детям спеть песню. Исполняется песня “Николай святой, приди”. Мелодия авторская)
1 куплет.
Целый вечер ныне
У окна сижу,
Потому, что в гости
Николая жду.
Припев:
Николай ты святой
Поскорей приди
Николай ты святой
Поскорей приди
2 куплет.
Слушаюсь я маму,
Помогаю ей,
С добрыми словами,
Обращаюсь к ней.
Припев: тот же.
3 куплет.
Отче Николай,
Всей моей родне
Подари счастливо
Жить на сей земле.
Припев: тот же. [4]
Василиса: На праздниках, на гуляньях в Николин день затевались веселые игры. Поиграем? (Ответ детей)
Сначала отгадайте загадку:
Стоят вилы, на вилах – бочка,
На бочке – кочка, что это?
(Достает из корзины куклу – Кострому
(пук соломы, одетый в женский наряд),
отдает девочке)
Девочка:
Кострома, Кострома
Свет – государыня моя
Как тебя мы наряжали,
Лето – осень провожали
Зиму повстречали! [5]
(Дети играют в русскую народную игру “Кострома”)
Василиса: Молодцы, детушки, порадовали меня. Я тоже хочу вас одарить. Испекла я из муки нового урожая медовые пряники “николайчики”, но не успела украсить. Может быть, вы мне поможете?
(Дети расписывают “николайчики” глазурью)
Василиса:
Над селом дымки плывут,
Пряники в домах пекут,
Всех гостей вы угостите,
И на танец пригласите!
(Дети преподносят гостям расписные пряники, предлагая отведать вкусное угощение, и приглашают на пляску)
(Общий танец “Калинка”)
(Русская народная мелодия)
Василиса: Вот и закончились наши посиделки.
(Дети под музыку покидают зал)
Литература
- Заняття 16 Зимовi розваги. Свято святого Миколая.
- Заняття “Iде святий Миколай”.
- Детский журнал “Свечечка”, 2008 г.
- О.Н Антонюк. Комплексное занятие для старших дошкольников “В гостях у Ивана да Марьи накануне праздника Святого Николая”.
- М.Ю. Новицкая “Раз, два, три, четыре, пять, мы идем с тобой играть” Русский детский игровой фольклор.