Урок по теме "Роль декоративного искусства в обществе"

Разделы: МХК и ИЗО


Цель урока: выявить роль декоративного искусства в обществе на примере вазописи Древней Греции.

Задачи урока:

  • расширить знания учащихся о декоративном искусстве Древней Греции;
  • продолжить формирование умений работать в группе по поставленной задаче (распределение поручений, соблюдение норм времени и инструкций);
  • воспитание прекрасного через зрительные и материальные образы.

Тип урока: урок постановки и решения учебной задачи.

Виды деятельности: постановка задачи, беседа, работа в группах, защита работы.

Оборудование: компьютерная презентация “Роль декоративного искусства в обществе”, цветная бумага, клей, ножницы, карандаши, образцы ваз.

Этапы урока

1. Организационный момент.

Взаимное приветствие.

С каким настроением вы пришли на урок? Нарисуйте свое настроение на альбомном листе.

2. Постановка учебной задачи.

Мы продолжаем изучать “Роль искусства в обществе” и сегодня попытаемся выяснить, как отображается жизнь людей в декоративном искусстве. Презентация

Рассмотрим эту тему на примере одного из самых развитых обществ древних цивилизаций – древнегреческого.

Искусство Древней Греции – одно из самых значительных явлений мировой художественной культуры.

Вспомним известные

  • древнегреческие храмы,
  • скульптуры,
  • живопись

Искусство Древней Греции оказало самое большое влияние на последующие поколения. Его спокойная и величественная красота, гармония и ясность служили образцом и источником для позднейших эпох истории культуры.

Одной из самых высокоразвитых областей искусства была вазопись. В Афинах были целые кварталы ремесленников - керамик, в котором работали гончара и художники, специалисты по росписи ваз. Керамическое искусство в Древней Греции очень ценилось, об этом говорят записанные на вазах имена гончаров без живописцев.

Были созданы тысячи мастерских для формовки и росписи разнообразных сосудов:

  • амфор для масла и вина,
  • кратеров для смешивания вина с водой (как было принято на греческих пирах),
  • гидрий для воды и других.

Перед вами древнегреческая ваза. Что вы можете рассказать о ней? (Ее форме, предназначении, цветовой гамме, сюжете)

Да, вазы – это прекрасный материал для изучения истории и культуры Древней Греции.

Можно ли на примере древнегреческой вазописи узнать о жизни людей древнегреческого общества?

Давайте попытаемся это сделать.

3. Решение учебной задачи.

Рассмотрим элементы вазописи.

О чем расскажут они нам?

- работа в рудниках,

- кузнечная мастерская,

- работа гончара,

- работа вазописеца,

- отливка бронзовой статуи,

- торговля,

- сельское хозяйство,

- школа.

Мы видим, что росписи на вазах, интересны еще и тем, что они повествуют о жизни древних греков, об их внешности, предметах быта, обычаях и многом другом.

4. Подготовка к практической части. Актуализация знаний.

  • А теперь для того, чтобы выполнить практическую работу, вспомним, какие виды вазописи существовали? (Чернофигурные и краснофигурные)
  • Чем они отличались?

В древнейших вазах на обожжённую красную поверхность наносили чёрным лаком силуэты людей и животных. На них процарапывали иглой очертания деталей - они проступали в виде тонкой красной линии. Но этот приём был неудобен, и позднее стали оставлять фигуры красными, а промежутки между ними закрашивали чёрным. Так было удобнее прорисовывать детали - их делали на красном фоне чёрными линиями.

VI в. до рождества христова является особым расцветом чёрнофигурной керамики - называемый чёрнофигурный стиль ваз. В Афинской керамике глина перед обжиганием красилась охрой, которая придавала вазам красновато-оранжевый оттенок. На таком фоне чёрным лаком рисовались фигуры людей и зверей, орнаменты. Рисунки чёрнофигурной керамики - силуэтные.

Меньше чем 530 лет до рождества христова афинские мастера создали декоративную технику краснофигурных ваз. На обожженные поверхности ваз они наносили контуры рисунков, оставшуюся площадь закрашивали чёрным лаком. Позже пером или кисточкой заканчивали контурные рисунки: линиями подчёркивали черты лица, мускулатуру тела, складки одежды.

5. Практическая часть.

Конкретизация задачи: внимательно прочитайте инструкцию и распределите работу в группах так, чтобы у каждого было задание и вся группа справилась бы за 20 минут. Учитывая изученный материал, создайте эскиз вазы, на которой изображались бы занятия людей в Древней Греции, и расскажите об этом.

Инструкция для учащихся.

  1. Выбрать силуэт вазы и вырезать его из бумаги красного цвета.
  2. Выбрать и вырезать орнамент, оформить его на вазе.
  3. Выбрать сюжет для вазописи, нарисовать фигуры, вырезать их и наклеить на вазу.
  4. Подготовить рассказ об этом виде вазописи от имени греческого экскурсовода.

6. Импровизированная выставка и защита работ.

7. Подведение итогов урока: какова роль декоративного искусства в обществе?

8. Домашнее задание: клей, краски, альбом, цветная бумага.

Приложение