Программа дополнительного образования "Химия в повседневной жизни"

Разделы: Внеклассная работа


Программа дополнительного образования направлена на повышение общего кругозора учащегося. Также способствует более осознанному выбору учащимися профессии старшего ступени обучения. Она имеет научно-исследовательскую направленность. Программа дополнительного образования является неотъемлемой частью программы школы экологического воспитания: «Формирование экологического мировоззрения и здорового образа жизни». Занятия по этой программе позволит учащимся, с одной стороны, использовать положительные свойства веществ и явлений в быту и, с другой стороны, избежать их отрицательного влияния на организм. Экологическая проблема на сегодняшний день является глобальной проблемой всего человечества. Одна из значимых проблем для жизни человека – проблема здорового питания, качества воздуха, воды и воздействие веществ окружающих нас. Необходимость разработки данного курса определяется учебно-воспитательным направлением, школы целью которого является воспитание экологической культуры школьников через формирование экологических знаний, умений, а также экологически грамотного поведения.

Раздел 11 «Что мы едим, чем дышим, и что мы пьем?» полностью посвящен на теоретическое и практическое изучение свойства и качественного пищевых продуктов питьевой воды и воздуха. Курс интересен тем, что учащимся, в качестве исследования предлагаются привычные для них вещества и явления.

Основная идея заключается в расширении знаний учащихся о веществах, их свойствах и применение в быту.

Программа дополнительного образования интегрирует знания учащихся по биологии, химии, валеологии, развивает общий кругозор учащихся.

Цели программы:

– формирование внутренней мотивации изучения учащимися курса химии через – ознакомление с веществами и явлениями в быту;
– показать значение питания, воды и воздуха для организма человека, отметив химическую природу и биологическую роль составных частей пищи;
– формирование исследовательской культуры у учащихся;
– воспитание бережливого отношения к своему здоровью.

Задачи:

1. Создание условий для раскрытия значимости предметных знаний для решения практических проблем.
2. Создание целостного представления о связи свойств веществ с их применением.
3. Создание положительного эмоционального отношения к учебному предмету.
4. Развитие познавательного интереса и творческих способностей учащихся.
5. Формирование здорового образа жизни.
6. Подготовка учащихся к выбору химического профиля.
7. Рассмотреть экологическое и гигиеническое значения питания.
8. Фрмировать умения изучать и оценивать качество пищевых продуктов.
9. Умение правильно использовать веществ, окружающих нас.

Для решения этих задач программой предусмотрено: организация выполнения учащимися исследовательских и практических работ, лабораторных занятий, конференции, круглый стол, экскурсии.
Программа предназначена для учащихся 8–11-х классов, рассчитана на 204 часа, каждая тема программы соответствует одному занятию.

Особенности данного курса:

1. Основная деятельность учителя заключается в общем руководстве учебным процессом: он дает основополагающие знания, выстраивая их в четкой, логической последовательности, определяет совместно с учащимися план действий, направляет и корректирует деятельность учащихся.
2. Большинство видов деятельности выполняют сами учащиеся на занятиях. Они проводят наблюдения и эксперименты, анализируют, сравнивают, делают обобщения и выводы. Это возможно, потому что, изучаемые темы тесно связаны с нашей повседневной жизнью.
3. Большинство занятий предполагают предварительную опережающую деятельность учащихся, на основе которой и выстраивается занятие.
4. Учитывая, что объекты изучения и формы деятельности как учителя, так и учащихся весьма разнообразны, данная программа способствует развитию их творческого потенциала.
5. Предлагаемая программа дополнительного образования позволяет получать сведения об экологическом и гигиеническом значения питания, о пищевых веществах и их значения для организма.
6. Учащиеся получат рекомендации по рациональному питанию, так как питание – важный фактор окружающей среды, который воздействует на организм человека.
7. Учащиеся обучаются к выполнению исследовательских работ.

Программа рассчитана на 204 часа.

– Творческая работа – 10 работ.
– Исследовательская деятельность – 8 работ.
– Практические и лабораторные работы – 15 часов.
– Экскурсия – 3.
– Конференция – 2.
– Индивидуальная консультация – 44 (подготовка к научно-практическим конференциям).
– Выставка – 1.

Методические рекомендации

Приступая к реализации, курса рекомендуется познакомить учащихся с его целью, содержанием, формами работы, планируемыми результатами обучения.

Уже на первом уроке необходимо нацелить учащихся, что на последнем занятии будет подведен итог их деятельности за весь период изучения курса, определены и отмечены лучшие работы.

При изучении химического элементария рекомендуем сравнять содержание химических элементов в земной коре и в организме человека и на основе строения атомов углерода и кремния объяснить, почему углерод – основа живой природы, а кремний – основа неживой природы.

При изучении керамики, пластмасс предлагается творческая работа по составлению коллекции. Обычно составление коллекций относят к практическим работам, но данную работу можно сделать как творческую, так как при ее выполнении возможны самые разнообразные подходы. Например, кроме сбора и систематизации образцов, можно изготовить поделки из указанных материалов, иллюстрировать коллекцию интересными фактами, сообщениями и т.д.

При изучении процесса стирки предлагаем лабораторный опыт, в котором можно сопоставить не только моющие свойства стиральных средств, но и эффективность стирки в разных условиях.

При демонстрации опыта «Выведение пятен» можно показать удаление пятен разной природы (жировые, сока ягод, ржавчина) и эффективность действия разных пятновыводителей. Следует обратить особое внимание на влияние моющих и чистящих средств на организм человека, чтобы учитывать его при приобретении подобных средств.

При изучении средств косметики и парфюмерии предлагается творческая работа «Создание энциклопедии красоты и здоровья». Предполагается индивидуальная, парная или групповая работа по сбору и описанию подобных средств. Собранный материал следует систематизировать и сгруппировать воедино.

К занятиям по изучению химии вредных привычек рекомендуется дать опережающее задание о вредном влиянии курения и алкоголя на организм человека.

При изучении бытовых отходов проводится групповая разработка проекта. Каждая группа предлагает и защищает практически осуществимый способ переработки твердых бытовых отходов, в котором они сами могут принять непосредственное участие.

Итоговое занятие «Даем полезные советы» можно провести с участием родителей, учителей, учеников. На нем учащиеся демонстрируют то, чему они научились. Проводится выставка работ учащихся, выполненных за период изучения курса, отмечаются и награждаются лучшие работы учащихся. Данное занятие можно сделать праздником, следует только творчески подойти к его организации и проведению.

Литература:

1. Балуева Г.А., Осокина Д.Н. Все мы дома химики. М., 1980.
2. Буцкус П.Ф. Книга для чтения по органической химии. М., 1975.
3. Вилламо X. Косметическая химия. М., 1990.
4. Вовк Л.А. Как сохранить здоровье. Омск, 2003.
5. Газета «Химия». № 1. 2000; № 24, 25. 2001.
6. Газета «Химия». № 16. 2000; № 10–12, 23. 2001.
7. Газета «Химия». № 32. 2001.
8. Газета «Химия». №16–19. 2001.
9. Газета «Химия». № 38, 40, 43. 2001.
10. Газета «Химия». № 39, 41. 2000; № 23, 26. 2001.
11. Газета «Химия». № 8, 9, 13, 14, 22. 2001.
12. Газета «Химия». № 8, 9, 14, 20. 2001.
13. Газета «Химия» // Издательский дом «Первое сентября». № 16–19. 2001.
14. Гольдфельд М.Г. Химия и общество. М., 1995.
15. Гроссе Э., Вайсмантель X. Химия для любознательных. Л., 1987.
16. Ивченко Л.А., Макареня А.А. Валеология на уроках неорганической химии. Тобольск, 1998.
17. Козловский А.Л. Химия в быту / Серия «Химия». М., 1974. № 9.
18. Крицман В.А. Книга для чтения по неорганической химии. М., 1993.
19. Кузьмина Н.И. Прикладная экология и здоровье населения // Метод. пособие. Вып. 1. Омск, 1997.
20. Кукушкин Ю.Н. Химия вокруг нас. М., 1992.
21. Макарова Н.А. и др. Валеология и органическая химия. Рабочая тетрадь. Вып. 1. М., 1997.
22. Макарова Н.А. и др. Валеология и органическая химия. Рабочая тетрадь. Вып. 2. М., 1997.
23. Макарова Н.А. Программы спецкурсов по химии для 10–11 кл. // Общ. школ ест. научн, профиля. Омск, 2002.
24. Пальцев А.И. Питание и здоровье. Новосибирск, 2004-06-23.
25. Попов А.М. Химия и экология. Омск, 2002.
26. Попов А.М. Химия и охрана окружающей среды в Омском регионе. Ч. 1. Омск, 1999.
27. Попов А.М. Химия и охрана окружающей среды в Омском регионе. Ч. 2. Омск, 1999.
28. Скурихин И.М., Нечаев А.П. Все о пище с точки зрения химика. М., 1991.
29. Шапиро С. Алкоголь и другие наркотические вещества // Учебная программа по обучению здоровому образу жизни для средних школ Центральной и Восточной Европы. Нижний Новгород, 1994.
30. Шапиро С. Профилактика курения. Программа обучения здоровому образу жизни для средних школ стран Центральной и Восточной Европы. Нижний Новгород, 1994.
31. Эйхлер В. Яды в нашей пище. М., 1993.
32. Эмануэль Н.М, Зайцев Г.Е. Химик и пища. М.: Наука, 1986.
33. Юдин А.М. и др. Химия для вас. М., 1933.
34. Ягодинский В.Н. Школьнику о вреде никотина и алкоголя. М.: Просвещение, 1986.