Экология и дошкольники

Разделы: Работа с дошкольниками


Мир природы удивителен и прекрасен. Однако далеко не все способны видеть эту красоту; многообразие цвета, форм, разнообразие красок неба, листьев, воды…

Умение «смотреть» и «видеть», «слушать» и «слышать» не развивается само собой, не даётся от рождения в готовом виде, а воспитывается. Природа – это бесконечный источник эмоциональных состояний, неугасимого желания познавать.

Поэтому я в своей работе уделяю большое внимание экологическому воспитанию детей.

Цель экологического воспитания – формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой. Опыт показывает, что в старшем дошкольном возрасте дети без особых усилий усваивают комплекс экологических знаний, если знания преподносятся в доступной, увлекательной форме и если учитывается интерес ребёнка к природным явлениям.

Мы рождены природой, и никогда человек не потеряет связи с ней. Но нужно обладать терпением, нужно иметь внимательный глаз и чуткую душу, чтобы увидеть тихую прелесть крохотного полевого цветка или игру красок во время заката, буйное цветение сирени, заслушаться звонким пением птиц.

Природа – великий учитель!

Экологическое воспитание очень тесно связано с нравственным воспитанием – это воспитание человечности, доброты, милосердия, ответственного отношения к природе, людям, которые живут рядом. Большую часть в экологическом воспитании я отвожу беседам. Очень интересно, когда дети используют ситуации, основанные на личных наблюдениях и опыте, приводя конкретные случаи из жизни. Например, во время беседы о птицах, Сережа  рассказал, как они с мамой подобрали на улице голубя с раненым крылом, как они выхаживали его, а затем отпустили на волю. Беседуя с детьми, побуждаю их думать и говорить. Задавая ребятам два-три вопроса, даю им возможность высказаться. Это позволяет понять, о чём они думают, что знают из личного опыта. Однако, не по всем вопросам у детей есть знания, например, вряд ли дети располагают достаточными сведениями о природных заповедниках, если они живут вдали от них.

Здесь стараюсь продумать, как сообщить важную информацию, используя красочные альбомы, открытки, слайды, видеофильмы.

Когда рассказываю о природе и её богатствах, ставлю своей задачей не только воспитание бережного отношения ко всему живому, но и воспитание национальной гордости за свою страну, в которой создана сеть природных заповедников и национальных парков, где оберегаются первозданность природы, как национальное достояние, а так же памятники природы, пронесшие свою красоту и уникальность через века.

Эстетический фон для занятий создают стихи, загадки, песни. Они позволяют построить работу, чередуя разнообразные методические приёмы с художественным словом, что сделает занятие запоминающимся для детей.

Литературный материал незаменим в воспитательной работе, поскольку детям легче оценивать поведение и поступки других, чем свои собственные.

Задача педагога заключается в том, чтобы воспитывать в детях отзывчивость, стремление сочувствовать другим людям, быть ответственным и заботиться о зверях, птицах, рыбах, земноводных, насекомых и обо всех удивительных и прекрасных природных сообществах.

В период дошкольного детства у ребёнка происходит интенсивное социальное развитие, которое осуществляется при его взаимодействии с окружающими, взрослыми и сверстниками. Ребенок учится следовать определенным общественным нормам и правилам поведения, и, если в этот процесс будет включено не только формирование эмоционально-положительного отношения к солнцу, чистой воде, свежему воздуху, растениям и животным, но и норм поведения, не наносящего вреда всему живому, сберегающего и восстанавливающего природу, - это принесёт положительный результат не только в детстве, но и во взрослой жизни человека.

Список используемой литературы

1. Т.М.Бондаренко. «Экологические занятия с детьми» Т.Ц. «Учитель» 2002г.

2. В.Н.Чернякова «Экологическая работа в ДОУ». Творческий центр «Сфера» 2008г.

3. О.А.Скоролупова. «Занятия с детьми дошкольного возраста». Издательство «Скрипторий» 2004г.

4. С.Н.Николаева. «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве». Новая школа. Москва 1995г.