Цели: формирование навыков культурного поведения ; развитие потребностей проявлять заботу о других; развитие умения видеть красивое в поступках людей, побуждать ребёнка совершать добрые поступки в жизни.
Оборудование: ПК, проектор, экран, презентация к празднику (Приложение 1).
Ход мероприятия
- Дорогие ребята! Посмотрите, друг другу в глаза, улыбнитесь, передайте частичку своего хорошего настроения другому.
Если добрым вырос ты,
Злыднем быть не пробуй,
Не стесняйся доброты,
А стесняйся злобы (Слайд №1)
Вот видите, от ваших улыбок уютнее и светлее стало в зале.
(Исполняется песня «Улыбка», муз. В. Шаинского)
- Доброта — это стремление человека сделать счастливыми других людей.
Понять и исполнить желание другого -
Одно удовольствие, честное слово.
Вежливость — это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой. (Слайд №2)
Достаётся не дёшево
Счастье трудных дорог.
Что ты сделал хорошего,
Чем ты людям помог?
Может строишь ракету?
Гидростанцию? Дом?
Согреваешь планету
Своим мирным трудом?
Иль под снежной порошей
Жизнь спасаешь кому!
Делать людям хорошее -
Хорошеть самому.
- Много славных дел ждёт вас, но, прежде всего, вы должны вырасти настоящими людьми, добрыми, смелыми, отзывчивыми, вежливыми. Этому нужно учиться с детства.
С. Маршак «Ежели вы вежливы».(Слайд №3)
Ежели вы вежливы
И к совести не глухи,
Вы место без протеста
Уступите старухе.
Ежели вы вежливы,
В душе, а не для виду,
В троллейбус вы поможете
Взобраться инвалиду.
И, ежели вы вежливы,
То, сидя на уроке,
Не будете с товарищем
Трещать, как две сороки.
И, ежели вы вежливы,
Поможете вы маме
И помощь ей предложите
Без просьбы - то есть сами.
И, ежели вы вежливы,
То в разговоре с тётей,
И с дедушкой, и бабушкой
Вы их не перебьёте.
И, ежели вы вежливы,
То вам, товарищ, надо
Всегда без опоздания
Ходить на сбор отряда.
Не тратить же товарищам,
Явившимся заранее,
Минуты на собрание,
Часы на ожидание!
И, ежели вы вежливы,
Тому, кто послабее,
Вы будите защитником,
Пред сильным, не робея.
Знал одного ребёнка я.
Гулял он с важной нянею.
Она давала тонкое
Ребёнку воспитание.
Был вежлив этот мальчик.
И, право, очень мил.
Отняв у младших мячик,
Он их благодарил,
«Спасибо!» - говорил.
Нет, ежели вы вежливы,
То вы благодарите.
Но мячика у мальчика
Без спросу не берите!
- Для того, чтобы стать вежливым, мы должны пользоваться «волшебными» словами, от которых становится теплее и радостнее. Сейчас мы проведём викторину: проверим, какие волшебные слова вы знаете.
- Растает даже ледяная глыба от слова тёплого ... (спасибо).
- Зазеленеет старый пень, когда услышит ... (добрый день).
- Мальчик вежливый и развитый говорит, встречаясь ...(здравствуйте).
- Когда нас бранят за шалости, говорим ...(простите пожалуйста).
И во Франции, и в Дании на прощанье говорят ...(до свидания).
-В книге А. Кондратьева «Счастливый парус» есть стихи о вежливых словах. (Слайд №4)
Добрый день.
- Добрый день! - тебе сказали.
Добрый день! - ответил ты.
Как две ниточки связали
Теплоты и доброты.Доброго пути
- Нам желают: «Доброго пути!» -
Будет легче ехать и идти.
Приведёт, конечно, добрый путь
Тоже к доброму чему-нибудь.Здравствуйте
- Здравствуйте! - ты скажешь человеку.
- Здравствуй! - улыбнётся он в ответ,
И, наверно, не пойдёт в аптеку,
И здоровым будет много лет.Пожалуйста
Отменить, что ли, слово «пожалуйста»?
Повторяем его поминутно.
Нет, пожалуй, без слова «пожалуйста»
Нам становится неуютно.Спасибо
- За что мы говорим «спасибо»?
За всё, что делают для нас.
И мы припомнить не смогли бы,
Кому сказали, сколько раз.Простите
Простите, я больше не буду
Нечаянно бить посуду
И взрослых перебивать.
И что обещал — забывать.
А если я всё же забуду, -
Простите, я больше не буду.
- Ребята, как вы думаете, отчего зависит сила волшебных слов? Правильно, многое зависит от того, как они сказаны: спокойно, приветливо или грубо и невежливо. Тогда они перестают быть «волшебными». Посмотрите, мы, кажется, попали в тупик Вредных советов. (Слайд №5)
Твёрдо знайте, верные друзья,
Вежливым, учтивым быть нельзя.
На любой вопрос найдёте вы ответы,
Коль послушаете Вредные советы. (Слайд №6)
Если ты на именины к другу близкому пришёл,
Для веселья есть причина, ногу положи на стол.
В светлый праздник, День рожденья
Друга ты облей вареньем. (Слайд №7)
Если ты пришёл к знакомым — не здоровайся ни с кем.
Слов «пожалуйста», «спасибо» никому не говори.
Отвернись и на вопросы ни на чьи не отвечай.
И тогда никто не скажет про тебя, что ты болтун. (Слайд №8)
Если к папе или маме тётя взрослая пришла
И ведёт какой — то важный и серьёзный разговор,
Нужно сзади незаметно к ней подкрасться, а потом
Громко крикнуть прямо в ухо: «Стой! Сдавайся! Руки вверх!» (Слайд №9)
Вот отличница соседка не дала тебе списать,
Настроение упало, схлопотал ты 2 опять.
Эту девочку прости и сюрпризом угости.
Ни конфеткой, ни ватрушкой — положи в портфель лягушку. (Слайд №10)
Если лужа на дороге, рядом девочка идёт.
Ты представь, что ты не мячик — реактивный самолёт.
С визгом ты промчись по лужам.
Поиграть ребёнку нужно. (Слайд №11)
Мы стихи вам почитали
Можно и похохотать,
Эти вредные советы
Запрещаем выполнять.
- Волшебное, доброе слово может подбодрить человека в трудную минуту, поможет рассеять плохое настроение.
Не только слова должны быть добрыми, но и поступки, чтобы за них не приходилось краснеть ни вам, ни родителям вашим, ни друзьям.
(Исполняются частушки.)
Заиграй-ка, балалайка,
Балалайка — три струны.
Запевайте, не зевайте,
Выходите, плясуны.
Тётя Сима попросила
Слазить Витю на чердак.
- Извините, тётя Сима,
Я вам вовсе не батрак.
Говорит лентяйке мать:
- Убери свою кровать.
- Я бы, мама, убрала,
Только я ещё мала.
Витя очень умный парень,
Может всё он смастерить.
Только «здравствуй» и «спасибо»
Не умеет говорить.
Лида в круг вбежала смело,
Завертелась, как юла,
И под музыку запела
Про знакомые дела.
В поезд входят три юнната:
«Ух, народу сколько тут!
Занимай места, ребята,
А то бабушки займут».
А наш Гриша ходит гордо,
В ход пускает кулаки.
У задиры под глазами
Не проходят синяки.
Мы весёлые частушки
Вам исполнили сейчас,
О себе, о дружбе нашей
И о кое-ком из вас.
- Грубость, неуважительное отношение к людям — признак плохого воспитания. Невоспитанными, грубыми с родителями, со своими товарищами и совсем незнакомыми людьми бывают не только мальчики, но и девочки.
(А. Барто «Любочка»). (Слайд № 12)
Синенькая юбочка.
Ленточка в косе.
Кто не знает Любочку?
Любу знают все.
Девочки на празднике
Соберутся в круг.
Как танцует Любочка!
Лучше всех подруг.
Кружится и юбочка,
И ленточка в косе.
Все глядят на Любочку,
Радуются все.
Но если к этой Любочке
Вы придёте в дом,
Там вы эту девочку
Узнаете с трудом.
Она кричит ещё с порога,
Объявляет на ходу:
- У меня уроков много,
Я за хлебом не пойду!
Едет Любочка в трамвае -
Она билета не берёт.
Всех локтями раздвигая,
Продвигается вперёд.
Говорит она, толкаясь,
- Фу, какая теснота! -
Говорит она старушке:
- Это детские места!
- Ну, садись,- вздыхает та.
Синенькая юбочка,
Ленточка в косе,
Вот какая Любочка
Во всей своей красе.
Случается, что девочки
Порой бывают грубыми,
Хотя не обязательно
Они зовутся Любами.
(Входят Буратино и Мальвина.) (Слайд № 13)
М. Здравствуй, Буратино!
Б. Здравствуй, Мальвина!
М. Что это ты невесёлый сегодня? Может быть задание не выполнил?
Б. (злобно выкрикивает) Потому что не умею себя сдерживать.
М. А ты как думаешь приятно с тобой говорить, когда ты такой сердитый?
Б. Вот ещё. Кто не хочет, пусть со мной не разговаривает, плакать не буду.
М. Буратино, ответь пожалуйста, каким тоном ты разговариваешь?
Б. Что значит — каким тоном? Обыкновенным!
М. Подожди, Буратино, пусть ребята тебе подскажут, действительно ли у тебя обыкновенный тон. (Дети говорят.) ... Я заметила, что ты говоришь таким тоном не только с ребятами, но и с папой Карло.
Б. Не было этого, не было, не было...
М. Ну вот, опять ты за своё. А когда ты говорил папе Карло: «Хочу мороженое, хочу мороженое» - разве это не было сказано капризным, недовольным тоном?
Б. Может быть, я иногда и говорю немного громко и капризно. Зато я хороший товарищ, всем помогаю, люблю всех повеселить. Только некоторые шуток не понимают.
Вот вчера, например, иду и вижу: Пьеро поскользнулся и как хлопнется на землю. Я, конечно начал смеяться и спросил у него: «Ну, как прошла посадка?» Он обиделся почему-то и ушёл. А что я плохого ему сказал? Или вот учительница двойку ему за кляксу поставила, а я, чтобы утешить его. спел: «Клякса — вакса — гуталин. на носу горячий блин!» Что тут было! Он очень рассердился. А ведь я развеселить его хотел.
М. Я думаю, что ребята правильно тебе сказали: ты поступил плохо. Нужно всегда подумать вначале: не обидишь ли ты человека тем, что ему скажешь. Нужно следить за своими словами.
- А теперь поиграем. Надо быть очень внимательным. Слушайте, не отвлекайтесь, если вы согласны, то отвечайте: «Это я, это я, это все мои друзья», а если нет – молчите. (Слайд №14)
Ведущие задают загадки по очереди.
Кто из вас, проснувшись бодро,
«С добрым утром» скажет твердо?Кто из вас, скажите, братцы,
Забывает умываться?У кого из вас в порядке
Сумка, книжки и тетрадки?Кто из вас в трамвае тесном
Уступает старшим место?Кто из вас молчит как рыба
Вместо доброго «спасибо»?Кто быть вежливым желает,
Малышей не обижает?Стать добрым волшебникомНу-ка, попробуй!
Тут хитрости вовсе не нужно особой.
Понять и исполнить
Желанье другого -
Одно удовольствие,
Честное слово!На клумбе — цветок,
Его листья повисли.
Грустит он ... о чём?
Угадал его мысли?Он хочет напиться,
Эй, дождик, полей!
И дождик струится
Из лейки твоей.А что же сестрёнка
Скучает в сторонке?
Волшебное что-нибудь
Сделай сестрёнке!И ты обернулся
Ретивым конём -
Галопом сестрёнка
Помчалась на нём!Хоть мама
Ещё не вернулась с работы,
Нетрудно узнать её думы, заботы.
«Вернусь,
Хорошо бы пошить, почитать...
Да надо
С уборкой возиться опять».
И ты совершаешь великое чудо -
Пол засверкал,
Засияла посуда!
И ахнула мама,
Вернувшись домой:
-Да это, как в сказке,
Волшебник ты мой!- Тогда и я хочу сказать вам на прощанье,
Перед тем, как нам расстаться
И уйти по домам,
Хочется мне попрощаться,
Пожелав при этом вам,
Чтобы добрыми вы были,
Слов волшебных не забыли,
Чтобы добрыми словами
Говорили вы с друзьями.
Заканчивается праздник исполнением песни Кота Леопольда.