Урок обучения грамоте по теме "Звуки [м], [м'], буквы М, м. Путешествие по Москве"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • познакомить детей со звуками [м], [м], буквами М, м;
  • формировать навык беглого слогового чтения;
  • работать над слого - звуковым анализом слов;
  • уделять внимание лексической работе;
  • развивать познавательные интересы;
  • обогащать словарный запас учащихся;
  • развивать логическое мышление, память, внимание учащихся; умение сравнивать, наблюдать и делать выводы;
  • расширять знание учащихся о столице России – Москве;
  • воспитывать чувство патриотизма.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться: «Доброе утро!»
Доброе утро  солнцу и птицам.
Доброе утро улыбчивым лицам!
И каждый становится добрым, доверчивым
И доброе утро длится до вечера.

Сегодня, ребята, у нас необычный урок. Вы будете не просто мальчиками и девочками, а великими путешественниками. Чтобы в пути нас не встретили трудности, проверим, всё ли мы взяли с собой в дорогу. Нам нужны: карточки для чтения, тетрадь по чтению, ручка,  хорошее настроение и верные друзья. Поднимите руки те, кто готов к путешествию.

II. Знакомство с новыми звуками и буквой

1. Начало путешествия

Помогать нам в дороге будет новая буква. А какая буква – мы сейчас узнаем. Ребята, встаньте парами и возьмитесь за руки.  Кто узнал нашу помощницу?

Дружно за руки мы встали и на “М” похожи стали. Слайд 1.

- Какая бывает буква М? (большая и маленькая,  заглавная и строчная, письменная и печатная)

- Напечатаем её в карте путешествий – в тетради по чтению.

- Прочитайте слова в вашей тетради: мыло, миска.

- Что общего в этих словах? (буква м)

- Составим схемы слов   Слайд 2.

- Что вы заметили? (У буквы М два звука [М]  и [М,])

- Какие это звуки? Работа со звуковичком.  (согласные, звонкие, твёрдые – мягкие). Слайд 3.

2. Знакомство с городом

Слайд 4.

- Столицы Европы мы знаем, друзья,
Но самую лучшую знаем же. Да?
И даже не буду подсказывать я,
Все знают ребята, что это …   Москва

- Буква М приглашает нас в путешествие по Москве. За время путешествия мы узнаем об этой букве много интересного, научимся читать с ней слияния и слова. Ну и, конечно же, о своём городе мы узнаем много интересного.

Нас посвятили в москвичи
Теперь ты даже не молчи.
Когда вопрос дадут тебе
Тебе – о нашей солнечной Москве.
Ты должен всё о ней узнать,
Что надо гостю показать.
Где памятник, где Мавзолей,
И где в Москве какой музей.
Мы будем изучать Москву,
А я вам в этом помогу,
Ведь москвичи мы вместе с вами,
Кто сколько будет знать – решайте сами.

- Закройте глаза и мы отправимся в путешествие. Приложение 2. Слайд 5.

3. «Встреча с тремя богатырями»

Мы опустилась на большое поле. Посмотрите, кто это? Это богатыри земли русской: Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алёша Попович.

(Репродукция картины “Три богатыря”). Слайд 6.

Выехали они в чистое поле, смотрят в разные стороны, не появятся ли враги. Вскинет тогда острую пику Илья Муромец, выхватит из ножен меч Добрыня Никитич, натянет тетиву лука Алёша Попович. И никакая сила не заставит отступить отважных богатырей, ведь за спиной у них, за синими холмами родная земля.

Физминутка

Слайд 7.

Нахмурились богатыри: кто это появился на поле? Только тот, кто выполнит задание, имеет право находится здесь.

- Чтение слогов-слияний. Слайд 8.

- Заулыбались богатыри, они очень вам рады, потому что мы пришли с МИРОМ.

- Скажите, что обозначает слово МИР?

1. Это то, что вокруг нас, это вся Земля.

2. Это дружеские взаимоотношения между людьми.

Составим слово МИР, порадуем богатырей. (Печатание слова в тетрадях и на доске, составление  схемы слова). Слайд 9.

4. «Встреча с Иваном-царевичем и Серым волком»

Слайд 10.

Поехали богатыри дальше, а наш путь лежит в Москву.

- Ой, ребята, посмотрите, в какую чащу леса мы забрались! Кто же это мчится сквозь бурелом? Это Иван-царевич спасает свою невесту от злой Бабы-Яги! Кто из вас догадался, почему он это делает? Верно, любовь придаёт человеку силу, мужество, стремление совершить подвиг, чтобы спасти близкого человека. А есть ли у вас любимые люди? Конечно, это ваши родители, ваша мама. Напечатаем слово МАМА и составим к нему схему. Слайд 11.

Давайте присядем за кустики, притаимся, не будем мешать нашим героям. Пусть они мчатся дальше без остановки.

Отдых для глаз. Слайд 12.

5. Встреча с куклами, одетыми в русские национальные костюмы

Слайд 13.

Пойдёмте дружно вперёд. Посмотрите, кто нас встречает. Это русские красавицы Машенька и Настенька. Они очень любят гостей и предлагают поиграть.

Настенька в синем сарафане собирает только согласные. Машенька в красном – гласные. Они перепутали все буквы. Помогите каждой девочке собрать свою группу букв.

А, П, Р, О, Л, К, Н, Т, И, У, Г, С

Но Настенька принесла с собой два сундучка: железный и деревянный. В железный сундучок надо положить звонкие согласные, а в деревянный – глухие согласные.

А Машенька просит разделить её буквы на две группы: гласные, перед которыми согласные произносятся мягко и гласные, перед которыми согласные произносятся твёрдо. Слайд 14.

- А мы с вами пойдем дальше.

6. Посещение Москвы. Работа с картой России

Слайд 15.

Посмотрите, какой красивый город перед нами!

Где мы находимся? Совершенно верно, мы в столице нашей Родины (подготовленные дети читают стихотворение).

Город чудный, город древний,
Ты вместил в свои концы
И посады и деревни,
И палаты, и дворцы!

Опоясан лентой пашен,
Весь пестреешь ты в садах...
Столько храмов, столько башен
На семи твоих холмах!..

...Процветай же славой вечной,

Город храмов и палат,
Град срединный, град сердечный,
Коренной России град!

Если посмотреть на карту, Москва находится на полпути между Белым и Чёрным морями, Уральскими и Карпатскими горами — в центре Русской равнины. А Русская равнина является наиболее заселённой, освоенной и богатой историческими традициями частью страны.  Первое упоминание о Москве появилось в летописи 1147 года. С этой даты принято отсчитывать возраст столицы России. В состав древнего города постепенно вошло множество деревень, сел и небольших городков. Теперь на их месте стоят новые многоэтажные дома или современные деловые центры. За долгие годы своего существования Москва сильно выросла. В этом легко убедиться, если вы посмотрите в окно своего дома. До наших дней от прежних населенных пунктов сохранились лишь названия некоторых улиц, площадей и районов. Поэтому сейчас очень сложно поверить в то, что когда-то Москва была совсем крохотной.  Это не только древний, но и современный город со множеством заводов, театров, институтов, стадионов…  Расспросите взрослых о том, что интересного есть в вашем городе. Наверняка, они расскажут вам о Москве много нового. С радостью отведут вас в парк или музей, в театр или цирк.

В Москве есть масса возможностей провести время с пользой. Будьте любознательны — и Москва откроет вам все свои секреты!

7. Работа в группах

Слайд 16.

Собрать из набора слов предложение: Москва – столица нашей Родины.

III. Итог урока

Клип на песню О.Газманова «Москва».

С какой буквой мы сегодня путешествовали?

Что нового вы о ней узнали?

Сегодня на нашем уроке нам помогал художник Виктор Васнецов. Репродукции его картин помогли путешествовать по Древней Руси. Сами картины можно увидеть в Третьяковской галерее города Москвы.

Сегодня вы отлично поработали! Молодцы!

К уроку прилагается презентация.