Цели:
- познакомить детей со звуками [м], [м], буквами М, м;
- формировать навык беглого слогового чтения;
- работать над слого - звуковым анализом слов;
- уделять внимание лексической работе;
- развивать познавательные интересы;
- обогащать словарный запас учащихся;
- развивать логическое мышление, память, внимание учащихся; умение сравнивать, наблюдать и делать выводы;
- расширять знание учащихся о столице России – Москве;
- воспитывать чувство патриотизма.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться: «Доброе утро!»
Доброе утро солнцу и птицам.
Доброе утро улыбчивым лицам!
И каждый становится добрым, доверчивым
И доброе утро длится до вечера.
Сегодня, ребята, у нас необычный урок. Вы будете не просто мальчиками и девочками, а великими путешественниками. Чтобы в пути нас не встретили трудности, проверим, всё ли мы взяли с собой в дорогу. Нам нужны: карточки для чтения, тетрадь по чтению, ручка, хорошее настроение и верные друзья. Поднимите руки те, кто готов к путешествию.
II. Знакомство с новыми звуками и буквой
1. Начало путешествия
Помогать нам в дороге будет новая буква. А какая буква – мы сейчас узнаем. Ребята, встаньте парами и возьмитесь за руки. Кто узнал нашу помощницу?
Дружно за руки мы встали и на “М” похожи стали. Слайд 1.
- Какая бывает буква М? (большая и маленькая, заглавная и строчная, письменная и печатная)
- Напечатаем её в карте путешествий – в тетради по чтению.
- Прочитайте слова в вашей тетради: мыло, миска.
- Что общего в этих словах? (буква м)
- Составим схемы слов Слайд 2.
- Что вы заметили? (У буквы М два звука [М] и [М,])
- Какие это звуки? Работа со звуковичком. (согласные, звонкие, твёрдые – мягкие). Слайд 3.
2. Знакомство с городом
Слайд 4.
- Столицы Европы мы знаем, друзья,
Но самую лучшую знаем же. Да?
И даже не буду подсказывать я,
Все знают ребята, что это … Москва
- Буква М приглашает нас в путешествие по Москве. За время путешествия мы узнаем об этой букве много интересного, научимся читать с ней слияния и слова. Ну и, конечно же, о своём городе мы узнаем много интересного.
Нас посвятили в москвичи
Теперь ты даже не молчи.
Когда вопрос дадут тебе
Тебе – о нашей солнечной Москве.
Ты должен всё о ней узнать,
Что надо гостю показать.
Где памятник, где Мавзолей,
И где в Москве какой музей.
Мы будем изучать Москву,
А я вам в этом помогу,
Ведь москвичи мы вместе с вами,
Кто сколько будет знать – решайте сами.
- Закройте глаза и мы отправимся в путешествие. Приложение 2. Слайд 5.
3. «Встреча с тремя богатырями»
Мы опустилась на большое поле. Посмотрите, кто это? Это богатыри земли русской: Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алёша Попович.
(Репродукция картины “Три богатыря”). Слайд 6.
Выехали они в чистое поле, смотрят в разные стороны, не появятся ли враги. Вскинет тогда острую пику Илья Муромец, выхватит из ножен меч Добрыня Никитич, натянет тетиву лука Алёша Попович. И никакая сила не заставит отступить отважных богатырей, ведь за спиной у них, за синими холмами родная земля.
Физминутка
Слайд 7.
Нахмурились богатыри: кто это появился на поле? Только тот, кто выполнит задание, имеет право находится здесь.
- Чтение слогов-слияний. Слайд 8.
- Заулыбались богатыри, они очень вам рады, потому что мы пришли с МИРОМ.
- Скажите, что обозначает слово МИР?
1. Это то, что вокруг нас, это вся Земля.
2. Это дружеские взаимоотношения между людьми.
Составим слово МИР, порадуем богатырей. (Печатание слова в тетрадях и на доске, составление схемы слова). Слайд 9.
4. «Встреча с Иваном-царевичем и Серым волком»
Слайд 10.
Поехали богатыри дальше, а наш путь лежит в Москву.
- Ой, ребята, посмотрите, в какую чащу леса мы забрались! Кто же это мчится сквозь бурелом? Это Иван-царевич спасает свою невесту от злой Бабы-Яги! Кто из вас догадался, почему он это делает? Верно, любовь придаёт человеку силу, мужество, стремление совершить подвиг, чтобы спасти близкого человека. А есть ли у вас любимые люди? Конечно, это ваши родители, ваша мама. Напечатаем слово МАМА и составим к нему схему. Слайд 11.
Давайте присядем за кустики, притаимся, не будем мешать нашим героям. Пусть они мчатся дальше без остановки.
Отдых для глаз. Слайд 12.
5. Встреча с куклами, одетыми в русские национальные костюмы
Слайд 13.
Пойдёмте дружно вперёд. Посмотрите, кто нас встречает. Это русские красавицы Машенька и Настенька. Они очень любят гостей и предлагают поиграть.
Настенька в синем сарафане собирает только согласные. Машенька в красном – гласные. Они перепутали все буквы. Помогите каждой девочке собрать свою группу букв.
А, П, Р, О, Л, К, Н, Т, И, У, Г, С
Но Настенька принесла с собой два сундучка: железный и деревянный. В железный сундучок надо положить звонкие согласные, а в деревянный – глухие согласные.
А Машенька просит разделить её буквы на две группы: гласные, перед которыми согласные произносятся мягко и гласные, перед которыми согласные произносятся твёрдо. Слайд 14.
- А мы с вами пойдем дальше.
6. Посещение Москвы. Работа с картой России
Слайд 15.
Посмотрите, какой красивый город перед нами!
Где мы находимся? Совершенно верно, мы в столице нашей Родины (подготовленные дети читают стихотворение).
Город чудный, город древний,
Ты вместил в свои концы
И посады и деревни,
И палаты, и дворцы!Опоясан лентой пашен,
Весь пестреешь ты в садах...
Столько храмов, столько башен
На семи твоих холмах!.....Процветай же славой вечной,
Город храмов и палат,
Град срединный, град сердечный,
Коренной России град!
Если посмотреть на карту, Москва находится на полпути между Белым и Чёрным морями, Уральскими и Карпатскими горами — в центре Русской равнины. А Русская равнина является наиболее заселённой, освоенной и богатой историческими традициями частью страны. Первое упоминание о Москве появилось в летописи 1147 года. С этой даты принято отсчитывать возраст столицы России. В состав древнего города постепенно вошло множество деревень, сел и небольших городков. Теперь на их месте стоят новые многоэтажные дома или современные деловые центры. За долгие годы своего существования Москва сильно выросла. В этом легко убедиться, если вы посмотрите в окно своего дома. До наших дней от прежних населенных пунктов сохранились лишь названия некоторых улиц, площадей и районов. Поэтому сейчас очень сложно поверить в то, что когда-то Москва была совсем крохотной. Это не только древний, но и современный город со множеством заводов, театров, институтов, стадионов… Расспросите взрослых о том, что интересного есть в вашем городе. Наверняка, они расскажут вам о Москве много нового. С радостью отведут вас в парк или музей, в театр или цирк.
В Москве есть масса возможностей провести время с пользой. Будьте любознательны — и Москва откроет вам все свои секреты!
7. Работа в группах
Слайд 16.
Собрать из набора слов предложение: Москва – столица нашей Родины.
III. Итог урока
Клип на песню О.Газманова «Москва».
С какой буквой мы сегодня путешествовали?
Что нового вы о ней узнали?
Сегодня на нашем уроке нам помогал художник Виктор Васнецов. Репродукции его картин помогли путешествовать по Древней Руси. Сами картины можно увидеть в Третьяковской галерее города Москвы.
Сегодня вы отлично поработали! Молодцы!
К уроку прилагается презентация.