Тип урока: комбинированный.
Структура урока
- Орг. Момент.
- Проверка выполнения домашнего задания.
- Всесторонняя проверка знаний.
- Подготовка учащихся к сознательному усвоению учебного материала.
- Усвоение новых знаний.
- Проверка понимания учащимися нового материала.
- Закрепление нового материала.
- Информация о д/з.
- Итог урока, оценивание, рефлексия.
Оборудование: карточки для моделирования правила по теме «Имя существительное», предметные картинки: весы, пальто, молоко, санки, ножницы, очки, кефир и др., мяч для проведения игры «Один – много», «Смайлики» для проведения рефлексии.
Цели урока
- Коррекционно-образовательная: формирование знаний учащихся о существительных, имеющих форму только единственного или только множественного числа.
- Коррекционно-воспитательная: формирование положительной учебной мотивации и развитие интереса к изучению русского языка.
- Коррекционно-развивающая: коррекция и развитие речи, внимания, мышления.
ХОД УРОКА
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
1. Организационный момент |
- Здравствуйте, ребята! Очень рада видеть вас, надеюсь на плодотворное сотрудничество. Покажите с помощью «смайликов» ваше настроение. В классе стало светлее от ваших улыбок.
|
Ребята приветствуют учителя, показывают настроение с помощью «смайликов». |
2. Проверка домашнего задания |
Давайте проверим, все ли смогли отгадать загадки и правильно, без ошибок записать отгадки? Объясните, в каких случаях вы записали отгадки с Ь на конце?
- Я вижу, что вы отлично справились с домашним заданием и усвоили, что в существительных женского рода после шипящих Ь пишется, а в существительных мужского рода – не пишется. |
Учащиеся называют отгадку, объясняют, написали ли после шипящей Ь или нет и почему. - Это ёж. Ёж – существительное мужского рода с шипящей на конце, Ь не пишется. - Плащ. Это существительное мужского рода, поэтому Ь после шипящей Щ не пишется. - Дочь. В конце слова пишем Ь, так как у существительных женского рода после шипящих пишется Ь. - Мяч. Существительное мужского рода, поэтому Ь после шипящей не пишем. - Врач. Существительное мужского рода, поэтому Ь после шипящей не пишем. - Ночь. В конце слова пишем Ь, так как у существительных женского рода после шипящих пишется Ь. |
3. Всесторонняя проверка знаний |
Прежде, чем записать дату – сделаем пальчиковую гимнастику: ДОМ
- Запишите дату урока. - На доске записаны буквы, составьте из них слова. РАВОП ЛЯРМА ЯШВЕ АЧВР Какое общее понятие объединяет эти слова? С одним из слов составьте и запишите предложение (минутка чистописания). С основами каких профессий вы знакомитесь на уроках трудового обучения? К какой части речи относятся записанные вами слова? (По ходу ответов учащихся учитель прикрепляет на магнитную доску опорные карточки для моделирования правила об имени существительном и его грамматических категориях) Как изменяются имена существительные? |
Учащиеся повторяют слова и выполняют движения пальчиковой гимнастики: Руки над головой "домиком". Руки перед глазами. Концы пальцев рук сомкнуты в "окошко". Ладони повёрнуты к себе, сомкнуты боковыми частями. Пальцы растопырены. Руки тянем вверх. Руки перед собой кольцом, пальцы соединены. Одна рука "пёс", мизинец отсоединить от других пальцев. Скрестить кисти рук, пальцы растопырены. "Стряхивающие" движения Предплечья прижаты. Пальцы-лепестки смотрят вверх. Учащиеся в тетрадях записывают дату. Учащиеся отгадывают слова, по одному выходят к доске, записывая их: ПОВАР МАЛЯР ШВЕЯ ВРАЧ Это профессии. На уроках труда мы знакомимся с основами профессии швея, повар, слесарь, столяр и др. Это имена существительные, так как обозначают предметы. Имена существительные изменяются по родам, числам и падежам. (Приводят свои примеры) |
4. Подготовка учащихся к сознательному усвоению учебного материала |
Сегодня на уроке мы продолжим изучать имя существительное и узнаем некоторые особенности изменения существительных по числам. Вспомните, что вы знаете об изменении имен существительных по числам? |
- Существительные, обозначающие один предмет – это существительные единственного числа: стол, стул, школа. - Существительные, обозначающие два или более предметов - существительные множественного числа: стулья, крылья, цветы. |
5. Усвоение новых знаний |
Сейчас мы с вами поиграем в игру с мячом «Один - много». Учитель бросает мяч одному из учеников, называя существительные единственного числа, ребенок должен вернут мяч, поставив это существительное во множественное число. Лампа, сказка, тетрадь, печенье, сахар, молоко. - Что мы можем сказать о существительных печенье, сахар, молоко? - Продолжим нашу игру, но сейчас я буду называть существительные множественного числа, а вы – эти же существительные, но в форме единственного числа. Моря, снега, парты, ножницы, весы, грабли. - Что мы можем сказать о существительных: ножницы, весы, грабли? - Какой общий вывод мы можем сделать? |
Учащиеся, поймав мяч, возвращают его учителю: Лампы, сказки, тетради, нет ответа, нет ответа, нет ответа. - У данных существительных нет множественного числа, только единственное число. Учащиеся, поймав мяч, возвращают его учителю: Море, снег, парта, нет ответа, нет ответа, нет ответа. - У данных существительных нет единственного числа. Не все существительные изменяются по числам. - Некоторые существительные имеют форму только единственного или только множественного числа. |
6. Проверка понимания учащимися нового материала |
Картинный диктант. Учитель демонстрирует предметные картинки, изображающие предметы, названия которых имеет форму только единственного или только множественного числа: кефир, пальто, санки, очки, молоко, домино, сахар и т.д. |
Учащиеся записывают существительные в два столбика, в первый – существительные единственного числа, во второй – существительные множественного числа. |
Физкультминутка |
Учитель вызывает к доске ученика, который проводит физкультминутку:
|
Ребята повторяют слова и движения физкультминутки. |
7. Закрепление нового материала |
Анализ и выполнение упражнения 184, стр.112. (учебник русского языка для 6 класса, авторы - Н. Г. Галунчикова и Э.В Якубовская) |
Учащиеся выполняют упражнение с последующей взаимопроверкой. |
8. Информация о д/з |
- Сходите на экскурсию в продовольственный магазин. Продукты, названия которых имеют форму только единственного числа «покупают» девочки, а продукты, названия которых имеют форму только множественного числа «покупают» мальчики. Запишите названия продуктов в тетрадь, укажите число имён существительных. |
Учащиеся записывают задание в дневники. |
9. Итог урока, оценивание, рефлексия |
- Итак, наш урок подошёл к концу. Скажите, что нового вы узнали об изменении имён существительных по числам? - Вы отлично работали сегодня на уроке, прошу вас выразить своё отношение к уроку с помощью «Смайликов». Мне очень приятно, что вы не только приобрели новые знания, но и сохранили хорошее, солнечное настроение. |
Не все существительные изменяются по числам. Некоторые существительные имеют форму только единственного числа: пальто, железо, кефир и др. Некоторые существительные имеют форму только множественного числа: прятки, духи, щипцы и др. Учащиеся показывают настроение с помощью «смайликов». |