Сценарий по профориентации в сфере бытовых услуг "Мастер своего дела"

Разделы: Внеклассная работа


В рамках деятельности городской опытно-экспериментальной площадки «Создание условий самоопределения школьников через использование технологий проектирования и дистанционного обучения» была проведена большая подготовительная работа среди учащихся 5-х классов. Им предлагалось познакомиться с профессиями сферы бытового обслуживания.

Выбор данных профессий не случаен, так как в повседневной жизни человек постоянно сталкивается с необходимостью обращения к тому или иному специалисту этой области; кроме того, у детей уже имеются первичные представления об этих профессиях, следовало лишь расширить их. Но цель данного проекта глубже, чем привычное в воспитательной практике знакомство с деятельностью представителей сферы услуг (фотографа, портного, парикмахера, ювелира, стилиста, часовщика, мастера по ремонту обуви и маникюру…). Прежде всего, подразумевалось, что в ходе проведенной работы по профориентации пятиклассники овладеют первичными навыками проектной деятельности.

В связи с этим были поставлены следующие задачи:

  • проведение мониторинга на определение уровня знания о профессиях в сфере бытовых услуг;
  • обучение работе со справочной литературой (посещение городской детской библиотеки);
  • знакомство с практической деятельностью кондитера, мастера по маникюру и визажиста через участие в мастер-классе (посещение занятий в учебно-производственном комбинате), а также овладение некоторыми практическими навыками в ходе занятий;
  • проведение информационно - познавательной экскурсии в Дом Быта;
  • создание собственного проекта по выбранной профессии (кластеры, синквейны);
  • создание классом проекта по определённой профессии (написание сценария, подготовка декораций);
  • обучение анализу и систематизации отобранного материала;
  • презентация профессий на общешкольном празднике «Город Мастеров» (в форме сказок);
  • проведение викторины на знания, полученные в ходе работы над проектом.

Сложность осуществления проекта состояла в том, что подобная работа впервые проводилась в нашем регионе. Приходилось выстраивать определённую схему взаимодействия с различными организациями; большая подготовительная работа была проделана на семинарских занятиях с классными руководителями.

Следует отметить, что предложенные нашей школой формы взаимодействия с УПК нашли распространение среди учебных заведений города.

На начальном этапе работы с учащимися большое внимание уделялось обучению основам проектирования. Знакомство с кластерами и синквейнами позволило выявить не только степень овладения материалом о профессиях сферы бытовых услуг, но вместе с тем решало задачу развития креативного начала школьников.

Знакомство с профессиями в реальной обстановке (в мастерской, в салоне, в кондитерском цехе…) по-настоящему заинтересовало учащихся, помогло расширить представление о специфике этих профессий, а также «примерить» эту роль на практике.

Презентация профессий и подготовка к ней явились заключительным этапом в работе по проекту. Именно здесь ребята показали, что они усвоили за этот период и какие навыки приобрели. В сказочной форме каждый класс представил выбранные ими профессии (жанр сказки наиболее соответствует психолого-возрастным особенностям пятиклассников). От ребят потребовалось проявить как знания специфики каждой из них, так и творческие способности: умение оформить декорации, выбрать костюмы и подобрать музыкальное сопровождение. При этом многие участники представления смогли продемонстрировать настоящий артистизм. Высока значимость подобной творческой работы, так как она состоит в передаче человеческих ценностей, которые впоследствии послужат основой для формирования личности подростка.

Результативность проекта определялась итоговым тестированием школьников, который показал, что 90% школьников правильно называют профессии сферы бытовых услуг.

Подводя итог, следует отметить, что участие пятиклассников в данном проекте заметно оживило работу в классах по профориентации, способствовало формированию первоначальных навыков проектной деятельности.

Предлагаемая форма работы, на наш взгляд, может быть использована во внеклассной работе по профориентации для учащихся второй ступени обучения. Вариант сценария заключительного мероприятия прилагается.

Цель:

  • проверить, насколько учащиеся поняли особенности представляемой профессии;
  • выявить уровень сформированности навыков проектной деятельности;
  • формировать образное мышление, творческое воображение;
  • способствовать эстетическому воспитанию детей.

Оформление: дом в стиле теремка.

Ход урока

Вступление (фоновая музыка)

ВЕД 1. Здравствуйте, уважаемые гости нашего праздника. Сегодня мы собрались с Вами в Городе мастеров, где наши пятиклассники расскажут о профессиях сферы бытовых услуг.

ВЕД 2. Надеемся, что вы будете не только внимательными слушателями, но и сами примете участие в этом празднике.

На фоне музыки «Гусли».

ВЕД 1. Стоит в поле теремок, теремок, он не низок, не высок, не высок. Кто, кто в теремочке живёт? Кто, кто в невысоком живёт?

ВЕД 2. Нет, не лягушка и не какая иная зверюшка. А живут в нашем теремке люди, да не простые, всё мастеровые.

ВЕД 1. Они Вам сами о себе расскажут, и всё, что умеют, покажут. Выходите, силой и смекалкой померяйтесь!

Презентация профессий в форме сказки или рекламы

  • сапожник
  • портной
  • ювелир
  • фотограф
  • специалист ремонта бытовой техники
  • мастер по маникюру

(см. Приложение)

Фоновая музыка.

ВЕД 2. Молодцы, ребята, замечательные сказки показали.

ВЕД 1. Да, всё нам о профессиях в сфере бытовых услуг рассказали, всё знаете.

ВЕД 2. А сейчас мы проверим, какие вы умельцы!

Конкурсы:

1. ''Наша мастерская''

Каждой команде необходимо обнаружить неполадку и, используя карандаш, вернуть недостающую деталь. Так мы определим, кого же из вас назовём ''Мастер золотые руки''.

Каждой команде выдаются рисунки:

  • утюг (дорисовать шнур);
  • сапог (дорисовать каблуки);
  • платье (пришить рукав);
  • химчистка (стереть пятно);
  • часы (дорисовать стрелки);
  • самовар (собрать пазл).

ВЕД 1. Посмотри-ка, ребята и с этим конкурсом замечательно справились.

ВЕД 2. Не зря они в этом году ходили на экскурсии в УПК и Дом Быта.

ВЕД 1. А почему у нас заскучали зрители? Сейчас проверим, что они знают об истории происхождения привычных предметов.

2. ''Самые смекалистые'' (для зрителей)

  • Во что одевались древние люди?(Шкура, листья, перья)
  • Из чего была первая ткань?(Из льна)
  • Какими были первые часы?(Солнечные, масляные, песочные)
  • Какие часы не надо заводить?(Электронные)
  • Какие приборы называют бытовыми?(Используются в повседневном обиходе, в быту)
  • Перечислите бытовые приборы.(Магнитофон, микроволновая печь, утюг, чайник, холодильник, телевизор, электрические лампы, фен, плойка)
  • Где хранили продукты до изобретения холодильника?(В погребах, подвалах, ледниках)
  • Из чего делалась самая первая обувь?(Из дерева, глины, лыка, кожи)

3. Конкурс модельеров и визажистов

ВЕД 1. А сейчас проверим, кто в будущем сможет посоперничать со Зверевым в мастерстве и фантазии.

ВЕД 2. Приглашаем из каждой команды двух мальчиков. Необходимо из предложенных предметов заплести косу.

ВЕД 1. Берегись, Зверев, достойные скоро будут у тебя соперники!

ВЕД 2. Я уверена, что среди наших конкурсантов есть Юдашкины и Зайцевы!

ВЕД 1. Зачем ждать, давай проверим ребят. Пусть сделают костюмы из газет с помощью прищепок. А затем объяснят, куда в такой одежде можно отправиться.

ВЕД 2. Мы же с вами, уважаемые болельщики, отправимся к господину Загадкину и попытаемся найти ответы на его хитроумные загадки.

4. Конкурс Загадкина

Этот электроприбор
Не видал я до сих пор.
В нём согреется еда
Без особого труда.
Он готовит очень вкусно
И недолго: раз, два, три,
И обед свой забери.
(микроволновая печь)

Идут круглые сутки,
Не стоят ни минутки,
А всё на одном месте.
(часы)

Мы день не спим,
Мы ночь не спим,
И день и ночь
Стучим, стучим.
(часы)

Это что за пароход
Ходит взад и вперёд?
Он на каплю налетит
Жаром дышит и шипит,
На простынке и рубашке
Расправляет он все складки.
(утюг)

Есть у нас в квартире робот,
У него огромный хобот.
Любит робот чистоту
И гудит, как лайнер ТУ.
Он охотно пыль глотает,
Не болеет, не чихает.
(пылесос)

Он большой и музыкальный,
Тихо, громко он играет.
Много кнопочек огней,
Подари его скорей.
(магнитофон)

Машина эта любит трудиться,
Своею работою очень гордится.
Белью говорит она: ''Эй, замарашки,
Пелёнки, футболки, штаны и рубашонки!
К себе в барабан вас, грязнуль, приглашаю,
И пятна, и грязь с порошком отстираю.
Хорошую баню устрою белью,
Хозяйка оценит работу мою!''
(стиральная машина)

Вот белый дом,
И лежат продукты в нём.
Может, здесь, где холод, лёд,
Добрый Дед Мороз живёт?
Я надеялся на чудо,
Деда в нём искал повсюду:
Сколько дверь ни открывал,
Но мороза не видал.
Но ему моя забава
Оказалась не по нраву.
Загудел он: ''Эй, герой,
Дверь немедленно закрой!
А не то, я точно знаю –
Всё внутри меня растает.
Хватит двери открывать
И работать мне мешать!''
(холодильник)

Ярко солнышко светило,
Но когда ушло оно,
Сразу стало всё уныло,
Очень мрачно и темно.
Только я не унываю-
В доме солнышко живёт.
Можно вечером играть,
И читать, и рисовать…
Вот оно, магическое
Солнце электрическое!
(лампа электрическая)

5. Что бы это значило? (Раскрыть значение фразеологических оборотов)

ВЕД 1. Мастер на все руки (человек, умеющий всё делать, искусный во всяком деле).

ВЕД 2. Детское время (рано).

ВЕД 1. Битый час (очень долго).

ВЕД 2. Под сапогом (под чьей-либо властью).

ВЕД 1. Винтиков не хватает (глуповат, со странностями человек).

ВЕД 2. Через час по чайной ложке (очень медленно).

ВЕД 1. Вкрутить мозги (преднамеренно внушать что-либо неправильное, ложное).

ВЕД 2. Шито белыми нитками (неумело что-либо скрыто).

ВЕД 1. Не по дням, а по часам (очень быстро).

ВЕД 2. Закручивать гайки (повышать требования к кому – либо).

ВЕД 1. Час пробил (время пришло).

Фоновая музыка.

ВЕД 1. По-моему, сам Валентино и лучшие Дома Мод позавидовали бы таким костюмам и дизайнерским находкам.

ВЕД 2. И хотя в будущем не все из вас изберут представленные сегодня профессии, но вы сделали первые шаги в познании специальностей, связанных со сферой бытовых услуг.

ВЕД 1. Помните: любая профессия требует мастерства, и только от вас будет зависеть, скажут ли про вас люди: ''Мастер своего дела'', - или нет.

6. Вручение призов

К уроку прилагается приложение.